04:55 / 15.11.2017Политологи заявили о необходимости кадровых изменений в правительстве Грузии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Оппозиция отказалась поддержать изменения в правительстве Грузии, считая, что ни оптимизация, ни кадровые назначения не скажутся благотворно на положении населения страны и не сократят расходы на бюрократию. Политологи положительно оценили структурные изменения в правительстве, но отметили, что они вряд ли приведут к сокращению бюджетных трат.

"Кавказский узел" писал, что 13 ноября премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили рассказал о намеченных изменениях в составе правительства и его структурных преобразованиях.

14 ноября четверо новых министров приступили к работе в правительстве Грузии. Власти страны заявили о намерении в целях оптимизации слить несколько министерств и упразднить пост государственного министра по европейской и евроатлантической интеграции. В результате останется 12 из 16 ведомств. В ближайшие несколько дней по этому вопросу состоится совещание кабинета министров, сообщили в пресс-службе правительства корреспонденту "Кавказского узла".

В соответствии с законодательством, после изменения трети состава правительства кандидаты в министры должны получить вотум доверия парламента.

Намеченные структурные изменения положительно оценил председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе, который указал, что они направлены на рационализацию в системе управления и усиление эффективности, кроме того, изменения позволят сократить бюджетные расходы, сказал Кобахидзе в эфире грузинской телекомпании "Рустави-2" 13 ноября.

Свои посты в кабинете министров Грузии фактически теряют шесть министров, двое уже покинули Кабмин - министр внутренних дел Георгий Мгебришвили, министр образования и науки Александр Джеджелава. Дополнение "Кавказского узла" 15.11.2017 14:29 - Еще четверо уйдут из правительства в результате структурных изменений в системе Кабмина: постов лишатся министр охраны окружающей среды Гигла Агулашвили, министр энергетики Илия Элошвили, министр по делам спорта и молодежи Тариел Хечикашвили и госминистр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Виктор Долидзе.

Оппозиция считает, что структурные изменения в правительстве ничего не изменят

Две основные оппозиционные партии парламента Грузии отказались поддержать новое правительство, считая, что ни оптимизация, ни кадровые назначения не скажутся благотворно на положении населения страны.

Партия "Европейская Грузия" примет участие в голосовании по вопросу оказания доверия новому правительству и проголосует "против".

"Мы не поддержим новое правительство, так как считаем, что у этого правительства много проблем и много чего надо изменить. Мы недовольны тем, как управляют страной. Количество министров для нас ничего не меняет. Самое главное, что мы должны удостовериться, что суть этих изменений состоит в том, чтобы были сокращены расходы на бюрократию. К сожалению, у нас нет никакой гарантии, что это повлечет сокращение расходов госструктур, так как сегодня (14 ноября) министр финансов не смог ответить на этот вопрос", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" депутат парламента от партии "Европейская Грузия" Георгий Тугуши.

По его мнению, структурные изменения, направленные исключительно на сокращение количества министров, ничего не изменят.

В "Едином национальном движении" пока не определились, примут ли депутаты от партии участие в процессе голосования. В партии уверены, что основанием для новых назначений является приближенность к семье неформального лидера правящей партии "Грузинская мечта - Демократическое движение", экс-премьер-министра и миллиардера Бидзины Иванишвили.

Заместитель председателя политсовета ЕНД Заза Бибилашвили критично оценил назначение на пост главы МВД Георгия Гахария, так как в период его пребывания на посту министра экономики и устойчивого развития грузинская экономика пришла в упадок. Назначенный же на пост министра финансов Мамука Бахтадзе во время работы на посту генерального директора АО "Грузинская железная дорога", по мнению Бибилашвили, "практически разрушил ее".

"Назначение министров служит конкретному клану и группам интересов", - заявил Бибилашвили корреспонденту "Кавказского узла".

Говоря о намеченных структурных изменениях в правительстве, он обратил внимание на то, что ЕНД выступала с этой инициативой на протяжении последних лет, поскольку она направлена на сокращение бюрократии. Однако в партии с сомнением относятся к новшеству, считая, что правящая партия подтверждает "декларированные противоположные цели" своими действиями.

"При "Грузинской мечте" было создано дополнительно 15 тысяч мест в государственных структурах. На эти должности были назначены активисты правящей партии, члены их семей и их родственники. Потому в реальности у нас нет веры в то, что "Грузинская мечта" осуществит задуманное. Однако мы приветствуем, что хотя бы на риторическом уровне начали осуществляться (перемены)", - сказал Бибилашвили.

