"Тамада - это главная личность за большим и за малым столом..."

25 июня 2012, 01:02

Недавно у меня дома в Майкопе были в гостях мои коллеги из Москвы. Вел стол мой давний друг Азамат; в конце застолья один из моих гостей  сказал, что у тамады было идеальное чувство ритма. Эту фразу я запомнила, потому что, возможно, чувство ритма в широком смысле (чувство меры, уважение ко всем гостям, темп застолья) и есть главное качество тамады. 

Тамада – это большая честь и большая ответственность. За столом обычно собираются люди разных возрастов, статусов, иногда отношения между некоторыми гостями далеки от идеальных. Поэтому именно на тамаде лежит ответственность за то, чтобы стол состоялся как единое целое, чтобы все гости были «интегрированы» в единое пространство праздника.  Правильно и вовремя организвовать тосты за встречу, за хозяев, за детей и внуков, за ушедших, за любовь, за мир - это обязанность тамады. Неслучайно Вахтанг Кикабидзе пел: 

Я хочу вам сказать на прощанье
Выбирать вожака не беда
Беда в том если наше бытие и застолье
Возглавит плохой тамада

 Обычно тамада – это старший по возрасту, опытный человек, красноречивый, знающий этикет, способный сгладить острые углы.

Опытный тамада всегда принимает в расчет обычаи и традиции гостей из других регионов, помогает им, чтобы они чувствовали себя комфортно и  безболезненно вписались в новый контекст.

Никто из гостей не должен быть обойденным вниманием тамады, кроме того, он контролирует потребление спиртных напитков, а покинувший стол тамада не может обратно возвращаться.

Тамада должен понимать, что за столом есть «гости издалека», есть т.н. «близкие гости», а также «гости, близкие к принимающей стороне», есть самые старшие по возрасту люди, мужчины и женщины. Поэтому держать стол – непростая задача.

Задача тамады - не из простых. Нико Пиросмани. Кутеж. 1906 год

Тамада следит, следит, чтобы  гость ни при каких обстоятельствах не был посажен вблизи двери или выхода.

Например, наблюдая за черкесским столом, можно понять удивительно тонкие оттенки человеческих взаимоотношений, не всегда заметные и не всегда, быть может, понятные постороннему наблюдателю: стол как бы делится на две неравноправные половины – головную и хвостовую, первую из которых занимают старшие из собравшихся и гости, а вторую – все остальные, которые на всем протяжении застолья должны вести себя по отношению к другой половине как младшие к старшим – уважительно, не слишком повышая голос, тихо и мирно. Тамада также несет ответственность за соблюдение такой субординации.

Уйти из-за стола и вернуться обратно для дальнейшего участия в застолье допускалось только с разрешения тамады. Классическое застолье завершалось провозглашением тоста в честь тамады.

Сейчас искусство тамады теряется – все чаще на свадьбах или торжествах присутствуют профессиональные тамады, часто это актеры из местных театров или работники отделов культуры, таким образом зарабатывающие себе на жизнь. Редко кому из них удается удержать высокую планку классического тамады – в их текстах полно шаблонов, заученных скучных историй и стандартных фраз.

Если на торжестве нет общего стола, и накрывается несколько небольших столов на 10-12 человек, то в этом случае за каждым таким небольшим столом выбирается свой тамада. И его задача как правило сводится  к тому, чтобы бокалы гостей наполнялись вовремя.

Падение планки искусства ведения стола приводит к тому, что стол превращается в неконтролируемый хаос, где много едят и много пьют, даже курят, в конце концов забывая о виновниках или причине торжества.

Эльдар из Нальчика поделился  со мной своими наблюдениями: «Сейчас что-то невероятное в Кабарде творится. Никак не пойму, с каких пор стало нормой для тамады заставлять всех сидящих за столом тостовать?! Соответственно, увеличилось и количество подъемов рюмки/бокала. Не думаю, что нужно заставлять тостовать человека или предоставлять ему слово, если он этого не просил, а просят слова немногие.
Иногда слушаешь и диву даешься, что за бред порой произносят. Причем, одно и тоже. Считаю, что пожелания за столом должны идти от души. Три тоста/подъемов бокала должно быть растянуто на все мероприятие, а остальное время люди должны общаться.
А то получается, если сидит за столом 20 человек, то тамада всем 20 предоставляет слово и приходится  все 20 раз поднимать бокал, сопровождая тостом, как правило, повторяющимся от одного тостующего к другому. К этим 20 подъемам прибавьте еще всякие дебильные штрафные и прочую лабуду». 

Что будет с искусством тамады - вернется ли оно к своему прежнему уровню или будет деградировать? Для меня этот вопрос остается без ответа

25.06.2012 в 01:33berzek

действительно, во многом роль тамады свелась к тому что бы следить, за полнотой стаканов (хотя следить за этим должен не он а младшие стоящие на "обслуге". тамаду этот вопрос вообще не должен волновать).

25.06.2012 в 10:27TEDE

==Классическое застолье завершалось провозглашением тоста в честь тамады.==

здесь большое отличие от осетинского застолья.невозможно такое представить за осетинским столом.

осетинское застолье(в приближенном к идеалу варианте конечно) более мистический что ли.куваег(тамада) это религиозный лидер  данного собрания людей.этим мистицизмом проникнуты все сидящие за зтолом и поэтому личные взамиоотношеня между гостями отходят на второй план.а если за столом находятся гости не понимающие языка на котором ведется застолие,куваег дублирует кратко свои тосты на языке гостя или "дает"ему переводчика из числа остальных собравшихся.

там где в ходу всякие "штрафы" или намерения старшего непременно напоить своих гостей  это уже не культурное застолие  .а попойка.отличающаяся от выпивки на троих за углом палатки только тем что люди сидят за столом а не стоят.

25.06.2012 в 21:50Наима Нефляшева

TEDE, спасибо за интересные и тонкие замечания)

26.06.2012 в 14:32TEDE

Исторический тост Вот поднялся Вождь в свой невзрачный рост И в усмешке скривил рот. «Поднимаю, — сказал, — этот первый тост За великий русский народ! Нет на свете суровей его судьбы. Всех страданий его не счесть. Без него мы стали бы все рабы, А не то что ныне мы есть. Больше всех он крови за нас пролил. Больше всех источал он пот. Хуже всех он ел. Еще хуже пил. Жил как самый паршивый скот. Сколько всяческих черных дел С ним вершили на всякий лад. Он такое, признаюсь, от нас стерпел Что курортом покажется ад. Много ль мы ему принесли добра?! До сих пор я в толк не возьму, Почему всегда он на веру брал, Что мы нагло врали ему? И какой народ на земле другой На спине б своей нас ютил?! Назовите мне, кто своей рукой Палачей б своих защитил!» Вождь поднял бокал. Отхлебнул вина. Просветлели глаза Отца. Он усы утер. Никакая вина Не мрачила его лица. Ликованием вмиг переполнился зал.. А истерзанный русский народ Умиления слезы с восторгом лизал, Все грехи отпустив ему наперед.