"Может ли русский быть мусульманином?"

24 июля 2012, 21:06

 Невозможно точно сказать, сколько русских в последние 10-15 лет стали мусульманами, но то, что приход в ислам русских неофитов – это тенденция, неоспоримо. Алексей Малашенко считает, что в будущем эта тенденция только усилится, а публицисты, обращаясь к этой теме, не устают воспроизводить летописный сюжет о выборе веры  князем Владимиром как доказательство того, что ислам не противоречит менталитету русских.  

Кто же они, новые русские мусульмане?

Айша(Галина) Бабич - одна из талантливых журналистов среди русских мусульман. Фото из НГ

Самая многочисленная группа – это люди, принявшие ислам инструментально, как единственно возможный способ узаконить свои отношения в браке с мусульманином или мусульманкой. Для них нехарактерно глубокое и последовательное проникновение в духовный смысл и обрядовые практики религии Мухаммада. Часто день их бракосочетания или получения нового мусульманского имени вместе с произнесением шахады, становится единственным днем, когда они переступили порог мечети..

 Ко второй группе относятся рафинированные интеллектуалы, которые приходят в ислам через обращение к наследию суфиев – утонченная поэзия мусульманских средневековых мистиков и суфийские обрядовые практики в виде многочасовых зикров, сопровождающиеся озарениями и медитациями, вполне соответствуют их духовным поискам.

Третья группа, наиболее интересная, - это люди, которые приходят в ислам сознательно, стремятся как можно больше узнать о последнем откровении Всевышнего, исправно посещают специальные занятия в мечетях, учат арабский и с готовностью учатся в исламских медресе и университетах. Их среда общения – это практикующие мусульмане, коммуникацию с которыми они сознательно поддерживают и культивируют. Мусульманская комплиментарность, корпоративная солидарность и братство, пассионарная энергетика, в разы усиливающиеся в ритуале и, особенно, в коллективном намазе,  поначалу даже бывают предметом зависти и гордости для только что обращенных неофитов.

Именно в этой среде оказываются популярными идеи  исламского радикализма,  а риторика и практики  "Хезболлах", "Хамас" находят искренний отклик. Например, среди европейцев, принявших ислам, заметна доля  бывших членов право- и леворадикальных группировок. Став мусульманами, они даже ведут дават, т.е. занимаются мусульманским прозелитизмом, в своей среде.

В свое время большой резонанс вызвало принятие ислама некоторыми членами Национал-большевистской партии Лимонова. Татьяна (теперь уже Фатима) Тарасова и  Павел (Ахмад) Жеребин были одними из самых заметных нацболовцев, обратившимися к исламу.

А в 2005 году вышла статья Э. Лимонова "Исламская карта", в которой лидер НБП сделал сенсационные заявления. Вспоминая разговор с Гейдаром Джемалем, Лимонов пишет:

«Году в 1999-м знаток Ислама Гейдар Джемаль высказал мне интересную мысль, точнее, дал политический совет. Он сказал: "Эдуард, подумайте, в каждом русском городе есть мусульманская диаспора. Далеко не все эти люди пассионарны, но многие из них - да. Они дисциплинированны и подчиняются своим религиозным лидерам. Тот, кто расположит их в свою пользу, выиграет все битвы. Тот, кто сыграет мусульманской картой". …Тот российский политик, который прочно заявит о намерении сделать мусульман гражданами первого сорта и предпримет соответствующие шаги к осуществлению этого намерения, получит огромную поддержку мусульман России. Что должно быть сделано? Ислам должен стать религией, равной Православию. Президент страны и правительство страны должны с равным уважением относиться к Исламу и Православию….Велик Аллах. Идите к нам, мусульмане».

Для многих русских неофитов ислам – это "путь к возрождению русской нации", либо "средство к всемирному освобождению угнетенных". «Пример палестинской борьбы с израильской оккупацией и других освободительных движений под знаменем ислама, иранских революционеров и иракских повстанцев воодушевляет многих людей, придерживающихся левых взглядов. Все более актуальным становится вопрос об альянсе между представителями левых сил и радикального ислама», - пишет русская мусульманка Анастасия (Фатима) Ежова в одной из своих статей.

Игорь Алексеев, известный ученый-исламовед, обратился к анализу феномена русских мусульман одним из первых; он пишет об исламе как о мощной духовной традиции «жизни в Боге с опорой на шариат, живой практике веры и деяния» и о том, что «без включения в конкретную практическую, а не сугубо книжную традицию русские мусульмане как феномен обречены на маргинализм в обеих средах – и русской, и исламской».

