"Это не он Хочбар, а я". Еще о песнях на Северном Кавказе

29 августа 2012, 22:02

В центре многих традиционных песен горских народов – мужчина-рыцарь, обязательно совершающий поступок и погибающий во имя идеи. Главными действующими лицами таких песен могли быть герои Кавказской войны - «Бейбулат Таймиев», «Шамиль», «Шамиль и Хаджи-Мурат», «Хаджи-Мурат в Аксае», «Бук-Магомед», «Шейх из Кумуха», «Курахская крепость» («Къуругьи-ял Къала»), а также мифические или реальные герои, имеющие репутацию Робин Гудов. В Дагестане были популярны песни о Кайдаре («Гьухъаллал Къайдар»), смелом и отважном борце за свободу и независимость, «Султане из Хуна» («Хъунайннал Султан»), «Сайде из Кумуха» («Гьумучиял Сайд»), «Давди из Балхара» («Балхъаллал Давди») и др.

Однако, пожалуй, самой главной песней на Северном Кавказе была и остается песня о Хочбаре. Ее пели самые знаменитые гидатлинские певцы (Хочбар – родом из вольного общества Гидатль), Расул Гамзатов посвятил ему поэму, а в 1980-ее о нем был снят художественный фильм.

Хочбар -  предводитель вольного Гидатлинского общества. В течение многих лет он противостоял хану Аварии, Нуцал-хану. Он раздавал беднякам овец из ханских отар и коров и ханских стад. Авараский хан не раз пытался расправиться с Хочбаром и наказать гидатлинцев, но всякий раз терпел поражение. Тогда коварный хан решил обмануть его, он пригласил Хочбара к себе в гости, чтобы якобы навсегда забыть о старых счетах и помириться.

Петр Карлович Услар, кавказовед и этнограф, в 19 веке перевел сказание о Хочбаре. Вот отрывок, начинающийся с разговора Хочбара со своей матерью.

«От аварского хана пришел посланный звать гидатлинского Хочбара.

«Идти ли мне, матушка, в Хунзах?»

- «Не ходи, милый мой, горечь пролитой крови не пропадает; ханы, да истребятся они, коварством изводят людей».

- «Нет, пойду я; не то презренный Нуцал подумает, что я струсил».

Погнал Хочбар быка в подарок Нуцалу, взял перстень для жены его, пришел в Хунзах.

- «Привет тебе, аварский Нуцал!»

- «И тебе привет, гидатлинский Хочбар! Пришел ты, наконец, волк, истреблявший баранов!…»

Пока Нуцал и Хочбар разговаривали, кричал аварский глашатай: «У кого арба, вези на арбе дрова из соснового леса, что над аулом; у кого нет арбы, навьючь осла; у кого нет осла, тащи на спине. Враг наш Хочбар попался в руки: разведем костер и сожжем его». Кончил глашатай; шестеро бросились и связали Хочбара. На длинном хунзахском подъеме развели костер такой, что скала накалилась; привели Хочбара. Подвели к огню гнедого коня его, изрубили мечами; переломили остроконечное копье его, бросили в пламя. Не мигнул даже герой Хочбар!…»

Хан издевался над своим пленником и приказал развязать Хочбара, чтобы он спел предсмертную песню. Хочбар призвал простых людей бороться против произвола ханов, а сам кинулся в огонь, прихватив с собою двух совершеннолетних сыновей Нуцал-хана

Такова была месть за неслыханное нарушение священных законов гостеприимства. 

Один из жителей Гидатля, Асиятилов, не так давно написал: « В далеком детстве я часто представлял, что не Хочбар, а я мчусь по отвесным скалам, забираю награбленное у богатеев и раздаю всем беднякам, будто я сражаюсь с нукерами коварного Нуцала, без страха еду к нему, вступаю с ним в спор, а потом, схватив его сыновей, бросаюсь в огонь...»

Сегодня  с популярностью песни о Хочбаре может сравниться разве что «Хасбулат удалой». Конечно, у главного героя – пожилого князя Хасбулата - нет масштабности Хочбара и его эпического размаха, да и в песне прежде всего личная драма, а не социальный протест.

Песня создана на основе стихотворения Александра Аммосова (1823-1866) «Элегия», впервые опубликованного 16 ноября 1858 года в военном журнале "Русский инвалид".

Стихотворение навеяно Кавказской войной 1817-1864, в которой Аммосов принимал участие под командой Константина Данзаса, секунданта Пушкина.

Стихотворение стало песней и вошло в песенники. В авторском варианте гибнет только жена Хас-Булата, в народных – и жена, и сам Хасбулат, а иногда еще и князь. Сегодня ее поют многие северокавказские певцы, и у Магомета Дзыбова – одно из лучших исполнений… 

 

31.08.2012 в 03:41don pedro

"Хасбулат Удалой" на редкость идиотская песенка, надо отдать ей должное :-)

01.09.2012 в 11:21Alf

"пожалуй, самой главной песней на Северном Кавказе была и остается песня о Хочбаре".

Однако... Должен сказать, что сие утверждение весьма далеко от действительности. У каждого народа свои герои и, соответственно, песни. Взять тех же адыгов, о Хочбаре узнали  только из этого фильма. Так что, такие фольклорные горизонтали - это слегка преувеличенное явление.

02.09.2012 в 12:06Leх

согласен, Хочбар для меня появился только после фильма, у нас своих Хочбаров достаточно.

03.09.2012 в 21:48Наима Нефляшева

Согласна с Alf  и Leх в том, что у каждого народа свои Хочбары. Мне кажется интересным другое явление - после появления фильмов сделанных на кавказском материале, где главный герой явно романтизировался и героизировался как благородный защитник обездоленых и борец за правду, его образ распространялся на всеь Кавказ, и его этническая принадлежность для "некавказцев" уже не имела значения. Так было с Датой Туташхиа в 1980-е. 

05.09.2012 в 13:37Leх

не выдАвал*

05.09.2012 в 13:34Leх

соглашусь, во времена "совка", которые ИМХО для развития народов Кавказа с обеих сторон хребта были пиком развития по сей день, исключая некоторые трагические эксцессы, вроде депортаций (но все что не убивает делает сильнее, что мы так же увидели...), тогда стихийно скорее чем намеренно государственная машина в части культуры выдавала шедевры, которые невольно были хорошим пиаром, выражаясь современным языком, для народов Кавказа. В силу многочисленности и большей "окультуренности" это конечно были шедевры Грузия фильма, северный Кавказ в силу раздробленности и лоскутности таких мощных образчиков увы не выдовал, но даже те редкие врезались в память как тот же Хочбар, которого я, увидев будучи школьником случайно по телевизору, помню по сей день, с этой параджановской рванной эстетикой, мельканием ярких образов... Увы, нынче пиар кавказу делают немного другой, в том числе и КУ... 

05.09.2012 в 22:04Наима Нефляшева

да, например, та же "Ханума" - тоже хороший пиар...

03.09.2012 в 21:49Наима Нефляшева

а что в ней идиотского? обычная ориентальная песенка - кавказцам сверху спускается определенный набор образов и стереотипов, а они потом стараются ему соответствовать.