22:28 / 21.09.2013Депутат Госдумы требует проверить законность установки в Чечне памятника девушкам, погибшим во время Кавказской войны

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Депутат Госдумы, председатель партии "Родина" Алексей Журавлев направил депутатский запрос генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить законность открытия в чеченском селе Хангиш-Юрт памятника девушкам, погибшим в ходе Кавказской войны 1817—1864 годов. Обвинить организаторов открытия монумента в экстремизме нельзя, считает председатель совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.

На юго-востоке Чечни открыт памятник девушкам, погибшим во время Кавказской войны. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" от 15 сентября 2013 года.

Напомним, открытие мемориала "Дади-Юрт" состоялось 15 сентября в День чеченской женщины. Мемориал, представляющий собой окруженную забором боевую башню на насыпном холме, посвящен 46 девушкам, которые будучи взятыми в плен при атаке села Хангиш-Юрт солдатами генерала Алексея Ермолова, покончили с собой, бросившись в Терек вместе с конвоировавшими их бойцами. На башне выгравированы надписи на русском и чеченском языках. Первая гласит: "Холм памяти. Сооружен из земли, собранной со всех уголков Чеченской Республики в память аула Дади-Юрт, героически погибшего в 1819 году за честь и свободу. Да благословит их Аллах". Вторая переводится с чеченского языка на русский как: "Вы показали мужество, скромность, чеченскую честь!"

Обращаясь к Юрию Чайке, депутат Алексей Журавлев пишет, что открытие памятника вызвало "широкий общественный резонанс" и "было воспринято как открытое прославление убийц русских солдат". Особое "возмущение общественности" вызвала речь главы Чечни Рамзана Кадырова, который, указывает парламентарий, "высоко оценил поступок чеченских женщин и несколько лет назад в память о тех событиях учредил праздник, отмечаемый в Чеченской Республике – День чеченской женщины".

По мнению Журавлева, мемориал "является антироссийской акцией властей Чеченской Республики" и "станет очередной Меккой для радикально настроенных этнических группировок Чечни".

"Попытки переоценки и восхваления тех далеких и неоднозначных страниц истории вновь дают почву для взращивания семян экстремизма и сепаратистских настроений", - говорится в обращении, опубликованном на сайте депутата.

Журавлев усматривает в действиях организаторов мероприятия 15 сентября нарушение статьи 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и просит генпрокурора Чайку проверить законность возведения мемориала.

Черкасов: люди по-разному интерпретируют военную операцию Ермолова как исторический факт

Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов отмечает, что обвинить организаторов открытия монумента в экстремизме нельзя, поскольку "для того чтобы применить 282-ю статью УК РФ, должно быть совершено или должен быть призыв к прямому насилию".

"Все остальное – произвольное толкование закона", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.

Агрессия по отношению к солдатам со стороны чеченок не имела национальной подоплеки, отметил правозащитник, комментируя исторический контекст открытия памятника. Прежде всего, указывает Черкасов, речь идет о "гражданском сопротивлении" со стороны молодых женщин, а "не о военных действиях", а поступок 46 чеченок надо понимать как "отказ идти в рабство".

Сами чеченцы воспринимают атаку аула Дади-Юрт как "набег, захват заложников, массовое убийство мирных жителей", отметил Александр Черкасов.

В целом же, история отношений Чечни и России "короткая и одновременно трагическая", рассказал председатель совета ПЦ "Мемориал".

"Чеченцы могут вспомнить Кавказскую войну XVIII-XIX веков, сопротивление горцев при шейхе Ушурме, депортацию 1944 года и войны девяностых и нулевых годов. Генерал Ермолов в чеченской истории отнюдь не самый почитаемый человек. Вспомните, у чеченцев есть обычай давать имена сыновьям в честь храбрых и достойных противников – например, генерала Слепцова, Пацкевича. Показательно, что в честь Ермолова детей не называют, его образ крайне отрицательный", - рассказал Черкасов.

Что касается непосредственно возведения мемориала, то налицо политический фактор – Рамзан Кадыров лично открывал монумент, отметил Черкасов.

