В свое время, в 1999 году, много шума наделал указ президента Ингушетии Руслана Аушева, официально разрешающий многоженство.
Мужчинам в Ингушетии теперь официально разрешено было иметь до четырех жен — как учит Коран. Условий два — уделять всем равное внимание и обеспечивать материально. В обнародованном указе Аушева было сказано: "В Республике Ингушетия граждане мужского пола вправе заключать до четырех браков с лицами женского пола, не состоящими в браке". Аушев объясняет, что ввел многоженство, исходя из "складывающейся в республике демографической ситуации". В осетино-ингушском конфликте погибло столько воинов, что восстановить генофонд нации моногамным браком президент не надеялся.
С тех пор указ, давно отмененный президентом РФ Б. Ельциным, стал фактом истории 1990-х, однако проблематика многоженства на Кавказе вызывает не меньше интереса, порождая как мифы, так и вполне здравые оценки этого явления.
Забегая вперед, скажу, что практика многоженства свойственна отнюдь не только странам с исламскими традициями. В средние века после эпидемии чумы, когда население некоторых стран Европы уменьшилось наполовину, там практически узаконили многожёнство. В Германии во времена императора Карла V двоежёнство каралось смертью. Но после 30-летней войны, когда население уменьшилось с 16 миллионов до 4, оно было легализовано. В 1650 году в Нюрнберге был принят закон, по которому каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешалось вступить в брак с двумя жёнами.
Многоженство на Кавказе существовало давно, но не было распространенным явлением. Известный исследователь быта народов Кавказа Максим Ковалевский, писал, что многоженство существовало даже в христианских селениях Северной Осетии. В большинстве случаев оно было доступно элитам – дворянам, муллам, богатым крестьянам.
О карачаевцах О. Тепцов писал, что многоженство у них крайняя редкость: «Оно обуславливается зажиточностью и стало привилегией дворянства, так как обыкновенные горцы по своей бедности не в силах прокормить и себя, не только нескольких жен». Однако в Чечне и Балкарии, сообщают источники, и простые крестьяне брали в дом вторую жену в случае неработоспособности или бездетности первой.
Обычно практика двоеженства мотивировалась отсутствием детей у первой жены. Именно любовь мужчин к детям иногда удерживала их даже в не очень удачном браке. Именно о детях говорит пословица: «Ради которых с хорошей женой разводятся, а с плохой живут», Обычно на Северном Кавказе мужчина брал в дом вторую жену только в том случае, если с первой у него вообще не было детей или рождались одни девочки.
При этом первая жена оставалась старшей, на ее плечи ложились и основные обязанности по воспитанию детей. Поэтому, как правило, она принимала деятельное и искреннее участие в уходе за детьми, родившимися от второй жены.
В начале 1920-х гг. многие кавказские реалии (калым, умыкание, конокрадство, многоженство) квалифицируются как «преступления, составляющие пережитки родового быта» и в УК РСФСР вводятся соответсвующие наказания.
В 1920-е годы подобные решения принимались по всему Кавказу..
Впервые уголовная ответственность за многоженство устанавливалась в 1924 году: принимаются постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о распространении на Горскую республику и другие национальные автономии действия дополнений к УК РСФСР, предусматривавших санкции за бытовые преступления. Интересно, что в самый радикальный подход к искоренению многоженства предложили в Адыгее – Адыгейский облисполком предложил усилить законодательные санкции, считать многоженством не только гражданское, но и шариатское оформление нового брака без расторжения прежнего.
Уголовный кодекс РСФСР в окончательной редакции был опубликован и вошел в силу в 1928 году. Многоженство как пережиток родового быта наказывался принудительными работами на срок до 1 года или штрафом до 1000 рублей. Однако статистика говорила о том, что даже такие жесткие меры не давали результата – например, в 1926 году в Ингушетии на 100 женатых мужчин приходилось 111 замужних женщин. Многоженство стало принимать скрытые формы: прибегали к фиктивным разводам или проживали с разными женами поочередно.
Многоженство усилилось после Великой Отечественной войны, существовало и в 1960-е годы. Юридически им считали вступление в новый брак без юридического расторжения прежнего брака.
