осетины - люди тщеславия?

25 октября 2017, 16:46

драма Ахмеда Цаликова заканчивается глубоким философским размышлением о своем народе, впрочем, вполне конкретным, и я хотел бы привести его здесь для обсуждения. Цаликов недвусмысленно называет осетин "людьми тщестлавия" и выводит в центр этого суждения осетинское понятие ХУДИНАГ, то есть "стыд" в переводе на русский. но не совсем. дословный перевод это «то, что вызывает смех», осуждающий. и вот этот "осуждающий смех" по Цаликову является главной мотивацией поступков "среднего осетина". это стыд без совести, когда человек живет не по внутренним убеждениям, а исключительно по мнению большинства.

значит, такие понятия как мужество и храбрость, на самом деле не повод для гордости? ведь если и подвиги совершаются всего лишь из мотивации "чтобы потом стыдно перед людьми не было", то это их в очень сильной степени обесценивает. а скажите, например, является ли массовый героизм, проявленный осетинами на фронтах ВОВ, следствием одного лишь ХУДИНАГА?

еще вопрос - все ли народы страдают такой сильной тягой к изучению себя, таким сильным интроспективным взглядом, и таким стремлением понять психику своего народа как осетины? я вот с детства слышу от бесчисленного количества людей оценочные суждения в отношении своего народа. "мы такие, мы эдакие..." и конечно, чаще всего, эти оценки самоуничижительные. что не есть хорошо.

в общем, это обезоруживающее рассуждение Цаликова меня лично расстраивает. я бы не хотел, чтобы осетин считали "рабами общественного мнения". неудобно как-то.


 

Я пытаюсь представить себе этого абстрактного среднего осетина. Что является сердцевиной его сердца? И мне кажется, что сердцевиной сердца осетина — является тщеславие. Да — тщеславие! Вывод печальный. Но не столь печальный, как это может показаться с первого раза. Понятие добра и зла осетин выражает словом «худинаг», что значит: «то, что вызывает смех». Конечно, злой, осуждающий смех. Все моральные основы осетина вращаются вокруг этого понятия. Осетин боится не угрызений совести, а худинага — будут смеяться... будет стыдно, срамно. Угрызения совести — этот моральный момент чужд осетинской психике. Осетин боится только обнаружения его неблаговидных поступков, потому что будет худинаг. Если осетин совершает какой-нибудь неблаговидный поступок, то о нем говорят, что «у него лица нет», т. е. общественное осуждение не заставляет его краснеть. Осетин — раб общественного мнения. Хорошо это или плохо? Хорошо, если основы этого общественного мнения — высоки, плохо, если они низки. Но, каковы бы они ни были, люди, которые высшим критерием своего морального поведения ставят момент — «что о них скажут» — это и есть люди тщеславия. 

Бедняк-осетин из благородного сословия не хочет выдать дочь свою за человека богатого, но неродовитого — худинаг. Человек неродовитый хочет непременно жениться на девушке из благородного сословия. И готов во имя этого разориться, уплачивая непомерный калым. Щекочет свое тщеславие. 

На осетина, гонящего пару быков, нападают абреки, он может убежать и бросить волов. Нет, он защищается, не потому, что он храбрец, или потому, что ему жаль потерять волов — нет, а потому только, что вот скажут, что у него отобрали волов, — худинаг. 

Он остается и погибает в неравном бою. 

Осетин угощает неизвестного ему человека не потому, что ему хочется накормить голодного, нет, а он думает о том, как этот человек, находясь где-нибудь далеко, вспомнит и скажет: вот где меня хорошо встретили — это было в доме Тотраза или Сосланбека. В этом отношении осетины напоминают Добчинских и Бобчинских, занятых вопросом: что кто-то где-то вспомнит о том, что вот живет некий Добчинский или Бобчинский, Тотраз или Сосланбек... Щекочет тщеславие... 

На войне осетин не хочет оставаться в тылу, в обозе, с лошадьми, когда его товарищи идут в бой. Он превозмогает трусость, если он труслив, и рвется в бой: «Что я хуже других? Что скажут? Прятался сзади?» — Худинаг. 

Осетин не оставит товарища в поле, не из чувства товарищества — нет, что скажут дома — худинаг. 