"Но Кадыров, как мне кажется, опирается не на темные чувства. Эти девушки – не шахидки или террористки, а люди, сохраняющие свое достоинство в крайней ситуации", - пояснил Черкасов, оговорившись, что написанное "по-разному читается в Москве и на Кавказе".

Черкасов считает, что было бы неверно умалчивать информацию об открытии памятника. "Это значимое событие, неоднозначное, меняющее взгляды людей. Не освещая его, остается принять обет молчания, запретить высказываться публично", - резюмировал председатель совета ПЦ "Мемориал".

"Офицеры России": инициируем установку памятника Ермолову в Москве

Открытие памятника было встречено общественностью неоднозначно. В частности, всероссийская организация "Офицеры России" (ОР) предложила возвести подобный памятник генералу Ермолову в Москве. Как заявил сразу после открытия "Дади-Юрта" член президиума ОР Павел Пятницкий, инициатива установки связана именно с событиями в Чечне. Пятницкий уже направил обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой оценить действия Кадырова как главы республики.

Впрочем, член "Офицеров России" сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что желание установить мемориал Ермолову – не "противовес" чеченскому памятнику.

"Мы не хотим поставить памятник в отместку, организация не считает его антироссийским или антирусским, но мы хотим помнить наших героев, русских героев. Ермолов – один из них", - рассказал активист организации.

Нурди Нухажиев: памятник открыт не женщинам, которые убивали солдат, а девушкам, не смирившимся с участью военных трофеев

В свою очередь уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев заявил, что имя Ермолова не должно быть удостоено чести, аналогичной той, которой удостоены чеченские девушки.

"Покорение Кавказа происходило с применением изуверских методов колонизации. Именно Ермолов был инициатором стратегии выжженной земли, сопровождавшейся голодом, мором и насильственной депортацией некоторой части коренных этносов в страны Востока. На его совести сотни тысяч жертв. Об этих бесчеловечных методах ведения войны историки по большей части почему-то предпочитают молчать", - цитирует Нухажиева пресс-служба уполномоченного по правам человека в ЧР.

Припоминая исторические факты, Нухажиев делает вывод, что "оцивилизовывание" горцев проходило насильственно, при этом им приписывают" и "варварскую сущность". Особо омбудсмен отмечает, что "война (Кавказская война) была не против русских", а памятник открыт не "женщинам, которые убивали русских солдат", а девушкам, «героически погибшим, не приемля для себя участи военного трофея".

Игорь Косиков: не стоит обращать внимание на открытие памятников 

Как считает доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Игорь Косиков, не стоит обращать особое внимание на такие события, как открытия памятников.

"Я советую общественности не замечать подобных событий, не нагнетать ситуацию, принять как факт. Я считаю, поставили памятник – и поставили. Если вам это поможет для возрождения республики, пожалуйста", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Косиков.

У каждого народа свое отношение к истории, продолжил профессор, напомнив противоречивую персону генералиссимуса Александра Суворова.

"Например, для русских Суворов – великий полководец, для поляков – угнетатель. В свое время Иосиф Сталин придумал иезуитскую штуку – наградил польский корпус, воевавший во Второй мировой войне на стороне СССР, орденом Александра Суворова. Также и в нашем эпизоде - у чеченцев свое отношение к прошлому, на которое они могут смотреть так, как им хочется, имеют на это право. Тем не менее, писать их версию в учебники по истории было бы неверно", - закончил Косиков.

Автор:Олег Краснов
22.09.2013 в 03:13kritik-1
Во все времена, мужество даже врагов оценивалось врагами , есть мужество, доступное немногим и как далек от этих непреложных истин сей депутататишка.
22.09.2013 в 13:22Robin Hood

