Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по... особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы — цый, карачаевцы и балкарцы — чепкен, ногайцы — шепкан. Черкеска по- осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий.
Черкеска — самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа. Сшитая из недорогих тканей или из тонкого сукна, черкеска сегодня остается таким же символом Кавказа, как и 150 лет назад..
Черкески вплоть до начала ХХ в. шили в основном из домотканого сукна, их цвет определялся возможностями, связанными с технологиями обработки и окрашивания шерсти. Обычно черкески были естественных тонов - бурые, черные, серые, белые; крашеное сукно использовали для черкесок реже — в таком случае они получались темно-красными или темно-кирпичными. С появлением фабричных тканей появились синие, коричневые и даже бордовые черкески.
Белые черкески — особый случай. Они были редкостью и встречались у черкесов и плоскостных осетин. У черкесов по цвету черкески можно было безошибочно определить сословную принадлежность человека. Белые черкески — исключительная привилегия черкесского княжеского сословия. Для других сословий белая черкеска — незыблемое табу. Но дело было и в практичности. Этот мотив звучал и в рассказах стариков в 1960-е гг.: «Белую бурку или черкеску мог иметь только тот, у кого про запас были несколько черных или бурых».
Покрой черкески прост и лаконичен. Это специфическая приталенная одежда без воротника, с открытой грудью (под черкеску надевают бешмет или, позднее, кавказскую рубаху), от пояса черкеска плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. На талии - застежка на несколько пуговиц и петель из шнурка.
Рукава черкески прямые и широкие, для праздничных черкесок - ниже кисти и с отворотом наружу.
Обычная длина черкески в конце XIX — начале XX в. была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли очень длинные, почти до земли черкески, удобные лишь для всадника.
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и т. п. Если того требовали обстоятельства, то передние полы черкески затыкали сзади за пояс.
Функциональное украшение черкески - газырницы, размещавшиеся на обеих сторонах груди. Сначала они были кожаными, но во второй половине XIX в. были полностью вытеснены сшитыми из той же ткани, что и сама черкеска.
Количество карманчиков в газырницах - до 8—10 с каждой стороны. Газырницы пришивали на 10—12 см ниже плеча, но постепенно они спустились значительно ниже. Иногда под ними продолжали делать внутренние поперечно расположенные карманы для натруски, кресала, позднее в них держали часы.
Высшим шиком считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая. В этом отношении мастерство горянок было непревзойденным - лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда» и с безошибочной точностью.
Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Особенно строго соблюдалась эта манера ношения черкески у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.
Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным — это могли позволить себе только глубокие старики, да и то в своем селении. Черкеска была парадной, выходной одеждой и имелась не у каждого, особенно в восточной части Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, отчасти Осетия).
Е.Н. Студенецкая, известный советский этнограф, автор масштабного исследования по одежде народов Северного Кавказа, считает, что черкеску впервые шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Однако, например, у нас в семье хранится фото 1905 г. - на нем мой годовалый дедушка со своими родителями. И он — в черкеске, заботливо сшитой его мамой, моей прабабушкой.
Для детей из недворянских сословий черкески шили «на вырост».
В 40-х годах XIX в., черкеска и горский костюм в целом был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Интересно, что Я.Гордин считает, что русские офицеры любили черкеску не только потому, что она была удобна — для них она символизировала приобщение к миру свободы, которую олицетворяли горские общества.
На фото - доктор исторических наук Хаджимурад Доного. Махачкала. Наши дни...
Во второй половине XIX и особенно в XX в. черкеска меняется. Кроме того, что шить черкеску стали из фабричных сукон, произошло удлинение
черкески, в газырницах стало больше гнезд. Изменились и сами газыри.
Вот что пишет Е. Н. Студенецкая: «Первоначально газыри представляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали определенную мерку пороха (у чеченцев, ингушей и осетин газырь называется словом «мерка»), а также закладывали свинцовые пули.
Отверстие затыкалось тряпочкой, которая при зарядке ружья играла роль пыжа. Иногда вместо случайной тряпочки делали специальные затычки
из шерсти.
