Рассказ "Ларек" Мурата Гелястанова - почему фантастика больше не пугает?

14 декабря 2022, 17:22

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

в последнем номере журнала "Дарьял" я опубликовал рассказ молодого начинающего писателя из Нальчика Мурата Гелястанова. его можно прочитать здесь.

"Ларек" я получил в последний момент, когда журнал уже был почти сверстан, но прочитав рассказ неизвестного автора, я решил обязательно его ставить его в журнал. почему это показалось мне важным?

это рассказ фантастический, а еще точнее - хоррор. но интереснее в нем то, что он помещен в первую половину 90-х годов прошлого века, в ужасно знакомые реалии. а теперь сюжет: в небольшом селе на перекрестке появляется ларек. обычный коммерческий ларек. ночью маленький мальчик, проходящий мимо, становится свидетелем того, как ларек выпускает щупальца и сжирает прохожего...

согласитесь, что ларек-монстр, пожирающий людей, это просто отличнейшая метафора для того времени. времени, когда жажда наживы настолько свела людей с ума, что они в буквальном смысле слова пожирали друг друга, без жалости и сострадания. вот этот скрытый реалистичный подтекст рассказа и есть однозначная находка молодого автора из Нальчика. 

ну и конечно тут стоит поговорить о том, что страшнее - сюжет рассказа или 90-е, которыми нас постоянно пугают в последние годы...

"Ларек появился неожиданно. Конечно, выраставшие в последнее время как грибы после дождя киоски в нашем поселке уже никого не удивляли, но этот… Я готов был поклясться, что час назад его на перекрестке не было. В ту пору обычным делом для меня было нарвать кукурузы на неохраняемом поле и притащить домой, чтобы оказать хоть какую-то помощь родителям, страдавшим от отсутствия работы и, соответственно, денег. Воровством это я не считал, как и большинство детей, которые промышляли подобным на полях, окружавших поселок. Напротив, принести домой капусты, яблок или чего еще, что плохо лежит или слабо охраняется, было занятием похвальным. Таково уж было время.

Так и в этот раз под покровом августовской ночи я пересек Т-образный перекресток недалеко от дома и углубился в кукурузное поле. И когда я через час с небольшим, довольный собой и с полным мешком початков, вышел обратно к дороге, я увидел его. Ларек. Затаившись за бетонным оросительным каналом, отделявшим поле от дороги, я смотрел на железную коробку, освещенную одной единственной лампочкой, висящей над витриной. Кому, черт возьми, пришло в голову устанавливать магазинчик посреди ночи? Я видел раньше, как на тракторах с прицепами привозили киоски. Вначале рабочие укладывали на земле блоки, а затем подъемный кран поднимал киоск и устанавливал его на эту основу. Все это занимало часа три, а то и все пять. Но этот ларек возник будто бы из воздуха. Очень аккуратный, выкрашенный синей краской, он был совершенно неотличим от сотен таких же, что появлялись после развала Союза в беднеющих, охваченных отчаянием поселках, подобных нашему".

читать полностью

20.12.2022 в 21:51Алан Цхурбаев
интересный отзыв на рассказ от осетинского блогера Алика Пухаева:

"это хорошая искра в разгорающийся костер кавказской фантастики, а именно хоррора с этническим оттенком. И хоть в массовой культуре к хоррорам долгие годы было довольно скептическое отношение, произведения Говарда Лавкрафта перевернули все с ног на голову. Этот жанр раскрывает человека — героя, когда он сталкивается с абсолютным и непреодолимым злом, в то время как триллер это противостояние человек vs. человек, то хоррор — это человек vs. нечто (Левиафан), у которого нет человеческого лица, нет мотивов для совершения зла, с ним нет возможности договориться, это «pure evil». Согласитесь, хорошая метафора для сегодняшних реалий. 

Этнический субстрат очень «питателен» для хоррора, так как абсолютному злу надо дать маску. Лавкрафт доставал маски из мифов Греции и Рима, Ден Симмонс для «Террора» искал основу в мифах эскимосов, во вселенную Marvel пробрался славянский Леший. Кстати, в России тоже есть актуальные примеры, это роман «Убыр» Наиля Измайлова. Мурат Гелястанов для своего «Ларька» использовал постсоветский сеттинг, начало 90-х годов, получилось атмосферно и добротно, но хотелось бы, чтобы этот запал подхватили и другие молодые авторы с Кавказа. 

На мой взгляд, именно жанр хоррор позволит отрефлексировать нам, кавказцам, многие трагические события нашей истории, но мы почему-то чураемся фантастики, боимся конструировать альтернативу нашей реальности".