А я полностью поддерживаю  Р.Кадырова  в  этом  вопросе!!! Памятник  этот  быть  напоминанием о  благододстве, Чести и единственном примером в мире, который наши девушки преподали тогда крепостным. Отдаю себе отчет, что сейчас будут меня "минусовать" и огрызаться эти самые потомки крепостных, но....но крепостное право отменят лишь спустя 42 года от событий в Дади-Юрте, тогда же и негритосов Америки Абраам Линкольн освободил от рабства.То есть хронологически и крепостные и тогдашние негры Америки-друзья, коллеги...И тем не менее, прошу понять меня правильно--- не всё так однозначно!Так полуармянин  Еромолов взял на воспитание чеченского мальчика из Дади-Юрта, дав ему имя Пётр Захаров, он стал известным в России художником-портретистом.  И ещё одно, пусть мечтающее офицерьё или нацики ставят Еромолову памятники где хотят, но имама Шамиля пленил Барятинский...Вот что я прочитал вчера на "гранях"  ---apaches, 20.09.2013 20:47 :""В 1851 году командующим левого фланга Кавказской линии фронта был назначен князь А. И. Барятинский - потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру. С первого дня своего пребывания в Дагестане Барятинский начал претворять в жизнь свой план. Он встречался с лидерами общин - раввинами, организовал агентурную, оперативную и разведывательную деятельность горских евреев, ставя их на довольствие и приводя к присяге, Результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 года была создана агентурная сеть левого фланга. горские евреи, докладывали о местоположении аулов, изнутри наблюдали за действиями и передвижениями отрядов войск Шамиля, хитрость и осторожность - вот главные черты горских евреев.евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 года Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта.евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 года Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта. ""-конец цитаты! Так что после Еромолова ещё добрых 40[сорок!!!] лет продолжалась Каваказская Война! Но похоже ненависть к чеченцам в России затмила остатки непропитого сознания некоторых "уря-патриотов", вякающих о  Енерале Ермолове направо и налево...)))Бу-га-га-а))))

22.09.2013 в 15:17Monro

 “Нетерпимость — болезнь, порожденная невежеством”

Томас Джефферсон

22.09.2013 в 16:20МР

Все правильно сделал Рамзан. +1000000

22.09.2013 в 16:14Monro

Эрнесто, неужели настолько велика необходимость приходить и писать такой комментарий под статьей где думовцы? делают откровенный наезд на Чеченский народ и на ее главу, за то что они не хотят забывать о замученных и истерзанных своих соплеменниках Российской Империей, неужели вы все не видите что Российские политики своими выходками и вызывающим поведением откровенно хотят сегодня нам показать что они являются правопреемниками той кровавой империи покорявшей Северный Кавказ, что они не о чем не сожалеют и повторили бы это все заново если бы в этом была бы необходимость.  Рамазану Кадырову в сегодняшней России в сегодняшней дикой античеченской атмосфере в РФ альтернативы нет, это единственный человек которого боятся наши соседние главы наших соседних республик, которые сделали карьеры на античеченских настроения, возьмем хотя бы главу Ингушетии Юнусбека Евкурова. который в бытность своего назначения главой Ингушской республики сразу заигрывая перед русскими нациками из правительства сделал заявление о том что Чеченцы принесли в Ингушетию наркоманию и проституцию, по сегодняшний день он как кролик бегает от Рамазана с тех пор. Вещи нужно говорить там где они к месту а не там где твой народ обливают дерьмом.

22.09.2013 в 12:02Эрнесто

По моему мнению КРА и Ермолов даже в чем то похожи. Оба уничтожали чеченцев. При этом каждый делал это по своему. Оба предано служили русскому царю. Если при Ермолове чеченцы уезжали на восток, то при КРА чеченцы уезжают на запад. Ермолов основал крепость (сейчас это город) и дал ей название Грозная, а КРА восстановил его побоявшись изменить, данное Ермоловым название. Но если Ермолова уважают русские, то КРА не уважают ни русские, ни чеченцы. Ермолов это русский офицер с холодным расчетом, настойчиво и энергично осуществлявший свой план, а КРА шут гороховый, способный только на какие то причуды.

25.09.2013 в 13:0415738

Эти девушки в раю, а [...] ермолов  в аду навечно!

Иншааллах!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

26.09.2013 в 13:43ujkl
Одного памятника мало. Надо ещё поставить памятникам сотням тысячам Чеченцам убитые за последние 20 лет. Геноцид Чеченского народа.
26.09.2013 в 20:27chegevara

Сколько можно разжигать, ненависть приведет только к еще большим проблемам.

