О политической актуальности лезгинки

22 ноября 2013, 19:22

Уже лет шесть лезгинка периодически взрывает ленты новостей — она раздражает, ее запрещают, за нее отчисляют из учебных заведений.. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров с завидным постоянством уже не раз собирает студентов своей республики, чтобы указать им на то, что есть танец, а что есть нарушение правопорядка.

 

Что случилось с танцем, который еще во времена Кавказской войны всегда завораживал своей энергетикой даже тех, кто сражался с горцами, а во времена брежневского застоя был символом процветания культур народов Советского Кавказа?

 

О лезгинке, старинном кавказском танце, писали все разведчики, политические авантюристы, путешественники, академические ученые, которые посещали Кавказ в средние века и новое время.

 

 

Лезгинка. Начало ХХ в. Дагестан. Из фондов РЭМа. Петербург.

По обе стороны Кавказского хребта народы разных религий, говорящие на разных языках, казалось, всегда вдохновенно танцевали этот танец. Лезгинка, с ее четкими, резкими, жесткими движениями была не похожа ни на один из тех танцев, которые когда-либо приходилось видеть пытливым путешественникам. Лезгинка создавала особую энергетику, вовлекая в общие переживания и эмоции и танцоров, и зрителей.

 

Лезгинка – прежде всего сольный танец и манифест мужчины, демонстрация его духа и смелости.

 

Во времена СССР, когда каждая АССР и ААО на Кавказе имели свои хореографические ансамбли, иметь лезгинку в своем репертуаре было делом чести.

 

"Все очень страстно и очень сдержанно, ничего не выплескивается" — так отозвалась о лезгинке современный хореограф Алла Сигалова.

 

 Горцы в армии Колчака танцуют лезгинку у вагонов поезда.

Одни ученые сравнивают лезгинку с боевым настроем воинов перед сражением, настолько в нем сильная энергетика; другие считают, что лезгинка – это отголосок древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

 

Действительно, кажется, что танцор, поднявшись на носки и раскинув руки-крылья, готовится к резкому взлету.

Известный культуролог и философ Барасби Бгажноков увидел в мужских танцах Кавказа в их сочетании с женскими особый символический смысл, более глубокое объяснение специфики и темпа, и ритма, и движений.

«Вектор мужских танцев в целом представляется мне космическим; стремление тела вверх, к небу, здесь налицо. В таком направлении действуют гордая осанка, правая рука над головой, вытянутая вверх, танцы на носках, символизирующие опять-таки движение к небу.

В отличие от этого, вектор девичьих танцев — хтонический, ориентированный на земную твердь. Наблюдение за динамикой быстрых парных танцев больше всего убеждает в этом: создается впечатление, что мужчина, как орел, парит над девушкой. Словом, есть основания думать, что все это так или иначе связано с универсальным представлением о взаимосвязи неба как мужского начала и земли как начала специфически женского».

 

 

В середине 2000-х изменилось пространство и время лезгинки. Лезгинка выплеснулась из закрытых помещений свадеб, студенческих вечеринок и концертных залов на улицы российских городов, на Манежку, в Ставрополь, Ростов.

Пространство 2000-х уже было другим — в нем не было места лихим и одновременно милым джигитам, чей образ создавал тогда грузинский кинематограф. Зато в нем стала присутствовать как постоянная доминанта кавказофобия, когда за все беды страны почему-то должны были отвечать кавказцы, к тому же маркированные как маргинальные и нецивилизованные варвары, чуть ли не вчера спустившиеся с гор, где не знают другого языка, кроме как языка вражды и кровной мести.

Сегодня лезгинка уже не объединяет зрителей и танцоров, как это было еще лет 15 назад, в едином порыве. Сегодня те ребята, кто танцует лезгинку, посылают за пределы танцевального круга свой мессидж. Это послание шумное, дерзкое, иногда нарочитое, это послание о своей самодостаточности, о самих себе. Пока оно выражается в форме танца, но протест, как известно, всегда найдет и другие формы, и не только символические, для своего проявления...

 

24.11.2013 в 23:03Ahmadalim

http://www.ticketmix.ru/lezginka/

Концерт, посвященный 55-летию Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана ЛезгинкаБлижайшая дата — 07 декабря — Государственный Кремлевский Дворец (Москва)

24.11.2013 в 17:39TEDE

===И если вы приехали к нам в гости,то принимайте правила нашего поведения в обществе.Трудно даже представить,что бы кто-то из русских приехав в Гроздный,начал устанавливать свои порядки.Надо уметь уважать чужой дом.==

 

хм..

а ведь было время когда русские требовали от властей выселения чеченцев из грозного..

