ингушский фолк-рок

25 декабря 2012, 15:20

сколько можно терпеть эти жалкие попытки ингушской общественности выставить себя в качестве передовых знатоков рок-музыки! это недопустимо, где наша молодежь и куда смотрят наши старшие? нам должно быть стыдно промолчать в этой ситуации, когда нужно реагировать незамедлительно! необходимо срочно создать осетинский ответ на эти неуместные попытки отдельных представителей наших восточных соседей показать себя в лучшем свете, чем есть на самом деле!!!

Оригинал взят у v_impaler в The Aftermath, 22 декабря, квартирник у Матраскина

Дуэт The Aftermath по описанию кажется чем-то совершенно фантастическим. Две девушки-ингушки, Фатима и Таита Матиевы, родом из города Грозного, по образованию - математик и филолог, играют и поют на английском языке вещи собственного сочинения, вдохновленные Диланом, The Beatles и Эриком Бердоном (плюс еще длинный-длинный список). Выпустили уже два альбома, играли на "Пустых Холмах", в московских блюзовых клубах, и вот теперь - скромный квартирник на студии Алексея Денисова ака Matraskin, известного московского звукорежиссера.
Студия - она же дом, где находится - кому надо, тот знает, и этих знающих - наверное, весь московский блюзовый, фолковый и прочий рок-андеграунд, который некогда в этой студии записывался, чаевничал и просто, как и я сейчас, слушал хорошую музыку в доброй компании. Квартирник - понятие, как правило, более массовое - в команде у Матраскина уместилось человек 10, думаю, больше - было бы трудно, хотя, по словам Алексея, туда влезало и тридцать. Было это давным-давно на концерте Умки. "И что, не разнесли весь подъезд хиппи-то?" - "Да нет, но съели всё, что было в доме. Макароны сухие съели, муку съели, даже крахмал съели!"
На этот раз крахмал не понадобился - Матраскин вовсю угощал чаем-кофе-печеньем, и собравшиеся тоже не очень походили на хиппи. Несколько ингушских фэнов, трое видеооператоров, решивших заснять всё происходящее для истории, среди которых - блюзовый энтузиаст Вадим Подымский, как раз вспоминавший появление The Aftermath на московской сцене. Когда сестры только появились в столице и обратились к кому-то из московских блюзменов - мол, вот мы, играем-поем, никого здесь не знаем, где бы нам выступить? Откликнулся Алексей Денисов, взявший дуэт под свою опеку, и Дмитрий Казанцев, с чьей группой Фатима с Таитой и дали свои первые концерты в клубе "Дом у дороги" в 2008 году с музыкантами групп Dr.Nick и "Паспортный Стол". (Годом раньше группа выступила в Калужской области на "Пустых Холмах" в рамках блюзового блока где-то под утро.)
Обратно домой сестры увезли от Вадима... целый чемодан блюзовых дисков, которые, как можно догадываться, сильно повлияли на их музыкальный мир. А родные потом недоумевали - мол, что это такое, диски? И это? И это? Куда их столько?
Наконец все запаздывающие подошли, и концерт начался. К дуэту сестер прибавились двое - перкуссионист Кирилл Степаненко (дарбука плюс перкуссионный сэмплер) и Наталья Скворцова (Красный Норд, а то!). И если перкуссия в целом не сделала погоды, то участие Скворцовой стоит отдельных слов...
Но сперва о самих Матиевых. Выступления у них редки, и это чувствуется - по тому, как робко, застенчиво ведут себя сестры, как поет мимо микрофона поначалу Таита, забывает подключить гитарный шнур при смене инструмента, и взволнованно перекладывает листочки с текстами Фатима, обсуждая, что будет спето дальше. (Сестры даже забыли одну из вещей, намеченных где-то в середине сетлиста, и спели ее на бис). После двух песен эта робость прошла, выровнялся и звук (поначалу голоса совсем тонули в миксе), но осталась лучшая сторона этой "незаигранности" сестер: свежесть, открытость, ощущение, что каждая вещь звучит так, словно ее только что сочинили и спешат передать пойманное чувство слушателям.
