02:31 / 19.12.2017Подсудимые по делу ячейки ИГ* пожаловались на ростовский СИЗО

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Свидетели по делу о создании ячейки "Исламского государства"* в Карачаево-Черкесии в четвертый раз не явились на процесс. Суд продлил сроки арестов подсудимых, в том числе беременной Лилит Хозиевой, до апреля, несмотря на их жалобы на ужасные условия содержания в ростовском СИЗО.

"Кавказский узел" сообщал, что в октябре 2016 года силовики объявили о задержании шести жителей Карачаево-Черкесии, Дагестана и Ставрополья по подозрению в связях с запрещенной в России по решению суда и признанной террористической организацией "Исламское государство"*. Подсудимые пожаловались суду на пытки в ходе следствия.

На скамье подсудимых находятся Александр Бенденко, Амич Сапигулаев, Бац Хабибов, Расул Сайпудинов, Лилит Хозиева и Музакир Паунежев. Им предъявлены обвинения в организации и участии в незаконном вооруженном формировании и незаконном обороте огнестрельного оружия, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Бенденко также вменяется организация деятельности преступной группы, запрещенной на территории России. 11 октября Бенденко заявил, что его досудебные показания, в которых он предстает "амиром джамаата", были получены путем шантажа и пыток.

18 декабря в Северо-Кавказский окружной военный суд вновь не явились свидетели Полищук, Бекижева, Тараненко и Чечерова, на допросе которых уже несколько заседаний подряд настаивает защита по делу о создании ячейки ИГ* в Карачаево-Черкесии, передает корреспондент "Кавказского узла".

Согласно материалам дела, упомянутые свидетели участвовали в качестве понятых в ряде следственных действий с участием подсудимых. Однако, по словам обвиняемых, понятые при проведении следственных действий отсутствовали. Чтобы проверить утверждения подсудимых, в рамках разрешения ходатайства защитников, суд вызвал в качестве свидетелей по делу этих бывших понятых, однако они не являются подряд уже четвертое заседание.

Четверо свидетелей, вызванных защитой, не явились на суд ни 24 ноября, ни 1 декабря. 6 декабря на заседании суда, на которое также не явились эти свидетели, были зачитаны заявления двоих из них, Тараненко и Чечерова, которые подтверждают, что действительно были понятыми при осмотре предметов и документов и просмотре видео, изъятого у Бенденко, но в суд они прийти боятся из страха мести.

Защита считает, что на свидетелей с целью не допустить их явку в суд давят силовики, которые опасаются, что на суде вскроется факт подписания понятыми протоколов "задним числом" уже после проведения следственных действий.

Председательствующий отметил, что суд осуществлял контроль над приставами, которые обещали доставить свидетелей приводом в Пятигорский военный суд, однако без объяснения причин не сделали этого.

«Будем разбираться», - сказал судья и пообещал повлиять на приставов с тем, чтобы они исполнили привод свидетелей на следующее заседание.

Защита заявила о лишении подсудимых права на справедливое разбирательство

В отсутствие свидетелей адвокат Амича Сапигулаева Александр Аганов заявил ходатайство о признании недопустимыми доказательствами протоколов целого ряда судебных баллистических и одной взрыво-технической экспертизы. Следует отметить, что эти протоколы лежат в основе обвинения и их изъятие из дела фактически означает его развал.

В своем ходатайстве защитник указал, что постановление следователя о назначении экспертиз датируется 7 октября 2016 года, а эксперт, в свою очередь, изготовил по ним заключения 8-10 октября того же года.

Согласно приведенным защитником сведениям из материалов дела, подсудимые были ознакомлены с постановлением о проведении экспертиз и их результатами очень поздно и не могли повлиять на их проведение.

Так, по словам адвоката, подсудимая Лилит Хозиева была ознакомлена с октябрьским постановлением о назначении экспертизы лишь 23 января 2017 года, то есть спустя 108 календарных дней после вынесения следователем постановления и спустя 105 дней после изготовления экспертом заключений.

