Как хаджи в прошлом и настоящем добирались до Мекки, где жили и кого встречали.

04 ноября 2012, 12:54

 Абдул-Азиз Давлетшин, хаджи 1898 года:

В Медине же проживает 31 семья русских татар, эмигрировавших сюда в разное время и по разным причинам и, излюбовав этот город, образовавших здесь свой небольшой приход в предместье Монаха; во главе этого прихода стоит поселившийся здесь лет 40 назад житель Астраханской губернии Абд­эс­Сатар (Абд ас­Саттар).

Большая часть здешних татар переселились из России после бывших среди них в 1892 году волнений, частью же это разные мастеровые и неудачники, приехавшие искать счастье, есть также ученики местных медресе, женившиеся и оставшиеся здесь на постоянное жительство. Все средства к жизни члены этой колонии приобретают у паломников своих сородичей: они встречают кафеля (паломников-НН), идущую со стороны Ямбога (Янбо), стараются поместить паломников у себя на квартире, столуют их и стараются заручиваться бедэлями (бадль), а когда же кафеля собираются выступать далее, то провожать ее собираются все члены колонии, чтобы получить со своих соотечественников обычную в таких случаях милостыню

Руслан Камбиев, Карачаево-Черкесия, хаджи 2009 года:

В Саудовской Аравии проживает большое количество наших соотечественников, как из центральной России (Татарстан, Башкирия), так и с Северного Кавказа. Я встретил много дагестанцев, чеченцев и черкесов, некоторые из которых учиться в престижных Университетах, а некоторые остались после учебы там жить и работать. Стипендия составляет от 500 до 800 долларов в месяц и на них вполне можно прожить, учитывая, что цены существенно ниже , чем России. Например,  цена 1 литра 95 бензина составляет не более 5 рублей, а в России около 30 рублей. Средний обед в хорошем кафе около 100 рублей, а от оплаты коммунальных услуг (если вы не занимаетесь предпринимательской деятельностью) граждане страны освобождены полностью. Учитывая низкий уровень социальной защищенности на Северном Кавказе , высокую безработицу и клановость, молодежь считает большой удачей  возможность учебы в Мекке и Медине.

Маэстро, Чечня, хаджи 2010 года:  

В Мекке и в Медине довольно многих студентов выходцев из России. В основном учатся в Исламских ВУЗах.

Сколько времени занимала дорога до святых мест ислама и обратно?

Абдул-Азиз Давлетшин, хаджи 1898 года:

Путешествие требовало не менее двух лет и на паломничество решались только редкие люди, воодушевленные глубоким религиозным чувством и обладавшие значительными средствами, что у наших мусульман редко сочетается вместе. С развитием же пароходства и железных дорог стало возможным совершать все путешествие в какие­-нибудь два­-три месяца с небольшими расходами, хаджей (хаджиев) расплодилось очень много, и между ними люди нередко далеко не с доброй репутацией. Цель тех из паломников, которые едут в бедэль (бадль), конечно, заработать некоторые средства.

Время движения наших паломников отнимает (занимает, требует) в среднем 6 месяцев – последние годы с февраля по август, но для хаджа 1899 года движение началось очень рано: уже в декабре я встретил в Египте несколько партий отправляющихся в Хиджаз лиц, выехавших пораньше, пака нетрудно взять заграничные паспорта.

Сегодня добраться из Москвы в Мекку можно самолетом за несколько часов так:

Москва → Амман → Джидда → Мекка

Москва → Стамбул → Джидда → Мекка

Москва → Каир → Джидда → Мекка

Москва → Бейрут → Джидда → Мекка

Москва → Доха → Джидда → Мекка

Москва → Анкара → Джидда → Мекка

Москва → Халеб → Джидда → Мекка

Москва → Тегеран → Джидда → Мекка

Москва → Шарм-Эль-Шейх → Джидда → Мекка

Москва → Дамаск → Джидда → Мекка

Во время хаджа организуются специальные рейсы:

Владикавказ-Джидда

Грозный -Джидда

Магас-Медина

Махачкала –Джидда

Махачкала- Акаба

Минеральные воды – Медина

Минеральные Воды – Амман, далее на автобусе до Мекки

Нальчик - Акаба

Сегодня паломники до святых мест Мекки добираются на комфортабельных автобусах. Хадж 2012 года 

МИД РФ и Совет по хаджу в этом году, так же как и в прошлом, запретили  совершение паломничества наземным транспортом. Это сделано в целях безопасности самих паломников — ситуация в странах, по которым проходит маршрут в Саудовскую Аравию, нестабильная и  напряженная, кроме того, некоторые межгосударственные границы (к примеру, сирийско-иорданская) закрыты. По некоторым данным, турфирмы, решившиеся оформить наземные визы, могут быть лишены в будущем допуска к организации хаджа. 