Осетин добивается богатства — в большинстве случаев не из корыстолюбия, а из тщеславия. Ему хочется, чтобы о нем говорили: 

— Богатый человек этот Берд, да погубит его Бог!.. 

Осетин режет последнюю скотину на хистах и делается нищим. Как же? Скажут, что он держит своих мертвецов голодными. — Худинаг. 

Осетин изощряется в остроумии из... тщеславия. Кто удачней сострит, о том слава идет из аула в аул. 

 

25.10.2017 в 19:20tiotia

Обыкновенные люди,право!Престиж,честь,"на миру и смерть красна",якобы польский "гонор",благородство - не уронить честь рода и т.л. и т.п.Кто превозмог тусость - уже не трус,кто проявил щедрость,боясь осуждения - уже не скряга.И вообще каждый человек - индивидуален,Конечно,есть традиции,есть образ жизни,есть поветрия и мода.Но разговоры о каком-то "национальном характере" - вздор!

25.10.2017 в 22:42патч адамс

Отец любил повторять: "Осетин без понтов - это русский".

Да кто его знает, что там более всего. Это кто на чём "обжёгся".

Не так давно поробовал открыть своё дело. В Осетии. По ходу дела случилось общаться с разными людьми ("общаться" я имею ввиду просить о какой-либо услуге): от ночного сторожа до министра, от недоумка до интеллектуала, от 18 до 75 лет. Все из них - родственники, друзья, на худой конец, давние знакомые. Плюс сюда остальной опыт общения в итоге привели к статистическому выводу, что большинство осетин обладает тремя характерными чертами: они лицемеры, халявщики и разгильдяи.

25.10.2017 в 21:21ОДИН ВОТАНОВИЧ

Алан,а какой народ на постсоветском пространстве не так же жизнь воспринемает ? И,что плохого в хоших поступках ? И, мотивация очень правильная-что бы не было стыдно,т.е. люди оценили. У карнеги , быть оценённым обществом-одна из первых страсей человека. 

25.10.2017 в 20:15Алан Цхурбаев

Тётя, соглашусь практически без оговорок! но Цаликова прочитал и задумался. в обычное время его размышления звучали бы банально, но он застал Осетию в кризисный период, когда, извиняюсь за грубое слово, все дерьмо из людей вылезает. но вылезло также и хорошее, что помогло все же не скатиться в полномасштабную межрелигизную войну внутри одного народа. я думаю, что к сожалению, нам таких кризисов в дальнейшем тоже не избежать, и это все интересные размышления на будущее

25.10.2017 в 22:11теде

худинаг--на востоке назвали бы боязнь потерять лицо..тут можно также вплести слово честь..это хорошо когда человек ценит свою честь,лицо выше своей жизни..

а вообще самый информативный вопрос об осетинах это--ды манай шамай лагдар да?

и этот вопрос акцентирует внимание  на равенстве людей...

26.10.2017 в 08:53tiotia

Ох,Патч,это распространённые недуги.Только в тех обществах,где укоренились традиции демонстрировать умеренность,трудолюбие,ответственность - иная картина.Но эти хорошие традиции укоренялись не мгновенно,а в течение длительного времени и не без скрипа.А лицемерие лицемерию - рознь.Надо отличать лицемерие,как средство достигать цели обманным путём,и лицемерие, как способ избегать ненужных конфликтов,что называется воспитанностью.

26.10.2017 в 18:08патч адамс

Лицемерие называется лицемерием, воспитанность называется воспитанностью. Не мешайте мух с котлетами.

Пообещать и не сделать для большинства - раз плюнуть. Пользоваться чужими деньгами/услугами/покровительством не думая об ответных действиях (даже больше: не чувствуя себя ничем обязанным) - "как к себе домой". Мечтать о больших деньгах, сидя на шее родителей или устроившись по протекции дяди на несоответствующую своей квалификации должность (это ещё полбеды), совершенно не считать нужным хоть как то ей соответствовать...

А как мы любим порассуждать, поразглагольствовать о величии предков, о своих традициях и превосходстве над русскими - хлебом не корми.

Как говорит мой сосед с Алагира: "На словах ты Лев Толстой, а на деле - х... простой". Грубо, но точно.