О том, как относятся наши современники – молодые мужчины и женщины – в разных частях Северного Кавказа к многоженству читайте в следующем посте. Говорят, что мужчина, берущий вторую жену, рассчитывает на два тыла, а в результате получает два фронта. Так ли это – узнаем чуть позже…
Olga Bogatova, статьи действительно больше нет - так что исправительные работы многоженцам уже не грозят. Не регулирует этот вопрос и Семейный кодекс.
И могут в подкрепление своих слов привести и другой аят: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (4:3). Вот такие вот есть сообразительные сестры.
Справедливость к женам.
Одним из камней преткновения, является следующий аят. Аллах Всевышний сказал: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно подвешенной. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (4:129).
[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дублирование сообщений запрещено Правилами.]
Вроде бы у нас больше нет в УК статьи за многоженство (как и многомужество), так что всё, что не запрещено, разрешено. А как насчет Семейного кодеса, он никак не регулирует эти вопросы?
http://www.muslima.lv/?p=7433
Откровенно говоря, я не против многоженства. Его, кстати, практиковали ветхозаветные патриархи. Лучше многоженство, чем если муж говорит своей 50-летней жене: извини, я полюбил другую и уходит секретарше\аспирантке... Примеров тьма.
Наима,как всегда очень актуальная и интересная тема,спасибо!Очень хотелось бы узнать мнение людей на этот счет..Если раньше,во времена моего детства,это были единичные случаи..то сегодня сталкивашься с этим все чаще и чаще..Что именно толкает женщин на ? Желание выйти замуж? Дефецит мужчин?)))) В чем именно причина столь,на мой взгляд,самоотверженного шага?))
Привет Наима. Я иногда мимолетом просматривал Ваши мнения о Вашей критике тех или иных установленных Аллахом законов шариата ,хотя мнения блогеров это не мнение общества,Альхамдулиллах. Чтобы читатели не подумали обо мне как отсталого от нашей жизни человека,то скажу о себе. Я имею Высшее юридическое образование,работал в области юриспруденции. И так
Моя эпоха жизни относится к эпохе Коммунистических времен,когда на моих глазах практически все религии высмеивались особенно больше доставалось религии Ислам.Но теперь Хвала Господу Миров в Ислам идут толпами причем принимают из числа образованных слоев населения. Наима, однажды при мне неверующий спросил у одного ученого шейха во время его
лекции:"Как на счет многоженства в Исламе" Шейх не задумываясь ответил,что когда он строит дом то начинает строить не скрыши,а с фундамента. Далее он обосновал что когда человек не только не молится,не только сам не интересуется Кораном,то откуда человек поймет о многоженстве,если он ему об этом расскажет. В этой связи Наима хочу объяснить что в Коране об этом сказано и Вы прочтите об этом. А так мое мнение. Я знаю очень многих,которые тайком от своих жен в стороне имеют
женщин. А это уже явный грех,даже кощунство. Потом мы знаем какие бывают последствия. Аллах таким людям которым одна женщина не хватает,то разрешает иметь 1,2,3 и 4. Но чтобы и женщины знали об этом и чтобы другим мужчинам было известно
о том что та или иная женщина принадлежит Магомеду,или Мусе,Валиду. Для чего?Для того чтобы женщины тоже не гуляли.
Но этот мужчина должен к ним относиться справедливо и ко всем одинаково. Я обьяснил примерно. Но у нашего Пророка Мухаммеда А.С.В. есть более мудрые Хадисы т.е. его изречения по поводу многоженства.
.
В Осетии знатный алдар имел, как правило двух жен. Одна официальная, по договору, из знатного и богатого рода, дети от этой жены были законными наследниками. вторая, так сказать, по любви, девушка из этой же местности,из низших слоёв. В мусульманской части, бывало до шести жен, доходило.
Чем менее общество эмансипированно, тем более склонно к многоженству. Куда бедняжке податься, если ей недоступно образование, профессия, она не умеет зарабатывать деньги и содержать себя., естественно замуж, там уж как повезёт, первой или десятой. Когда слышу от мусульман слова о величайшей гуманистическом посыле многоженства, смеяться хочется.) Дайте Женщине, свободу выбора и безопасность, доступность образования и работы, уважайте женщину саму по себе, а не потому, что она мать, сестра или жена.