Гергиев о концерте в Цхинвале

23 марта 2009, 14:16

После знаменитого концерта в разрушенном Цхинвале, спустя несколько после войны, Валерий Гергиев, получал многочисленные упреки в западной прессе. Вроде того, что мызыканты не должны лезть в политику, что это было ангажированное выступление. Мне эти упреки всегда казались несостоятельными. Музыка, и чувства, которые она несет, не имеют ничего общего с политикой. Это совсем другой язык. Такие случаи в истории еще есть, например U2 в зените популярности выступили в послевоенном Сараево, и это тоже было великое событие и великая музыка. Валерий Гергиев сам недавно прокомментировал свой концерт. Вот его слова, взято отсюда.

"Музыканты, может быть, и не должны на себя брать большее, чем им предназначено. Само звучание "Александра Невского" или Концерта Рахманинова - это уже приглашение к миру. И то, что в течение нескольких часов 2000 людей погружаются в чистое переживание - это уже самое далекое от войны, конфликтов, убийств чувство, которое человек вообще может испытать в жизни.В 1996 году я был инициатором фестиваля "Мир Кавказу", который, как у нас умеют делать, незаметно перевели в нечто совершенно иное, чем я задумывал. Но в то сложное время, в 20 км от границы с Чечней, мы провели фестиваль, который привлек внимание во всем мире... Фестиваль все воспринимали как очень значительное событие: во Владикавказе собрались представители дагестанской, чеченской, грузинской, армянской, азербайджанской, кабардино-балкарской, карачаево-черкесской национальностей, гости из Москвы, Петербурга. И никто тогда в мыслях не мог представить, что возникнут такие сложности между Россией и Грузией, между Осетией и Грузией. Режим Гамсахурдия и трагические события в Южной Осетии 91-92-х годов казались нелепостью, ушедшей навсегда. Оказалось, все были неправы".

23.03.2009 в 20:25alien
Собравшиеся на фестиваль во Владикавказе люди считали, что режим Гамсахурдия и война в Южной Осетии остались в прошлом просто потому, что в 1996 г. В Южной Осетии временно не стреляли и столкновения стали реже. Даже местное население поверило, что войны больше не будет. Это был самообман, потому что народ Южной Осетии не хотел остаться в составе Грузии, и ни один грузинский политик не признал бы независимость Южной Осетии. Такие взаимоисключающие позиции не могли не привести к обострению, когда Грузия, а следовательно и конфликт, попали в сферу интересов большой политики. Россия использовала ЮО как рычаг давления на Грузию, а запад примерно в таких же целях использовал Грузию, обещая ей членство в НАТО, а в Москве катастрофически боятся опасного приближения блока к российским границам. Впрочем, это общеизвестные факты. Интересно то, что в Южной Осетии сейчас то и дело говорят о близком повторении войны. Называются даже конкретные даты и причины. Когда в начале лета прошлого года мой знакомый спросил меня будет ли война и я ответил что будет. Он мне не поверил. Потом после войны я его спросил, почему он тогда думал, что все обойдется. Он ответил, что тоже чувствовал, что война все-таки будет, но он не хотел в это верить. Похожих моментов была масса. Сейчас, когда война маловероятна, все только и говорят о том, что она обязательно будет. На мой взгляд дело в том, что и тогда и сейчас люди прекрасно чувствовали что будет. Но перед войной они предпочитали не видеть очевидного, спрятаться как страус. Малопонятно, почему все сейчас пугают себя. Может быть чтобы как-то компенсировать тогдашнюю свою слепоту.
29.03.2009 в 20:42Алан Цхурбаев
alien, признаюсь, я до последнего не верил в эту войну. Я никак не мог поверить, что люди начнут стрелять друг в друга. Я думал, что это не то время, когда весь Кавказ горел, страну рвали на части, и что сейчас другая ситуация, когда повторения совсем недавних ошибок невозможно. Я рассуждал не как политолог, а как идеалист и в этом была моя ошибка. С другой стороны, так много экспертов с именами рассуждали подобно мне, что для меня эта война стала во многом войной несбывшихся прогнозов.