Подсудимые Бац Хабибов и Музакир Паунежев, по словам защитника, были ознакомлены с документами лишь 24 января 2017 года, то есть спустя 109 и 106 дней после постановления и проведения экспертиз, а подсудимые Амич Сапигулаев и Расул Сайпудинов узнали о проведении и результатах экспертиз только 25 января 2017 года, спустя 110 и 107 дней соответственно.

Александр Бенденко, отметил Аганов, был вовремя предупрежден о проведении экспертиз.

Защитник посчитал сложившуюся ситуацию грубым нарушением УПК РФ и прав подсудимых на защиту. Он отметил, что подсудимые и их защитники должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертиз до начала их производств. В подтверждение своих слов он сослался на разъяснение Пленума Верховного суда РФ от 21 октября 2010 года «О судебной экспертизе», постановление Конституционного суда РФ № 762 датируемое 15 ноября 2007 года и еще на целый ряд законодательных актов.

Адвокат отметил, что защита имела целый ряд прав до начала судебных экспертиз, однако после их проведения она их лишилась. Например, защита лишилась права настаивать на проведении экспертиз в другом экспертном учреждении, предложить свой список вопросов эксперту или присутствовать при проведении судебной экспертизы.

«Эти нарушения являются неустранимыми и лишают подсудимых конституционных прав на справедливое разбирательство», - заявил Александр Аганов.

Гособвинитель указал, что в приведенных протоколах ознакомления с постановлениями следователя о проведении экспертиз и с результатами экспертиз отсутствуют замечания подсудимых и защитников.

Адвокат Наталья Беликова заявила, что этот факт не отменяет незаконность действий следствия.

Посоветовавшись, коллегия судей сочла, что приведенные защитой доводы не свидетельствуют о нарушении прав подсудимых на защиту, и отклонила ходатайство Аганова.

Сроки ареста подсудимых продлены до апреля 2018 года

Кроме того, во вторник прокурор заявил ходатайство о продлении подсудимым на три месяца сроков содержания под стражей.

Защита выступила против ходатайства и предложила поместить подсудимых под домашний арест.

В частности, адвокат Наталья Беликова указала, что ее подзащитная Лилит Хозиева беременна и ей требуются особые условия содержания и питания. «Еще не рожденный ребенок находится в ужасных условиях в СИЗО, а ведь он ни в чем перед обществом не провинился!» - эмоционально произнесла Беликова.

Она предложила суду отправить Хозиеву домой к родителям в Невинномысск.

Ее мусульманский муж Александр Бенденко поддержал ходатайство и рассказал, что в ростовском СИЗО-1 ужасные условия содержания. По его словам, он написал 12 безответных жалоб на условия содержания в СИЗО.

Судьи ответили, что не могут кардинально повлиять на ситуацию, поскольку руководство СИЗО им не подчиняется. Кроме того, суд отказал перевести Хозиеву и других подсудимых под домашний арест и продлил сроки их содержания под стражей на три месяца до 14 апреля 2018 года.

Следующее заседание состоится 26 декабря в 10.00 мск.

Адвокат: "Наше право на участие в экспертизе оружия и взрывчатки было нарушено"

«Экспертизы, которые я просил суд признать недопустимыми доказательствами, касаются автоматов, найденных в схроне на горе, а также патронов и взрывчатки, изъятых у Бенденко на съемной квартире», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» о своем ходатайстве адвокат Амича Сапигулаева Александр Аганов.

Защитник считает, что несвоевременное ознакомление подсудимых и их адвокатов с постановлениями о назначении экспертизы привело к невосстановимому нарушению прав обвиняемых.

«Например, следователь отправляет автомат к эксперту и ставит вопрос, проводились ли из него выстрелы. Прочищая канал ствола химическими реактивами и тампонами, следователь его очищает, и повторно провести эту экспертизу уже нельзя. Соответственно, наше право на участие в экспертизе не только было нарушено, но уже и не может быть восстановлено», - пояснил Аганов.

«Государственный обвинитель закрыл глаза на то, что права подсудимых были нарушены, а суд принял сторону прокурора. Я не согласен с решением суда, и если он в приговоре повторит сегодняшнюю свою позицию, обязательно буду его обжаловать», - заключил адвокат Александр Аганов.

"Кавказский узел" размещает новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

* - "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.

Автор:Валерий Люгаев