о похоронах и обычаях

06 октября 2012, 14:18

ну и неделя позади, сплошные похороны… а тут еще наконец осень началась, похолодало, солнца нет, мрачняк в общем. на одних похоронах пришлось весь день просидеть на улице, записывая деньги. присутствие на похоронах и так всегда меня настраивает на философский лад, а тут еще больше, когда ты пропускаешь всех присутствующих через себя и одновременно имеешь возможность наблюдать за всем происходящим со стороны. сидел там, вспоминал покойного, близкого родственника, невольно что-то из детства высплывало в голове.

так, вспоминая, впервые заметил сколько всего изменилось в ритуальных осетинских обычаях за короткий срок. виной ли тому та самая глобализация или общие законы развития жизни на Земле, но все идет по линии упрощения и создания комфорта.

сколько раз мне пришлось простоять в детстве с чайником араки за спинами сидевших, подливая ее в стаканы, и где это сейчас? забыто, ушло в прошлое, по крайней мере в городе, все сами себе наливают и тем кто вокруг, не испытывая дискомфорта.

сколько раз бывало, утром еще играешь во дворе с привязанным к дереву барашку, а потом сам его держишь за шерсть, пока ему режут горло. сейчас просто заказал по телефону тушу на бойне и все. и это в прошлом, обычай жертвоприношения изменил свою форму.

так же, впервые видел, чтобы для готовки плова на похороны пригласили человека со стороны, по найму. кстати, справился безупречно. но опять же...

если палатки по вызову и подобные мелочи не имеют по сути никакого отношения к обычаям, то вызов туши по телефону это все же существенное изменение, не просто же так закалывали барашка, а жертву приносили, обращаясь понятно к кому. как ни крути, стремление к комфорту вытесняет из быта осетин (по крайней мере городских) много обычаев, и происходит это быстро. так же как перестали играть свадьбы в два дня.

хорошо ли это, плохо, как далеко должно зайти, не берусь судить. даже не уверен, что важно все это, просто так, наблюдение...

кстати, скоро зима, все так и будут сидеть в брезентовых палатках на морозе и ждать простатит? вот где должна модернизация произойти - палатки с подогревом, абсолютно серьезно. 

 

АЦ

07.10.2012 в 00:40Valan

Я  дома говорю, если умру, кремируйте тело и развейте прах в горах,без всяких поминок на 300 человек, и тд. И слышу в ответ "и что, тебя везти куда-то надо? У нас в городе кремотория нет". Короче, я в замешательстве теперь))

06.10.2012 в 22:56Fenix45

Уцы адаймагы ырцыдма бира цар Алан!

Рухсаг уат,уцы бастамае чи ацыдис уыи!

наверное на фотографии с  англии все более правильнее чем у нас(мое мнение),что смерть уравнивает всех богатых и бедных,умных и не очень ,злых и ....00.  Вспомни македонского ,как его руки из гроба .....

наш менталитет даже в этом вопросе .........

07.10.2012 в 15:32TEDE

чего ее резать то?оторвал бошку и все)))

06.10.2012 в 15:30АЛИК

Алан, привет! Отстаёшь от жизни. Я в Осетии бываю раз в год и то знаю что палатки с подогревом уже давно в ходу. В Беслане этим занимался (занимается) Тъарел Дзагоев, отец игрока сборной России по футболу. Сюда можно ещё прибавить копку могил специальными бригадами и с помощью техники. Раньше этим занимались исключительно соседи и только с помощью лопат и ломов. Я по молодости часто принимал участие в таких мероприятиях. Когда в 20 градусный мороз приходилось сжигать не одну покрышку, что бы как то растопить замёрзшую землю. Где сделана фотка?

06.10.2012 в 17:25Алан Цхурбаев

пироги да, где еще увидишь, чтобы всем двором пекли... сейчас все как-то более конвейерно делается, что наверно хорошо, проколов не бывает. 

так пирующие всегда найдут способ согреться, понятно какой.

06.10.2012 в 16:47АЛИК

Всё правильно Софья пишет, с помощью тепловых пушек. Я на надписи не обратил внимание, подумал откуда такие скромные надгробья в Осетии взялись. Подумал где то на территории церкви какой нибудь.

07.10.2012 в 09:51toy hero

Здравый смысл подсказывает, что крупному рогатому скоту не место во дворах городских многоэтожек, что многие обычаи слишком архаичны и обременительны, они изжили себя и уходят, так и должно быть. Но ностальгические мотивы все равно присутствуют.

Меня соседка недавно озадачила просьбой зарезать курицу. Мне приходилось в юности, но это было давно. В юности оно проще как-то. С тех пор я порядком огламурился, напрочь утратил навыки и всякую охоту возиться с этим. И тут на тебе - зарежь, пожалуйста, курицу. Пришлось таки во имя добрососедства навыки вспоминать. 

07.10.2012 в 19:06Алан Цхурбаев

крематория нет, ибо кому он здесь нужен? мне, честно говоря, безразличен вопрос собственного тела после смерти, я только хочу, чтобы плов нормальный человек сделал. чтобы не напился раньше времени и не испортил ничего. чтобы люди спокойно по домам разошлись, вот и все. помню, у Коста было интересное стихотворение на эту тему, как он представляет свои похороны, название забыл, к сожалению.

07.10.2012 в 19:08Алан Цхурбаев

наверно ты прав, это всего лишь ностальгические мотивы, а обычаи не могут не меняться в новых условиях.