Однако больше были распространены металлические (иногда серебряные и даже золотые) крышечки, красиво отделанные
гравировкой и чернью. Впоследствии, с появлением ружей, заряжавшихся готовыми патронами, газыри утратили практическое значение и превратились в украшения, их стали делать в виде круглых деревянных палочек с цилиндрическими крышечками из металла, кости
или рога, а иногда концы палочек просто красили черной краской. На черной черкеске обычно носили газыри с белыми костяными крышечками,
а на светлой —с черными. Появились и газыри, у которых на одном конце была черная крышечка из рога, а на другом —белая из кости.
Газырь по желанию можно было втыкать то одним, то другим концом. Богатые люди носили праздничные черкески с нарядными газырями. Крестьяне и раньше зачастую использовали газырницы не по назначению, храня в них сухие палочки для разведения костра и другие необходимые предметы».
Существовали определенные цветовые каноны, нарушение которых могло повлиять на репутацию владельца черкески — он мог стать объектом насмешек и героем едких пересудов. «Дурак любит яркое», - так говорили черкесы. Сдержанность и лаконичность культивировались как иммманентные качества кавказской культуры, в том числе и в одежде. Цвет черкески и бешмета должны были сочетаться. Считалось, что к черной черкеске особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске – темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в праздничной одежде. Но допускалось и сочетание черной черкески (чаще с белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.
Источник: Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989.
Sufian Zhemukhov : Небольшое уточнение. "Черкеску" действительно можно можно перевести как "адыгэ фащэ" (черкесский костюм), однако этот термин более широкий и включает также женский черкесский костюм. Точный перевод "черкески" - это "цей".
Schalich Kobl : Но мы лезгинку и не считаем Черкесским танцем) А называем Чечен или Щамиля) Эти танцы мы переняли, как и Адыгэ ш1уащэ переняли у нас.
А эти противоречия нациков не смущают, и то что изображения черкески встречаются на хазарских серебрянных блюдцах 4ого века игнорируется молча.
Как говорится, один увидит в море отражение солнца, а второй - противные водоросли, липких медуз и корабельный мусор...
Mairbek Tzikaro у чеченцев называют "чоа", и это не было одеждой высших классов (ни каких сословий как известно у нас и не было), а была одеждой для всех... и ни один чеченец, никогда это не называет черкесской , было бы смешно и глупо слышать чеченца, который сказал бы "щас черкеску надену" :))))))))))) это то же самое, что танцы горцев русские называют лезгинкой :)))
а вот и третий. Вижу: Наима - солнце, а ` Rock` - [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами]
Mairbek Tzikaro: если бы еще и внимательно читать, то было бы больше понимания, лезгинку, я сказал русские называют танцев всех кавказцев, у чеченцев тоже нет "лезгинки", как нет и "черкесски"...
И по этому на авторство черкески могут претендовать только еврей-ашкенази которые являються потомками хазар, да и караимы тоже.
Здравствуйте!
Вы попали в дайджест «еженедельный ТОП 5 самого интересного в черкесской блогосфере» по версии интернет-портала «ФОНДА АДЫГИ». http://fond-adygi.ru/
Спасибо за интересный пост!
До 1503 года дай мне источники что вы здесь стояли,просто Эвлия Челеби многим урок,кайф и дальше потягаемся? без сюзеренов тяжко будет,донских казаков и калмыков с Аюкой без артилерий,и конницы равной тюркской,я интернационалист но некотырые особи вынуждают.
Дорогие соседи!Зачем возмущаться над истиной. Черкеска- Адыгэ фащэ, это форма одежды.Фащэ-комплекс куда входит всё от головного убора до обуви. Всем очевидно что никто из соседних народов и прикачевавшие хозары в 9-10 в не ходили без одежды.Каждому виду каждый народ довал своё названия и при заимствовании у когото ,какой то вид автоматический получал то названия.В таком комплексном виде Черкеску весь остальной мир увидел у адыгов-черкесов ,в то время это можно было заметить только через них ,удругих народов в силу малочисленности или недоступности это форма осталось бы незамеченным следовательно незатребованной.
Хазары завоевали Кавказ не в 9 веке а гораздо раньше,а черкесы это тюрки,адыгская аристократия и потомки хазар,торки,берендей и черные клобуки. Ты прав в одном,кто-то у кого-то заимствовал,обращение Адыге Хасы к премьеру Израиля Б.Нитоньягу прочитай.
