До открытия Зимней Олимпиады в Сочи осталось чуть более 50 дней. Хочу вспомнить один эпизод, связанный с выбором символов Олимпийских игр.
22 - 26 октября 2009 г. в Анапе проходил VI Всероссийский форум молодых парламентариев. Молодые парламентарии обратились к органам государственной власти Российской Федерации и Оргкомитету "Сочи-2014" с предложением определить символом XXII зимних Олимпийских игр образ Сосруко (Саусоруко) - главного героя черкесского (адыгского) эпоса "Нарты", черкесского Прометея, прямого аналога греческого героя. Тогда эту идею поддержала олимпийская чемпионка Светлана Журова.
Таким увидел Соруко черкесский художник Феликс Петуваш.
В обращении отмечалось, что «зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут на территории исторического ареала формирования и жизнедеятельности черкесского народа», что, по мнению авторов документа, может и должно быть использовано для гармонизации и укрепления межнациональных отношений и упрочения государственности Российской Федерации.
Делегаты форума, обращаясь в высокие инстанции, подчеркивали, что "героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры. Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Само слово "Нарт" означает - "глаз дарящий", то есть готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Так, главный персонаж нартского эпоса Саусоруко совершает много геройских подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении им огня. Тем более, что образ Саусоруко в качестве символа Олимпиады и его подвиг тесно перекликаются с узнаваемым во всем мире образом, запечатленным в древнегреческой легенде о Прометее, передавшем людям спасительный огонь, похищенный им с горы Олимп».
Участники форума вполне здраво аргументировали свое предложение тем, что "сюжетная линия легенды о Прометее связана с Кавказом, где к одному из горных хребтов он был прикован в наказание за похищение огня. Важно и то, что схожесть образов Саусоруко и Прометея объясняется исследователями тем, что Кавказ и Древняя Греция имеют многотысячелетние связи, результатом которых явилось взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Науке также известно, что предки современных черкесов (адыгов) принимали участие в Олимпийских играх в Древней Греции".
«Образ Саусоруко, - говорилось в обращении, - будучи символом Сочинской Олимпиады, позволит представить коренной народ данной территории, эпос "Нарты", который является объектом мирового культурного наследия и бытует практически у всех народов Кавказа, связывая их в единое культурное пространство».
"Герой нартского эпоса, подвиг которого идентичен подвигу Прометея, проложит символический мост времён между Россией и родиной Олимпийских игр - Древней Грецией, обозначит прямую связь нашей страны и Олимпийского Сочи со страной первой Олимпиады. При этом смысл спасительного огня, добытого Саусоруко для людей, созвучен великому гуманистическому смыслу Олимпийского огня - спасению человечества от зла и насилия, установлению всеобщего мира и добрососедства, квинтэссенцией которого является лозунг: "О спорт, ты — мир!".
Кто же такой Сосруко, центральный герой адыгского нартского эпоса? И почему он так и не стал символом Сочи-2014?
Сосруко — персонаж, рожденный из камня. Пастух воспылал страстью к матери нартов Сатаней, стирающей на берегу реки, и оплодотворил камень, который она принесла в свой дом, а через 9 месяцев из камня «родился» мальчик.
"Нарты". Художник Мурат Дышек.
По просьбе Сатаней мифический кузнец Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра (в других вариантах - колени), схваченные клещами, остались незакалёнными. Колени Сосруко — это его Ахиллесова пята.
Сосруко выступает как типичный эпический культурный герой. Он возвращает нартам огонь и семена проса, похищенные представителями мира Зла Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов.
Сосруко умен и даже хитер и часто действует, прибегая к магии. В образе Сосруко проявляются черты культа Солнца: верх его шапки — солнце.
У Сосруко — это и богатырь, наделенный функциями Творца, демиурга: покидая земной мир, Сосруко наделяет характерными особенностями некоторых животных и птиц. Например, целебные воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю.
Сосруко и его преданного коня, его друга и советчика Тхожея губят нарты варианты, выведавшие их уязвимые места через старуху Барамбух(вариант - Уорсар).
Она превращается в золотой шлем (или плеть), который поднимает с дороги Сосруко и надевает на голову. Из разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт их тайну.
Когда Сосруко явился к месту состязания нартов (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить колесо жан-шарх коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и жан-шарх перерезает его ноги.
Нарты закапывают Сосруко живым в землю (вариант: добивают раненого Сосруко), и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Инжиджа, в верховьях Псыжа, одну из канав в Баксанском ущелье, сохранивших якобы следы меча Сосруко, копыт его коня. Род Кардановых (Кабарда) считает Сосруко своим предком (при упоминании имени героя в знак почитания его все встают). У старшей женщины рода хранится «полотенце Сосруко» (которым герой перевязал свои раненые колени), обладающее, как считают, магической силой (исцелять больного, вызывать дождь).
Таким образом, отвлекаясь от эпической лирики, подведем итоги.
Сосруко — это
молодой мужчина во цвете сил
здоровый и в хорошей физической форме
он хорош собой и нравится женщинам (о чем тоже есть нартские сказания)
он совершает подвиги во имя справедливого миропорядка, возвращает людям огонь как одну из первоснов всего сущего, а, значит, и тепло домашнего очага, и пищу, и свет
человек слова и чести, преданный друг и отважный воин
вообще масштабный персонаж сам по себе
Тем не менее, обращение молодых парламентариев так и кануло в Лету, и вопрос вообще не обсуждался. Хотя позже и парламент Адыгеи вышел с таким же предложением в Оргкомитет Сочи-2014.
Чем Сосруко был так плох, что не стал символом Олимпиады? Ума не приложу...
Вы хотите сказать что Сосурукъ жил в конце 16 в начале 17 века,это на счёт Баксанского ущелья?
Ни в одном источнике не читал,если я ошибаюсь поправьте.
"Чем Сосруко был так плох, что не стал символом Олимпиады? Ума не приложу..." Абс. согласна. Меня удивляет, наоборот, как это название главного стадиона - Фишт?)))
Вы попали в дайджест «еженедельный ТОП 5 самого интересного в черкесской блогосфере» по версии интернет-портала «ФОНДА АДЫГИ». http://fond-adygi.ru/
Спасибо за интересный пост!
А Вы, что черкесы бывали в этих землях не ранее 16 века?)))
а одним из символов вполне мог быть Сосруко! здесь есть красивый рисунок
Науке также известно, что предки современных черкесов (адыгов) принимали участие в Олимпийских играх в Древней Греции".
это как? это наверное уже перебор, или может быть они тогда назывались греками?
никогда бы российские власти не позволили стать символу нерусского народа символом Олимпиады. каким бы он легендарным и лучгим не был