 

23.11.2013 в 22:45Glafira Ivanova

я тоже видела такие танцы.Да кто оспаривает лизгинку?!!!!!   Красивый,заряжающий своей энергетикой танец!!!!!   Просто всему своё место. А как ведут себя русские в пьном состоянии,то это да, беда.Успокаивает лишь одно,пить стали меньше.

Вы знаете,а я скучаю по русским песням,русским свадьбам.Ничего уже практически не осталось.Только в деревнях да сёлах.Мы всё старемся делать как на Западе.Пропаганда сделала своё дело. Обидно за своих.

22.11.2013 в 23:54АЛИК

По моему те танцы которые выплескиваются на улицы городов ничего общего с лезгинкой не имеют. 

Наима, а вот интересно, кришнаитов шумящих на улицах Москвы в частности похлеще "диких" кавказцев, тоже загребают в кутузки и отчисляют из ВУЗов? Или тех же "индейцев боливийцев". У меня аспирант кришнаит часто участвует в таких мероприятиях. Завтра спрошу его, не мешают ли им правоохранители.

24.11.2013 в 01:43` Rock`

свет-Салеховна имеет ввиду что лезгинка была -есть-ибудет,,, и ето достояние человечества и культурное наследие общества,,, а ваш(Ваш) покой и устоявшиеся приоритеты есть вызов этническим ментальным особенностям другой части кореного населения Российской Федерации,,, с чем Вам(вам) придётся смириться,,, ибо Вы(вы) посредством ресурсного рунет-большинства сего ресурса будете низвержены в ксенофобы - националисты,,,воинствующее комплексно-этическое блог-большенство всегда право!!!,,даж не смейте сомневаться,,, так что коллективный совет той самой части россиян- пользователей КУ и блога- пользуйтесь берушами и прочей снотворной экипировкой и молчите в подушку,,,,))) т

23.11.2013 в 17:17SA

Конечно же мешать нагло людям своим танцем не стоит, и демонстрировать свое превосходство то же. Я видел танцы организованные "джэгу" в Сочи, там часто в круг и русские выходили, не говоря уже о других. Многие с интересном смотрели. Столько раз слышал пьяный ор, пляски и песни в Краснодаре, Сочи, Москве, когда пьяные в стельку русские, да и не русские гуляют, и без лезгинки! Но замечают, только лезгинку!!!)

 

23.11.2013 в 02:26Реалист

всё правильно говорите!

23.11.2013 в 22:32Glafira Ivanova

в ютубе много видео с танцами в метро.Это и снимается с целью показа там.

23.11.2013 в 13:25Наима Нефляшева

АЛИК, про кришнаитов в полиции никогда не слышала)))

23.11.2013 в 01:57Glafira Ivanova

А из Москвы можно высказаться на эту тему?

Лезгинка конечно же красивый и завораживающий танец.Но всему должно быть своё место.Где вы видели что бы русские устаривали свои вихревидные пляски прям на улицах? На свадьбах- пожалуйста,на разных празниках - тоже .Но вот взять и остановив машину на проспекте чуть ли не в час пик ,и выйдя из неё начать свой танец,в метро.........куда только не приходит  на ум,извините.Если это принято у кавказцев дома,то пожалуйста,танцуйте у себя в любом месте и в любое время.Но у нас это не принято.И если вы приехали к нам в гости,то принимайте правила нашего поведения в обществе.Трудно даже представить,что бы кто-то из русских приехав в Гроздный,начал устанавливать свои порядки.Надо уметь уважать чужой дом.

23.11.2013 в 22:38Glafira Ivanova

я коренная москвичка,не волнуйтесь так.И я подчёркиваю про гостей потому,что мои знакомые кавказцы,их дети,не слоняются от безделья целыми днями по улицам.Они работают,учатся.У них нет времени устраивать такие спектакли.И потом.Те кто в Москве конкретно живёт,никогда себе такого не позволит.Они живут жизнью города.Они любят этот город.  И самое главное,что им стыдно за такие выходки их земляков.Иначе как дикость,они это не называют. 

23.11.2013 в 13:21Наима Нефляшева

Я думаю, дело совсем не в танцах. А в том, что в обществе зашкаливающий уровень нетерпимости и ксенофобии. И выражения этой нетерпимости самые разные - одни в ответ на кавказофобию назло танцуют лезгинку на проезжей части и в метро, как Вы говорите (хотя о лезгинке в метро никогда не слышала), а другие постоянно культивируют тему маргинальности, варварства и агрессивности Кавказа.

23.11.2013 в 15:03Салеховна

Почему Вы подчеркиваете, что кто-то приехал к Вам к Москву в гости? Они в своей стране и в своей столице) Это такой же их дом, как и Ваш. Кстати, неизвестно, в каком поколении мы москвичка)