Дорогой сосед,доминанты с 125 года до нашей эры,Мар-Абас-Котина,Хоренаций,я про Геродота и других древних молчу,как говорили персы о парфянах,они Туранцы и они чуждые нам,просто тюркский костюм 6-го века,и изогнутый меч ответ на все вопросы,то бишь шашхе-къылыч хазарский.
А теперь также нахраписто, как ты это написал, подумай... а вте времена былоли слово "черкес"?????
Не почти, а также. Башлык - по карачаевски значит - наголовник.
Черкесы-это тюркоязычный народ который растворился в адыгской среде и дурно на них повлиял.Т.Лапинский И кочуют по Малой Россий торки,берендей и черные клобуки,которые называются Черкас. Ипатьевская летопись. И кочевали казахи младшего джуза у Черного моря, и двое братьев шеркесов остались там со своими людьми.Туп-тукъяннан ёзиме шейин. Къ. Таусар улу 18 век. Продолжать?
комментарий, написанный к этому посту на фейсбуке:
На западе черкеску то же называют Адыгэ ш1уаше! Хорошая статья, жаль что о происхождении Черкесски ничего не сказано. Все таки это одежда Черкесов, получившая распространение на всем Кавказе (при чем у других народов в основном только у высших сословий), а не просто "общекавказское изобретение"
Да, жаль, что предки не догадались создать этнические патенты: те изобрели колесо, эти дома на сваях, а эти - черкеску. Мы ведь могли бы все носить сегодня копии таких патентов, чтобы было чем гордиться. И не делиться.
Черкеска по имени тюркского народа черкесов и тюркского этнонима черкас.. Поэтому и все элементы черкески такие как башлык, папаха, бурка, шашка, чекмен и др. в русском языке звучат также как и в тюркском. Даже в кабардинском яз. башлыкъ почти также звучит как и в оригинале
Если бы черкеска имела отношение к адыгам точнее если бы черкеска была бы адыгским изобретением то название компонентов костюма в русском и других языках Кавказа были бы адыгские. Но на самом деле известные элементы костюма все! навзания тюркские, скажем точнее карачаево-балкаро-кумыкские : башлык, чекмен, бешмет, каптал-кафтан, шашка, папаха, бурка итд... (были бы ногайские то вместо Ш стояло бы С например вместо башлык-был бы баслык)..поэтому когда пишете о черкеске не надо выдавать чужое за свое!!
О каком тюркском народе черкесов идет речь??? Если речь идет о слове-любой адыг знает что это не адыгского происхождение. А переведённые названия элементов формы-это для удобства впроизношении через уже привыкшие татарские наз вания у русских .Русские при необходимости общения ,посылали татарского переводчика,или через татарский язык т к .обе стороны достаточно хорошо владели этим. Произнести ,а еще различать адыгские слова для неосведомлённых не так просто. Пример-та же бурка-щ1ак1уэ(шако) ,храмой-щ!акъуэ(шако),хлеб-щ1акхъуэ(шако)...Всё это легко различимое адыгскому ухо-для других...скажем , не различимо.
Я давно заметил, что вы как представительница своего народа, тянете всегда одеяло на себя. Вам сложно претендовать на роль беспрестрастного осветителя исторических фактов... Но я с вами не согласен. Черкесска, это обычный бешмет, который носили и на Руси и в Азии. Потом, когда появилось пороховое оружие, использовали газыри. Вот и всё. Также слово газырь, думаю родственно карачаевскому слову хазыр, что значит - готовый (заготовка) что в унисон моменту.
,,,, а ещё есть третий,, который видит и солнце и мусор,,, потому что они существуют,,,
,,,, вообщет , в моём скромном представлении, джигит по-идее жанра должен гордиться благородным поступком,,,как то так,,... не платьем ,,, оставив этот удел своей джигитке,,, а то уж совсем как -то тонко,, по восточному,,, ещё добавить косметолога-визажиста с противоморщинными муссами и массажем ,, маникюр с педикюром,,, депиляции таки уделять не последнее место )))))