25.09.2013 в 13:1215738

А сколько их в Чечне, да и на всем Кавказе таких сел  уничтоженных взбесившимися рабами=крепостными? не против вооруженных и противостоящих им горцев, а женщин,детей и стариков?  Да сотни таких сел,аулов и т.д.!

"...Высоко взлетела ракета и, обрисовав спиралью яркий путь свой по темно-серому небосклону, с треском разорвалась на противоположной стороне аула. С разрывом ракеты слилось громкое неистовое «ура», и ожесточенные, наэлектризованные возбудительными возгласами своих начальников, разъяренные мстители за павших братьев, карабинеры и егеря, страшною волною ворвались в аул, беспардонно на всем пути обливая все теплою чеченскою кровью. Ружейных выстрелов послышалось два, три, не больше, - видно, что в ходу был русский штык, без промаха и милосердия разивший виновных и невиновных. Стоны умирающих, застигнутых врасплох, доносились со всех сторон и раздирали душу. Резня людей всех полов и возрастов совершилась в широком, ужасающем размере. 

Но из всех жителей аула вряд ли кому-нибудь, кроме одного грозного повелителя Дубы, удалось еще раз увидеть восходящее солнце. При самом отчаянном сопротивлении некоторых, большинство, застигнутое врасплох полунагими, стар и молод, женщины и дети и грудные младенцы утонули в своей крови от остро наточенных штыков, никого не помиловавших, не пощадивших…"

29.09.2013 в 01:36chegevara

Вот с этим абсолютна согласна.

28.10.2013 в 12:41Nazar

Депутат прав что написал Чайке,надо было ложиться под них,как лежала Россия по Чингизханом 300 лет

24.12.2013 в 01:23dr_ibrag

В 1816 году на Кавказе проживало 1,6 млн. чеченцев. По переписи 1859 г. их осталось 159 тысяч. Что сделал Ермолов думаю в комментариях не нуждается. Это был даже не зверь. Это было чудовище, которое приходило в восторг при виде поднятого на штыки грудного чеченского ребенка. Если сегодня, в 21 веке кто-то считает его героем России и ставит такому палачу памятники, то он глубоко больной человек. Что хорошего он сделал для России, поголовно уничтожив чеченцев и свыше миллиона русских солдат. В 1959 г. Чернышевский писал:" Наконец таки зарубцевалась на теле России рана, которая ежегодно уносила 25 тысяч русских солдат". Все, что сегодня происходит на Кавказе порождено палачами Ермоловым и Берием. Зададимся вопросом? Это нужно чеченцам? Это нужно русскому народу? В советские годы в центре города Грозного стоял памятник Ермолову. Его каждый год взрывали, в основном по ночам, но утром на том месте всегда вырастал новый памятник. Тот, кто его воздвигал просто издевался над чувствами сотен тысяч чеченцев и в конечном итоге способствовал началу войны в Чечне   1994 г. Зададимся вопросом: А как бы чувствовал себя русский человек, если бы сегодня установили памятник Чингисхану в Москве. С какими чувствами в душе он бы жил. И вообще, можно ли было бы это назвать жизнью.  Не было бы у каждого русского мужчины ощущения,  будто бы с него стянули портки. Для  кого то это может быть нормальным явлением. Но уверен, что настоящий мужчина предпочтет такому позору достойную смерть, точно такую же которую предпочли 46 чеченских женщин, которые шагнули со своими палачами не в Терек, а в бессмертие. 46 чеченских женщин - это лишь исторически установленный эпизод, который стал достоянием общественности, благодаря русским  же писателям. На самом же деле таких женщин и детей было сотни тысяч. Пока мы не научимся палача признавать палачом, а героя называть героем,  мы никогда не станем цивилизованным обществом.

26.09.2013 в 13:47ujkl
в РФ полно памятников русским военным преступникам
22.09.2013 в 15:23Monro

Кстати, Кадыров старший был более последователен и более жесток в отстаивании прав своего народа.

http://www.youtube.com/watch?v=95X9z_XvKJE

28.09.2013 в 17:05Qui-Gon_VK

Требую проверить законность установки памятников генералу Ермолову в Пятигорске и адмиралу Лазареву в Краснодарском крае.