«В этом отношении, - продолжает Алексеев, - «этнический» ислам мусульманских народов России….достоин внимания ищущих истинного пути как исторический опыт (не образец, а именно опыт – с достижениями и провалами, правоверием и заблуждением, праведными деяниями и грехами) практики ислама в конкретно-исторических условиях этой страны.

И именно этот исторический опыт был и остается подлинным русским исламом, и только он им и будет – вне зависимости от этнических компонент этого сообщества. От того, приобретут ли русские на пути в ислам этот исторический опыт, и станут ли они таким образом причастны к общеисламской истории, и зависит в сущности, ответ на вопрос «может ли русский быть мусульманином?».

  

12.08.2012 в 22:10гарикбатыр

А почему Наима должна носить хиджаб? Или только ношение хиджаба  иммет для  вас значение и подтверждение того, что человек мусульманской веры?

Не все кто носит крест на шее  в душе православные христиане.

12.08.2012 в 21:52гарикбатыр

У меня свое наблюдение принятие ислама русскими. И в большинстве случаев это все-таки люди, которые приходят к браку с мусульманином или мусульманкой. И зачастую, когда распадается такой брак, они уходят из ислама.

25.07.2012 в 00:46Valan

Почему нет, ведь и среди арабов есть христиане и атеисты. Была мода хиппи, буддизм, йога, потом последователи Кришны. В 90-е по стране колесили свидетели Иегова. Сейчас в моде Восток. Ислам, суфии, красивый шелковый платок. Пугает категория воинствующих неофитов, они словно не истину узрели в исламе, а руководство к боевым действиям.(скорее всего люди с травмированной психикой и ущемлённым самолюбием) . Русская цивиллизация  русская культурная традиция очень далеки от ислама. Владимир ясно солнешко врядли колебался в выборе,Русь давно была в орбите византийского влияния. Джемаль рассуждает первосортности и второсортности? Буддистов и атеистов , он к какому сорту отнесёт. Мы все равноправные граждане одной страны, (хотелось бы верить.) Все первый сорт, не смотря на религиозные взгляды или их отсутствие.)

25.07.2012 в 19:25Наима Нефляшева

А разве для северян-последователей Одина (например) были не характерны коллективные моления? 

25.07.2012 в 19:29Наима Нефляшева

Я думаю, ислам нуждается в "открытии врат иджтихада"...Еще  в средние века ведущие мусульманские богословы пришли к нмению, что все положения, которыми должны руководствоваться мусульмане, уже выработаны правовыми школами и согласованным мнением духовных авторитетов, поэтому иджтихад (т.е. суждение богословов по той или иной новой проблеме на основании мусульманских источников) должен быть прекращен. Таким образом, общество 21 века живет по нормам права, выработанным в средние века. К "открытию врат иджтихада" призывают многие известные мусульманские ученые, в том числе и в России.

25.07.2012 в 22:07miia

даже сочувствие не вызываешь ...... потому страна морально в упадке.. не потму что ты такой.. страна целеком такая

26.07.2012 в 23:59Наима Нефляшева

hmaeak, по -моему, Вы путаете святое с грешным...

27.07.2012 в 00:59hmaeak

без обид,просто анализ.диалог нужен,нужны ответы ,иначе неприязнь и конфликты. контактируя с неверными на их територрии ,следует стараться их понимать.наима,почему вы не носите хиджаб?

29.07.2012 в 21:14Наима Нефляшева

не пойму, как связан пост о том, почему русские принимают ислам, с тем, как я выгляжу? "Где Кура и где твой дом? " - как говорили в фильме "Ханума".

24.07.2012 в 21:14anastasia-mit

Самая интересная группа - третья, люди, которые выбирают ислам прежде всего как протестную идеологию. Хотя на личном уровне они могут неубедительно рассказывать, насколько они вообще далеки от политики, и вообще интересует их только история каких-нибудь Омейядов...

24.07.2012 в 21:25TEDE

==в коллективном намазе, поначалу даже бывают предметом зависти и гордости для только что обращенных неофитов.==

именно вид коллективного намаза явился первым побудительным мотивом неприятия ислама для меня.не могу представить себя в такой толпе отвешивающим земные поклоны.вообще земные поклоны не для меня.вся эстетика мусульманского ритуала очень отрицательно влияет лично на меня.поэтому не могу себя предствить в здравом уме принявшим ислам.