Поначалу солировала Таита (она же одна из них играет на гитаре), ее голос острее, звонче, экспрессивнее. Фатима поначалу ограничивалась подголосками, но когда подошел черед песням с ее ведущим вокалом, то раскрылся во всей красоте и ее голос - более приглушенный, хрупкий и нежный. А самое лучшее - взаимодействие двух вокалов, по-сестрински похожих и в то же время разных по характеру. Матиевы знают толк в двухголосии, которое отнюдь не ограничивается гармониями - второй голос может вести свою мелодическую линию, подчас даже со своим текстом. Всё это, очевидно, влияние американской фолк-роковой - singer/songwriter'ской традиции, на которой сестры и выросли... Влияния блюза, как можно было бы ожидать, не так уж и много, а "этническая" составляющая и вовсе не прослеживается. Хотя где-то в репертуаре Aftermath есть песня на ингушском. Было бы интересно послушать и понять, как влияет фонетика языка на музыкальный стиль...
А в своей англоязычности сестры выбрали очень интересный и нешаблонный путь. Как правило, артист, решивший писать на неродном языке (если он не "билингва", т.е. человек, думающий на двух языках одинаково свободно), осознанно идет на некоторое огрубление текстов ради соответствия традициям жанра, и тексты эти состоят из готовых блоков, ключевых слов и фраз, подслушанных у "классиков" и скомпонованных по-новому. Aftermath же пишут нарочито простыми, почти детскими словами, словно взятыми из учебника, собирая из них свои собственные, на первых взгляд, нехитрые образы. Но в них чувствуется ухмылка, эдакая полудетская улыбка Сида Баррета. Творчество Aftermath - абсолютный эскапизм (а как еще, если родной мир сестер, довоенный Грозный, давно разрушен), бегство и в страну любимой музыки, "шестидесятническую" Америку, и в совсем уж придуманный, нарисованный яркими душистыми красками мир, где "апельсиновая подружка сидит под апельсиновым деревом и видит апельсиновые сны" ("Orange Girlfriend" с первого альбома)... Совсем другая - прозвучавшая на концерте совсем новая вещь "Don't Wanna Know Your Name", контрастирующая с остальными, отчаянная и резкая, когда на глазах певиц даже почудились слезы под конец. Здесь - какой-то сквозняк из мира реальности. "Мне неважно знать твое имя, а тебе - мое, ведь имена здесь ничего не значат!" - почти кричат девушки, переживая отчуждение, ситуацию, когда всех оценивают по его имени, происхождению, внешности, бирке... Хочется опять нырнуть с головой в теплое море сказки.
Эту сказку не меньше Матиевых помогала создавать Наталья Скворцова. Ее игра - удивительный пример интуитивного, на лету, понимания и творчества. Да, у них был опыт игры и записи раньше, и может, даже пара репетиций, но очевидно, что ничего, кроме последовательности гармоний, заранее предопределено не было, и то, что звучало из-под пальцев Скворцовой - рождалось здесь и сейчас. Наталья добавила песням, и без того ярким и мелодичным, плотную фактуру, заполненность, и музыка Фатимы и Таиты уже обрела черты психоделик-рока. Острые и яркие вибрафонные тембры добавляли саунду эдакой "винтажности". Порой, правда, клавишные даже заглушали вокал - издержки небольшого пространства комнаты.
После концерта сестры не могли сдержать радости по поводу игры с Натальей. "Бывает так, что играешь с отличными музыкантами, они делают всё, что надо - но не звучит, нет взаимопонимания. А вот со Скворцовой - всё сразу зазвучало как надо!" Надеюсь, этот их союз продолжится и дальше...
Уже когда часть зрителей разошлась, Таита вдруг всплеснула руками. "Ой, а мы забыли - наш подарок, новогодний сингл!" И раздали всем диск, где записана их вещь "Santa Claus", записанная к прошлому Новому году. Звучала она и живьем - и я впервые понял, что Санта-Клауса, оказывается, правильнее звать "Санта-Клоз"...
Сейшн на этом, однако, не закончился - пришли еще зрители, и специально для них Фатима и Таита под аккомпанемент Алексея Денисова на укулеле (!) сыграли, распечатав по-быстрому текст из интернета, "нетленку" "Stand By Me". В качестве перкуссии при этом служила толстенная книжица - биография Rolling Stones Билла Уаймана. Так что если бы эта запись потом увидела свет, в credits можно было бы смело написать: "Перкуссия - Rolling Stones. И прежде всего - Билл Уайман!"