07.10.2012 в 20:49TEDE

мой дед всегда отрывал.

не думал что это брутально.)))

максимально быстро,так куре наверно легче умереть))

09.10.2012 в 17:10Мисост

[...]

Тот, кто призывает отказаться в том числе от наших обрядов, тот льет воду на мельницу ассимиляции, ну неужели непонятны очевидные вещи, что за счет всех этих обрядов, обычаев, будь то похоронных или свадебных, осетины еще хоть как-то сохранили свою этническую самобытность, язык, ведь все это способствует постоянному внутриэтническому общению, что ОЧЕНЬ важно, за счет этого держится язык, это краеугольный камень всего, это форма этнической мобилизации, потеряем это, все, пиши пропало, кому экскурсию устроить в Мордовию, Карелию, или может в ваш мусульманский Татарстан и поищем там этническую свадьбу например, они нам завидуют, что все это у нас сохранилось! Соболезнования это показаетль авторитета семьи, ровно как и количество людей на похоронах! Что касается постаментов, новое кладбище за психбольницей видели, я считаю это правильно, мы так чтим память и что семья тратится на памятник, это правильно, а как наши ухаживают за ними, это тоже показатель, давайте от всего этого откажемся и в кого превратимся? 

[Комментарий отредактирован модератором Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Разжигание межнациональной розни запрещено Правилами.]

09.10.2012 в 20:30Мисост

Да просто накипело, нет-нет, да проскакивает эта тема в блогосфере, мол, пора модернизироваться, и все в таком духе, что от доморощенных салафитов, что от всяких либералов, найти например пост одного "умника", так и называется - "за что я не люблю дагестанцев", поймешь о чем я говорю.

13.10.2012 в 21:27aseev_vissarion

гипертрофированное увлечение формой традиций также может привести к ассимиляции, за счет отторжения этих форм. Примерно так происходит с новой волной исламизации на Кавказе, когда молодежь предпочитает обременительным устаревшим формам и правилам адата простые, понятные и кажущиеся современными правила ислама в саудистской редакции.  

Что касается «ирон агъдауа», то мне думается, что за формой уже давно никто не помнит и не знает смысла этих мероприятий. Поэтому они сами в такой современной форме часто вызывает  отторжение у многих.

06.10.2012 в 15:44Алан Цхурбаев

привет! фотка из Англии, просто для привлечения внимания, не нашел ничего лучше.

действительно отстаю, впервые слышу про палатки с подогревом. и как это делают, газом? ну хорошо, что появились, просто помню что в прошлом году пару раз пришлось пару раз наблюдать голые палатки на морозе.

06.10.2012 в 16:41alik

Пироги здались первыми)))да чем больше разговоров о возвращении к истокам,книг стыр ныхаса о правильном  проведении обрядов(интересно читает их кто нибудь кроме самих авторов))тем быстрее идет описанный в статье процесс.И тип нудного ,тупого соседа знающего как зарезать,сварить и т.д. и постоянно лезущего с наставлениями уходит в прошлое)))туда ему и дорога

А холодная брезентовая палатка не должна уходить-это хорошее средство экономии,чтобы пирующие не засиживались

06.10.2012 в 22:48Тамерлан

Пирующие?))) На похоронах?))))

07.10.2012 в 09:54toy hero

Хоронили тещу, порвали два баяна.

07.10.2012 в 19:07Алан Цхурбаев

брутально)) может откусить сразу?

07.10.2012 в 19:27Алан Цхурбаев

нет конечно, откуда ему здесь взяться. 

черви, рыбы, птицы, какая разница. мне все равно каким путем я буду участвовать в круговороте жизни на Земле.

07.10.2012 в 19:01Алан Цхурбаев

Тамерлан, а что, свадьбы в палатках не играют?

07.10.2012 в 19:00Алан Цхурбаев

и не говори, на днях гулял в районе Аллеи славы, грустно на все это смотреть - как люди хотят за счет размеров памятника возвысить одного над другим, создать кому-то славу, которой он не обладал при жизни. не хочу по фамилиям, чтобы никого не обидеть, но смерть хоть и уравнивает всех, а память о них может жить очень разная, потому и грустно на все это смотреть. 

09.10.2012 в 17:33Алан Цхурбаев

здесь кто-то призывал от них отказаться? к кому сейчас обращался?

10.10.2012 в 13:23Алан Цхурбаев

дело не в том, что "пора", а в том, что это невольно само собой происходит, под давлением быстро меняющейся реальности. да и раньше, уверен, всегда этот процесс шел, просто сейчас очень быстро все происходит. а так, конечно самобытность надо беречь, никто не спорит.

12.10.2012 в 02:38Ацамаз Хадиков

к сожалению мода бывает и в этой сфере...сколько житомирского мрамора перевезли в Осетию на памятники? А взяли пример с кого-то. Кто в 1964 году установил памятник родственнику из такого камня...ранее обходились другим камнем и покойники не обижались... и вообще памятники в Осетии становятся все красивее и дороже, а умершие все моложе и моложе... на жизнь, жизненное тратится меньше денег чем на поминальные мероприятия и памятники и в этом к сожалению богатые подают пример, а бедные стараются не отставать...неужели наши деды и прадеды меньше наших современников любили и уважали своих умерших родственников?или мы себя считаем умнее, благороднее чем наши предки?

07.10.2012 в 19:12gatity

Я вот тоже за кремацию. Не хочу чтоб мое тело черви поедали после смерти. Обойдутся :)

А что серьезно, в Осетии нет крематория?