Проект мемориала в Беслане (завернутый). Архитектор Аликов

20 февраля 2009, 18:30

Выкладываю проект "Мемориала памяти жертв бесланской трагедии" от архитектора Руслана Аликова. Тот, который был одобрен бесланцами, но "завернут" правительством Северной Осетии. Подробней об этом писал здесь. Прилагаю также пояснительную записку к мемориалу.

Аннотация к архитектурному проекту        МЕМОРИАЛА ПАМЯТИ ЖЕРТВ БЕСЛАНСКОЙ ТРАГЕДИИ   1 – 3 сентября 2004 года.


   Трагедия Беслана потрясла весь мир, не оставив равнодушных. До сентября 2004 года было  трудно поверить даже в саму возможность подобных событий.  Ощущение виртуальности всего происшедшего не проходит и теперь, по прошествии   четырех  лет.  Людям необходимо знать правду, увидеть своими глазами подлинные свидетельства событий. Иное отношение к этому    у тех, кто пережил ту страшную трагедию – многие из них хотели бы вычеркнуть ее из памяти или, хотя бы, как можно реже вспоминать.
   Мемориал на месте трагедии нужен не для выжимания слез, а скорее, для сохранения свидетельств достоверности событий, он должен пробуждать в людях мысли о вечной ценности каждой человеческой жизни, давая им возможность сосредоточиться, отвлечься от повседневных проблем.
   Современное состояние территории школы, ее открытость и взаимосвязь с дворами жилых домов, с уличными проездами, с полосой железной дороги . не обеспечивают такой возможности.                                                                                   

Н У Ж Н А  О С О Б А Я   О Р Г А Н И З А Ц И Я     П Р О С Т Р А Н С Т В А.
   Пространственная идея проекта заключается в обособлении мемориальной зоны от повседневной жизни города – от ежедневных забот и суеты жильцов пятиэтажек, от пешеходов, спешащих на работу, в школу, или просто гуляющих, от шума автомобилей и проходящих поездов. Эффективно и ненавязчиво эту задачу можно решить за счет земляного обвалования и озеленения. Предлагаемый проектом земляной вал при взгляде со стороны напоминает усеченный курган высотой до 6м. и диаметром 115м. Он обособит территорию, которая фактически уже стала МЕМОРИАЛЬНОЙ ЗОНОЙ.
   В проектируемом комплексе основное внимание  сосредоточено на полуразрушенном обгоревшем здании спортзала, как на главном материальном свидетельстве трагедии, ставшем для матерей Беслана своего рода храмом. В этом здании каждое написанное слово, каждая царапина, следы обстрелов и пожаров являются подлинными реликвиями. Все части, все конструкции спортзала, а также часть северной стены школы подлежат тщательной консервации в их сегодняшнем состоянии. 
       Для защиты от дождя и снега спортзал предлагается накрыть крупными листами сверхпрочного стекла внахлест по сохранившимся стальным фермам и - никаких новых конструкций. Обгоревший деревянный пол необходимо беречь от ног многочисленных посетителей, для чего предусматривается устройство прозрачной дорожки на 25- 30 см. выше поверхности пола.               
 Нет смысла сохранять всю школу – достаточно выделить контуры застройки   мощением из  кирпича разбираемых стен.                                    

Круглая МЕМОРИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ, и примыкающий к ней с западной  стороны  амфитеатр предназначены для массовых траурных мероприятий.
   С восточной стороны к мемориальной площади примыкает протяженная ЗОНА ПАМЯТИ , ограниченная дугообразной СТЕНОЙ ПАМЯТИ  переменной высоты, выполненной в традиционной для равнинной Осетии кладке из крупных окатанных камней. В кладку стены сплошной полосой вставлены 333 памятные плиты, а точнее, блоки из монолитного стекла с именами погибших (буквы надписей должны быть внутри стеклянного массива). В темноте эти блоки слегка светятся за счет фосфоресценции  люминофора, нанесенного на обратную грань блока , который излучает накопленную за день световую энергию и высвечивает надписи. Каждый блок отдельно выступает из стены и дает возможность осязать его слабовидящим  людям. Двигаясь вдоль стены, они могут касаться рукой выступающих  блоков, отсчитывая их и, таким образом, находить плиты с именами близких им людей.
         Художественным обобщением, концентрированным выражением памяти должен стать СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЗНАК, который бы отразил на более абстрактном уровне и кристальную чистоту только – только начинавших жить детских душ и невероятность трехдневного ужаса Беслана и вечную память живущих людей. ,В качестве знака – символа проектом предлагается установить в центре мемориальной зоны монолитную граненую призму – стелу из сверхпрозрачного стекла высотой 12 метров, в который навечно впаян раскрытый обгоревший школьный дневник (вернее, копия подлинного дневника, выполненная из долговечного материала) с единственной заполненной страницей – 1 сентября 2004 года. Стела составляется из 5 – 8 отдельных блоков, стыкующихся по вертикали, а между ними устанавливаются тонкие фосфоресцирующие прослойки люминофора, создающие определенный ночной эффект – светящиеся и парящие на разной высоте треугольные пластины – нимбы.
          За счет многочисленных отражений и преломлений лучей в призме мы
увидим на гранях стелы не только обгоревший дневник но и всё окружение –
землю, небо, солнце, полуразрушенный спортзал, Стену Памяти, лица скорбящих
людей, а также – себя. Эффект соучастия будет создаваться  непрерывно
обновляющимся образным рядом, в который включен каждый зритель.
За счет полной прозрачности и зеркальной полировки граней, стекло будет многократно преломлять и отражать как окружение, так и солнечные лучи, образуя вокруг стелы ореол света. Светящаяся вершина стелы станет единственным элементом ансамбля, возвышающимся над земляными откосами.
Все световые эффекты в мемориальной зоне должны достигаться исключительно за счет естественного света днем и свечения люминофора ночью,  исключив любую искусственную подсветку.
Объем земляного вала вмещает в себя небольшой МУЗЕЙ , в котором будут представлены документы и подлинные материальные свидетельства трагедии. Вход в музей предусматривается через дверь в сохраняемой части северной стены школы.
Важнейшая тема воды, ВОДЫ, которой так не хватало детям в те трагические дни, кем–то достаточно образно и сдержанно уже решена на входе в спортзал в виде двух стекающих по гранитным плитам струй. Это удачное решение следует использовать и в будущем мемориале.
Создание мемориала должно стать всенародной акцией. В сооружении насыпного холма должен участвовать каждый житель республики от младенцев до стариков - каждый обязан принести сюда горсть земли с места своего проживания и внести в это дело свой вклад.
 Программой конкурса предусматривалось обязательное включение в состав комплекса православного храма. Автор считает, что это некорректно по отношению к представителям других конфессий.  Церковь или часовню  лучше возвести за пределами основного ядра комплекса, желательно на фундаментах, снесенной в тридцатые годы церкви, которая находилась в непосредственной близости к школе №1. В этом случае возведение церкви станет актом восстановления исторического облика Беслана, корректным по отношению к представителям других религиозных конфессий , будет обеспечена максимальная сохранность и подлинность главного свидетельства трагедии – спортзала, в чистом виде будет представлено памятное значение мемориала.