ислам не заберется в северные широты массово.это еще тойнби сказал.женщины севера не смирирятся с положением одной из жен своего мужа,тогда когда она работает и зарабатывает может быть и не меньше мужа. 

24.07.2012 в 23:51Наима Нефляшева

hmaeak, возможно, стоит с вопросами об исламе обращаться не к новообращенным мусульманам, а к тем, кто обладает реальными знаниями? 

24.07.2012 в 22:57hmaeak

я знаю двух армянок,принявших ислам(конечно скрывающих это от своих родственников).мне очень интересно ,почему они это сделали,но разговор с ними на эту тему не клеется.мне много чего не понятно в исламе,и это меня от него отталкивает.я знаю,что ни на один вопрос ,меня интересующий,я не получу исчерпывающий ответ от новопринятого.я просто не понимаю,зачем добровольно лишать себя свободы .

25.07.2012 в 00:56Valan

Северяне индивидуалисты. Ментальность другая, люди выживали, строили, сеяли  в суровых климатических условиях. Люди полагались в первую очередь на себя и свои силы, потом на божественное. У них нет времени на пятикратный намаз, да и коллективный намаз не вызовет завести, скорее недопонимание и неприятие.

25.07.2012 в 00:34hmaeak

меня больше интересует мнение новообращенных,а именно,почему они пошли на этот шаг..ведь в большинстве они мало знают об исламе и религии в целом.на счет одной из этих армянок у меня есть предположение,что ее поступок связан невостребованностью среди своих,а в новой среде она имеет какой то новый статус,пользуется каким то интересом.и еще,пользуясь свободой немусульманского общества,мусульмане не дают свободу выбора своим,то есть ,если мусульманин захочет стать христианином,то ему просто грозит тяжелое наказание и полное непонимание.это очень прернебрежительное отношение к людям других религий.наима,не кажется ли вам,что ислам нуждается в реформации?

26.07.2012 в 11:44TEDE

достали уже эти моралисты от ислама.

тошно становится((

 "Абу Джафар (Abu Ja'far) сказал: Что касается того, кто играл с мальчиком и имел с ним сексуальные отношения, тот не может жениться на матери мальчика."

26.07.2012 в 12:27hmaeak

наима,кого в пример вы можете  русским из исламскоего мира?пакистан,иран,гда половозрелый возраст девочек снижен до 9 лет,саудитов,которые рубят головы за колдовство?я думаю для русских даже православие уже устарело,а что говорить об исламе.

26.07.2012 в 11:45TEDE

http://islamic.narod.ru/psiho32.htm

26.07.2012 в 20:26Наима Нефляшева

Я могла бы привести в пример жизненный путь и духовные поиски Али Вячеслава Полосина. И, например, творчество архитектора Захи Хадид...))

26.07.2012 в 20:25Наима Нефляшева

Olga Bogatova, спасибо, очень интересный коммент)

26.07.2012 в 23:11hmaeak

наима,в ливане и сирии христианские общины экономически более развиты,чем мусульманские,хотя в большинстве они все арабы,и почему то в отличии от али полосина ислам принимать они не хотят .если не хотят они,то зачем это русским?не знаю зачем привели пример захи хадид,ведь она реализовалась в европе,да и хиджаб с паранджой она не носит.

26.07.2012 в 23:24hmaeak

у мусульман много табу.с ними тяжло говорить и дискутировать на открытые темы.они слишком обидчивы и мстительны,так что порой думаешь с ними не связываться

26.07.2012 в 11:14Olga Bogatova

На мой взгляд, о русском этническом исламе говорить преждевременно, но есть предпосылки для обращения некоторых русских в местные варианты ислама. Есть ещё четвёртая группа - дети от смешанных браков, которых, правда, стало  значительно меньше в постсоветское время. Тем не менее лиц смешанного происхождения в Поволжье, например, много, и они до сих пор разбираются, кто они - русские или татары. Могут также принять ислам на том основании, что большинство родственников - мусульмане, и т.п. В свою очередь, в некоторых татарских селах красят яйца на Пасху и купаются в проруби на Крещение. Реальный культурный обмен.

25.07.2012 в 00:26Zona strogogo rejima
Ислам, это не только религия! Ислам это жизненный путь. Человек, который отказывается от Ислама, это не делает имея знание, что это ошибочный путь, а отказывается лишь по той причине, что человек не хочет отказаться от греховного образа жизни. Кому то слабо отказаться от пьянство, прелюбодейство, потому они отказываются от ислама.