Новые министры образования и МВД - не столь одиозные фигуры, как старые

Комментируя намерение властей внести структурные изменения в госорганы, грузинские политологи оценили их положительно, но указали, что нововведение не послужит значительному сокращению бюджетных трат.

"Очень часто те или иные функции дублировались разными ведомствами. Или были недостаточно представлены некоторые задачи в структуре министерств или, наоборот, то, что было выделено в отдельные структуры, не заслужило такой чести. Например, при существовании министерства иностранных дел, которое, в основном, занимается европейским направлением, в период президентства Михаила Саакашвили был создан аппарат государственного министра интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Тогда очень часто возникали структуры, не имеющие самостоятельной функции. Создавались для того, чтобы дать портфель главы какому-нибудь фавориту", - сказал политолог "Клуба независимых экспертов" Рамаз Сакварелидзе корреспонденту "Кавказского узла".

Он сообщил, что у "Грузинской мечты" наблюдается несколько другой подход, поскольку при оптимизации государственных структур ряд министров потеряет должности. Кроме того, по мнению Сакварелидзе, провести ряд кадровых перестановок в правительства до структурных изменений было необходимо, в частности, сменить министра образования и науки, который "ничего не говорил об образовании, а занимался рассмотрением различных вопросов, в том числе раздачей яблок в школах, в то время как по итогам экзаменов среди учителей и школьников были получены неудовлетворительные результаты".

В июне Служба государственного аудита Грузии провела проверки в школах и выяснила, что у двух тысяч учителей нет высшего образования, и лишь четыре процента из них сдали экзамен по предмету. По итогам учебного года в мае почти 11 тысяч учеников не сдали выпускные экзамены.

Назначение Гахария на пост министра внутренних дел Сакварелидзе назвал интересным экспериментом, ведь ранее Гахария не работал в этой структуре и при назначении делалась ставка на его менеджерские качества.

Назначение Георгия Гахария на новый пост считает одним из главных пунктов кадровых изменений эксперт "Международного центра геополитических исследований" Торнике Шарашенидзе, поскольку, по его мнению, он может стать трамплином на пост премьер-министра Грузии. Шарашенидзе также предположил, что действующий глава правительства может стать кандидатом в президенты от "Грузинской мечты" на президентских выборах в 2018 году. Кроме того, по мнению эксперта, интересно, как справится новый министр образования и науки Грузии Михаил Чхенкели с возложенными на него обязанностями.

"Министерство образования и науки Грузии - самое важное стратегическое министерство для страны, поскольку образование - серьезная проблема", - уточнил Шарашенидзе.

Эксперт указал на то, что в результате структурных изменений в стране не будет органа, занимающегося определением политики безопасности, так как новая редакция Конституции упраздняет Совет национальной безопасности при президенте Грузии, а при сокращении правительства упраздняется Совет по управлению кризисными ситуациями при премьер-министре Грузии.

"Совет по управлению кризисными ситуациями ничем не занимался, а Совбезу не давали ничего делать. Поэтому это окажет не сильное влияние, но в стране нужно серьезное ведомство, на которое не будут влиять партийные изменения и партийная политика, в задачи которого войдет серьезная деятельность - вопросы безопасности", - сказал Шарашенидзе корреспонденту "Кавказского узла".

Необходимость сокращения бюджетных трат отметил и учредитель "Кавказского института мира, демократии и развития" Гия Нодия. По его словам, правительство подвергалось критике из-за раздутого штата ведомств и направленных на него расходов. Однако он не считает, что при слиянии ряда ведомств будут значительно сокращены расходы, поскольку сокращение коснется нескольких должностей, среди которых - заместители министров.

По мнению Нодия, в результате проведенных кадровых перестановок в правительстве с должностей были освобождены "две одиозные фигуры - министр внутренних дел Георгий Мгебришвили и министр образования и науки Грузии Александр Джеджелава", которые были частными объектами для критики.

"Их сменили на фигуры, которые, по ожиданиям, не будут настолько сильно критиковаться. Михаил Чкенкели - ученый с хорошим послужным списком, а Гахария не вызвал такой агрессии", - сказал Нодия корреспонденту "Кавказского узла".

Автор:Инна Кукуджанова