Для заинтересовавшихся. Сайт - http://aftermath.ru/about.html
Интервью с группой - http://www.holmi.ru/notes/?action=show&id=912
Послушать альбом "Charming October" - http://music.yandex.ru/#!/album/491117

 

25.12.2012 в 17:45Fenix45

даже не скажешь что с Кавказа,типичные тевтонки,одна даже на Леннона похоже.

25.12.2012 в 21:53АЛИК

Алан, поздравляю тебя с победой в номинации "Лучший блогер Оснета" за этот год! От души!

26.12.2012 в 07:02Ehk@

Класс!

26.12.2012 в 14:48Алан Цхурбаев

да, в порядке. (давно тебя кстати здесь не было).

26.12.2012 в 14:49Алан Цхурбаев

странно, что в ингушских блогах я никогда про них не слышал. там только ЛКН пиарят, которые по-мне вообще не интересен.

26.12.2012 в 14:43Алан Цхурбаев

да, было такое время... к сожалению растерял я многих читателей из-за своей неактивности. таких конечно как по ссылке не нужно, но таких особо и не было, наоборот, интересные разговоры велись. а конец света, он как в анекдоте, вроде не наступил, а чувство осталось.

26.12.2012 в 14:50Алан Цхурбаев

спасибо, Алик, от тебя впервые узнал) но если честно не могу внутренне с этим согласиться, и вообще много вопросов. напишу отдельно по теме.

11.01.2013 в 10:47Чайлдинтайм

Приятно удивлен.

27.12.2012 в 10:49Ehk@

и да, присоединяюсь к поздравлениям.

27.12.2012 в 10:39Ehk@

ну, я был далек от интернетов.

25.12.2012 в 21:45АЛИК

Надо же! А где ихние сарбадтана?! Наверное кто то их из сородичей позором нации считает?

25.12.2012 в 17:31Fenix45

Алан Салам!

музика навеяло настальжи,особенно по временам когда тут бегали по 200-300 комментов,но это было давно ,еще во времена гоблинов.Но дело даже не в количестве(таких даже не надо http://region15.ru/blogs/amina/2012/12/zakroj-glaza-ya-tebya-stesnyayus/    

недавно спросил  одного человека,- ну что,не настал конец света ?на что он мне ответил ,а что разве то что происходит не конец?

27.12.2012 в 15:06Алан Цхурбаев

спасибо, но я как-то с сомнением к этому... напишу позже подробней.

26.12.2012 в 14:45Алан Цхурбаев

а Леннон, в свою очередь, разве не похож своим профилем на кавказца? не то чтобы типичного конечно, но что-то есть.

27.12.2012 в 21:11Fenix45
http://www.youtube.com/watch?v=bvFLKyAGzzI Представьте, что нет рая, Лишь неба синева, Не существует ада, Это легко, друзья. Представьте, что все люди Одним лишь днем живут... Представьте, что не стали На страны мир делить. Причин нет быть убитым, И не за что убить. Представьте, что все люди - Братья на земле... Быть может, я мечтатель, Но такой я не один. В наш круг скорей вставайте, И станет мир един. Представьте, что нет нищих, Что этот мир ничей. Не жадность, и не голод, А братство всех людей. Представьте, что все люди Поделят этот мир... Быть может, я мечтатель, Но такой я не один. В наш круг скорей вставайте, И станет мир един.
26.05.2016 в 23:08Исрафил Атакишиев

Ребята, здравствуйте.  я вижу что статья 4-х летней давности. Но вдруг сработает ;) Может мне кто-то накидать названий или хотя бы ссылку на форум где обсуждают - кавказские фолк-рок, рок - группы. Любые. Очень надо. Конечно, те которые на слуху гуглопоиск выдает сразу, но интересны именно жемчужины!!!

27.05.2016 в 11:58Алан Цхурбаев

Исрафил, вот например сообщество осетинского рока: https://vk.com/ironrockmusic

вот рок из КБР: https://vk.com/nalrock

там же можно найти и другие сообщества по теме. есть еще ребята, которые собирают настоящий фолк, чистую народную музыку: http://oredrecordings.bandcamp.com/