Перевозку паломников в 2012 году  осуществляли авиакомпании Аэрофлот, ЮТейр, «ВИМ авиа», «Авиалинии Татарстана», «Авиалинии Дагестана». На период проведения хаджа в аэропортах дежурят  кареты «скорой помощи», а также организованы стоянки для автотранспорта паломников.

Чартерные рейсы доставляют современных хаджи в Медину за несколько часов. Хаджи из Дагестана. 2012 год

Прибытие в Мекку и размещение

Абдул-Азиз Давлетшин, хаджи 1898 года:

При въезде в город наши паломники встречаются с своими мотавифами (мутаввифами)(аналоги встречающих гидов -НН), но не многие из них бывают в состоянии тотчас же следовать за ними, как это полагается, в херем (харам) для совершения тоафа (тавафа) (см. подробнее инфу КУ http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213281) /и Са’и (http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213280/) и откладывают обыкновенно эти обряды на несколько дней, – так расслабляюще действует здешний климат на непривыкших к нему людей. Русские мусульмане имеют в Мекке трех мотавифов (мутаввифов): один – для приезжающих с Кавказа, другой – из Крыма и третий – для всех остальных.

Для бесплатного помещения наших паломников в Мекке имеется восемь текие, купленных и пожертвованных в вакуфе нашими мусульманами; это обыкновенно небольшие дома местного типа постройки, в которых постоянно живет и ведает ими кто­-нибудь из выселившихся сюда сородичей по указанию жертвователя. Комнаты для помещения паломников большею частью в этих текие содержатся недостаточно опрятно, хотя заведующие этими домами собирают с паломников каждый раз деньги на ремонт; часть же паломников нанимают себе квартиры в частных домах и как в том, так и в другом случае помещаются чрезвычайно тесно, только чтобы иметь на полу место, где лечь. Вообще надо заметить, что наши паломники, даже и те, которые располагают значительными средствами, отличаются во время путешествия в Хиджаз необыкновенной скупостью и лишают себя самых нужных удобств.

Лариса Дорогова, Кабардино-Балкария, хаджи 2002 года:

Это была не гостиница в полном смысле, а приспособленное здание типа общежития или кемпинга. Спали по 6- 10 человек в комнатах без мебели, на полу на матрасах, один душ на всю секцию из 3- 4 комнат. Всегда там была очередь, и не каждый день удавалось принять душ. Конечно, хотелось удобств, но вообще это - не главное для паломника. Вспоминается хадис о том, как один паломник в давние времена полгода шел пешком и прибыл с опозданием, когда уже праздновали Курбан-байрам, он, подумав, принял решение остаться на год и через год совершил хадж.

Руслан Камбиев, Карачаево-Черкесия, хаджи 2009 года:

В Мекке большинство паломников проживает на двух проспектах Азизия, на которых от мечети и до выезда из города находится большинство гостиниц разного уровня комфортности. Гостиницы соответствуют всем общепринятым нормам, постоянно есть свет и горячая вода, они оборудованы стиральными машинами

Маэстро, Чечня, хаджи 2010 года:

В Мекке мы жили в гостинице. Стандартная гостиница, кровать, телевизор в холле. Ничего особенного, рядом много магазинов и кафешек, где можно покушать.

 Использованы фото с сайта http://marwaltd.com/

04.11.2012 в 14:09Tamurys

Спасибо тебе, Наима, за познавательные посты.

05.11.2012 в 17:46Leх

помню в Сире Пророка есть о том, что такое-то племя из аборигенов уполномочено пожизненно "кормить и принимать" поломников, то есть их бизнесс, по-сути, для кого-то это фард, духовный акт и т.д., а для местного населения это бизнесс, безпроигрышный бизнесс, с нескончаемым потоком потребителей "опиума для народа"...

08.11.2012 в 19:34Наима Нефляшева

Действительно, многие мусульмане говорят о том, что организация хаджа стала монополией нескольких туроператоров, которые получают очень больше проценты за свою работу. Пожалуй, пришло время дать возможность работы на рынке хаджа всем туроператорам, которые готовы нести ответственность за такие поездки. Таким образом, у паломников появится больший выбор и возможности организовать свою поездку при минимальных личных затратах. Будет возможность заранее узнать, какие гостиницы предоставляют, например, бесплатные места и бесплатную еду для паломников и т.д. 

08.11.2012 в 18:24zara123

очень много пишут и критике по организации хаджа со стороны российских туроператоров... за это сейчас серьезно взялись и кажется в этом году нареканий нет

07.11.2012 в 22:53Наима Нефляшева

Это племя - курайшиты.

07.11.2012 в 22:59Leх

курайш, племя пророка, хороший гешефт оставил им Музаммад, вечный....