Шедевры классического исламского искусства в Пушкинском музее и исламская культура Дагестана

24 февраля 2013, 23:11

 В пятницу была на выставке в Пушкинском - «Классическое искусство исламского мира 9-19 веков. Девяносто девять имен Всевышнего». «Подобно прекрасным именам Всевышнего произведения мусульманского искусства отражают аспекты истинной красоты, созерцание которой, словно молитива с упоминанием божественных имен, приближает нас к Богу», - говорится в проспекте выставки.   

«За это время в истории исламского мира произошло немало потрясений: случались войны, сменялись династии, появлялись и умирали государства, одни центры художественной культуры возникали, другие приходили в упадок. Многое в судьбе этого мира изменило монгольское нашествие, обернувшееся для мусульманской материальной культуры утратой целого ряда ремесел и технологий. Но вместе с тем монголы, объединив под своей властью огромную территорию, принесли на Средний Восток китайскую художественную традицию, которая в значительной степени определила дальнейшее развитие искусства этого региона».

Уникальное двухслойное и резное стекло, роспись люстром и эмалевыми красками по глазурованной керамике, инкрустация по металлу, рукописи, миниатюры, текстиль - 99 шедевров, представленных на выставке из собрания Фонда Марджани, охватывают период, составляющий более тысячи лет.

Пожалуй, в один ряд с этими экспонатами можно поставить культурные памятники Дагестана.

«Ислам основательно «врос» в Дагестан, где он сделался не только его основной религией, но и культурой и образом жизни», - писал известный ученый А.Р. Шихсаидов, характеризуя влияние ислама на народы Дагестана в средние века.  

Джума-мечеть Дербента, построенная в начале VIII века, — один из самых древних и грандиозных памятников города и самое крупное мусульманское сооружение Кавказа. Строительство в Дербенте грандиозной пятничной мечети в начале VIII в. означало, что Дербент из видного христианского центра (как это было в V — первой половине VI в.) превратился в крупнейший на Кавказе исламский религиозный центр, опорный пункт для распространения в горных районах Дагестана и на всем Северном Кавказе идей ислама и арабо-мусульманской культуры.
Мечеть в Дербенте. Открытка из коллекции Низами Ибраимова на фейсбуке.
К числу древних памятников культового зодчества Дагестана относятся мечети в селениях Каракюре (Докузпаринский район). Фите, Рича, Тпиг и Буршаг (Агульский район), Калакорейш, аналог мексиканского Мачу-Пикчу (Дахадаевский район). В селении в XII—XIII вв. был создан выдающийся памятник резьбы по штуку — михраб главной мечети селения.
 
Створки левой двери мечети с. Калакорейш XI-XII вв. фото с сайта rezchiki.ru

 

Особое место в истории исламской культуры в Дагестане занимает рукописная традиция: произведения арабской литературы, привезенные в Дагестан; арабская рукописная продукция, переписанная в Дагестане; оригинальные, собственно дагестанские сочинения.

 

 Коран, подаренный Надир-Шахом правителю Кази-Кумуха. Фото из коллекции Шамиля Шихалиева на фейсбуке.
Тематический состав литературных памятников, получивших распространение в Дагестане, свидетельствует о знакомстве местной интеллектуальной элиты с основными традиционными для мусульманского мира произведениями – Коран, тафсиры, хадисы, суфизм, трактаты грамматические, мусульманское (шафиитское) право, лексикография, текстология, этика, история.

Примерно с XVI в. исследователи сталкиваются с фактом громадного роста числа рукописей как итога интенсивной деятельности дагестанских переписчиков. Размножение, копирование книг имело место, конечно, и раньше, в XI-XV вв., но на новом этапе эта деятельность приняла грандиозный размах. Переписка рукописей осуществлялась почти повсюду, появились как катибы – профессионалы, так и селения, ставшие центрами по копированию рукописей. Расцвела любительская и учебная переписка. В дагестанских селениях: Акуша, Шири, Муги, Кубачи, Зерехгеран, Вихли, Химейди, Чакки, Кища, Гоцатль, Цада, Кумух, Гочоб, Кегер, Карата, Мулебки, Ури, Мугурух переписывалиcь произведения классиков арабской литературы.

Одним из крупных центров переписки рукописей выступает одно из старинных дагестанских селений – Кумух (Казикумух, или Газикумух), столица Газикумухского шамхальства, позже – ханства, а ныне центр Лакского района РД.  

Различные произведения прикладного искусства Дагестана — керамику, изделия из металла, резного дерева, камня и кости, художественные ткани и ковры, оружие, а также культовые и гражданские архитектурные сооружения украшали афоризмы, изречения из Корана, благо пожелания, имена владельцев тех или иных предметов, надписи исторического содержания, эпиграфические орнаменты, мастерски исполненные декоративно трактованными арабскими буквами. Надписи из вязи арабских букв, обычно вплетенные в орнаментальные композиции, использовались для художественной отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально поставленных каменных плит.

Намогильные памятники. Вид на мечеть с. Калакорейш. Фото из блога Андрея Борисова.

Изысканная художественная отделка характерна и для рукописных книг, которые были распространены в средневековом Дагестане в виде частных и публичных коллекций. Книжная орнаментика составляла особую область прикладного искусства. 

Пост написан по материалам статей А.Р. Шихсаидова.

 

25.02.2013 в 00:07anastasia-mit

Выставка замечательная... поразила двухслойная стеклянная чаша с золотой фольгой между стеклами... Озадачили "пламенеющие нимбы"...