00:31 / 16.11.2008Эксперты и политики Азербайджана анализируют итоги Бакинского энергетического саммита

Ряд экспертов в Азебайджане считают, что поддержанные на Бакинском энергетическом саммите маршруты  по экспорту энергоресурсов из Каспийского региона в Европу не следует рассматривать как проекты, направленные против интересов России. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал, в частности, политолог Расим Мусабеков.

Как считает Мусабеков, проекты доставки энергоресурсов из Каспийского региона в Европу по альтернативным маршрутам в обход России получат путевку в жизнь в случае их коммерческой оправданности. В таком случае, никто, в том числе Россия, не будут в состоянии помешать реализации этих проектов. "Если будет воля поставщиков и воля и поддержка потребителей, то эти проекты будут воплощены", - сказал Мусабеков.
           
При этом он обратил внимание на то обстоятельство, что российский газ в основном обеспечивает потребителей в Северной Европе. Более реальными кажутся перспективы увеличения российского экспорта также в северном направлении - Германию,  Финляндию, Данию и др.

Проект же, Nabucco, как отметил Мусабеков, прежде всего, рассчитан на обеспечение газом стран Южной и Центральной Европы.

Что же касается, маршрута "Южный поток", то в условиях финансового кризиса у России вряд ли хватит средств на реализацию данного проекта.

По мнению Мусабекова, об ущемлении интересов России можно было бы говорить в том случае, если бы речь шла бы о заполнении новых энерготранспортных маршрутов за счет нынешних контрактных обязательств центральноазиатских стран  по поставкам через Россию.

Вместе с тем Мусабеков отметил, что судьба альтернативных энерготранспортных проектов будет определяться не "геополитическими играми", а выявлением реальных источников углеводородных ресурсов для них. Как полагает Мусабеков, Туркменистан не откажется от поставок газа для системы Nabucco, если подтвердятся в этой страны разведанные запасы в крупных объемах. По мнению Мусабекова, Ашхабад пока не берет на себя никаких  письменных  обязательств, поскольку не располагает точными сведениями о своих запасах. Для привлечения этой страны к экспортным проектам Западные компании должны подписать контракты и провести геологическую разведку, считает Мусабеков. После подтверждения запасов можно будут обсуждать вопрос о путях экспорта.

Мусабеков напомнил, что Казахстан также уклонялся от прямых обязательств относительно экспортных маршрутов, пока не были подтверждены запасы нефти на месторождении "Кашаган". Теперь Россия даже если захочет, то не сможет обеспечить полный объем экспорта казахстанской нефти.

"Новороссийск и так уже задыхается от экологических проблем. Кроме того, существуют ограничения на прохождение танкеров через турецкие проливы", - заметил Мусабеков. Поэтому, сама коммерческая целесообразность побуждает Казахстан существенно увеличивать экспорт своей нефти на мировые рынки через Азербайджан, который имеет подходящую инфраструктуру, в частности нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, железнодорожный выход к грузинским портам на Черном море, далее отметил Мусабеков.

Подписание Бакинской декларации - это серьезная заявка на реализацию новых проектов по доставке энергоресурсов из Каспийского региона в Европу, и в частности создания газотранспортной системы Nabucco, в свою очередь отметил глава Центра политических и экономических исследований FAR CENTER Хикмет Гаджизаде. "Можно сказать, что политическая часть вопроса, то есть выражение воли на реализацию указанных проектов, решена", - добавил он.

Конечно, продолжил эксперт, Россия будет всячески стараться препятствовать реализации данных проектов. Другой вопрос в том, что насколько Россия будет в состоянии делать это.

Однако, как полагает эксперт, в конечном счете судьба новых проектов будет зависеть не от роли России, а от таких факторов как мировые цены на энергоносители, геополитическая ситуация в регионе, развитие событий вокруг Ирана. По мнению Гаджизаде, в случае если мировой финансовый кризис затянется, и цены на нефть будут оставаться низкими, то реализация многих глобальных проектов может оказаться под вопросом. 

По мнению политолога Вафы Гулузаде, "в результате мирового финансового кризиса Россия значительно ослабла и больше не способна препятствовать реализации проекта Nabucco. На его взгляд, "Москва настолько слаба, что сама отказывается строить Прикаспийский газопровод (Туркменистан-Казахстан-РФ), который замышлялся как альтернатива Транскаспийскому (Туркменистан-Азербайджан) газопроводу и Nabucco.

Итоги Бакинского саммита в целом позитивно оценили и азербайджанские политики. Как заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", лидер Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардара Джалалоглу, само проведение Энергетического саммита в Баку стало демонстрацией целым рядом государств поддержки Азербайджану, что он "не один в противодействии давлению России". Саммит также показал решимость европейских государств устранить свою энергозависимость от  России.

Как считает Джалалоглу, вслед за саммитом должны быть предприняты серьезные практические шаги в данном направлении.

Джалалоглу напомнил о том, что в августе этого года Грузия подверглась агрессии России, а Азербайджан испытал серьезное давление Москвы. При этом он указал, что страны Запада заинтересованные в энергопоставках из Каспийcкого региона в то же время могут помочь в демократизации стран Южного Кавказ.

Саммит достиг поставленных целей и это позитивное явление, в свою очередь заявил лидер партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли. Он приветствовал в отражении Бакинской декларации поддержки проекта нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск и газопровода Nabuccco.
    
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар считает, что принятие Бакинской Декларации имело важное значение, не только с экономической, но и политической точек зрения. На его взгляд, "сам факт затягивания согласования текста Декларации свидетельствует о противоречии интересов в регионе".

Кроме того, саммит поставил руководство Азербайджана перед необходимостью,  наконец отказаться от "лжесбалансированной внешней политики" и принять однозначные решение о  превращении Азербайджана в составную часть Евроатлантического пространства.

Гамбар заявил также о поддержке  партией "Мусават" вопроса о диверсификации  энергетических коридоров, что отвечает политическим и экономическим интересам Азербайджана.

Как уже сообщал "Кавказский узел", на Бакинскую встречу собрались президенты 6 государств: Азербайджана - Ильхам Алиев, Турции - Абдулла Гюль, Грузии - Михаил Саакашвили, Украины - Виктор Ющенко, Литвы - Валдас Адамкус и Польши - Лех Качиньский.

Кроме того, в работе саммита участвовали вице-президент Болгарии Ангела Марина, премьер-министр Эстонии - Андрус Ансип, премьер-министр Венгрии - Ференц Дюрчань, министр иностранных дел Румынии Лазэр - Комэнеску, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана - Сауат Мынбаев, министр энергетики США - Самуэл Бодман, министр развития Греции - Христос Фолиас, заместитель министра экономики Латвии - Артурс Бергхольц.

Вечером 14 ноября был официально обнародован текст декларации, принятой на состоявшемся в Азербайджане IV Энергетическом саммите. В документе выражается поддержка усиления энергобезопасности Европы с помощью альтернативных путей поставок нефти и газа из Каспийского бассейна.

Автор:Фаик Меджид, корреспондент "Кавказского узла"