"Национальную автономию чеченского и ингушского народов восстановить". Современные вайнахи о дне 9 января 1957 г.

10 января 2014, 14:03

9 января 1957 года, 57 лет назад, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Странно, что об этой дате  вспоминали сдержанно – краткие сюжеты в  некоторых федеральных СМИ на основании данных пресс-службы Главы и правительства ЧР, да и кавказские фейсбучные активисты дату не заметили.  В Чечне прошло торжественное заседание с участием первых лиц и главы республики – еще  в 2010 году Р. Кадыров подписал указ, в соответствии с которым 9 января в Чеченской Республике отмечается как День восстановления государственности чеченского народа. А в Ингушетии, похоже, обошлись без торжеств. 

 В Указе говорится:

В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов.

2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР:

а) рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР;
б) установить границы и административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР;
в) утвердить Организационный Комитет Чечено-Ингушской АССР, на который возложить, впредь до выборов Верховного Совета АССР, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики.

3. Считать утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено- Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» и статью 2 Указа от 16 июля 1956 года в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР —
(К. Ворошилов)

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР — (А. Горкин)

Москва, Кремль
9 января 1957 г.
№ 149/14.

Я спросила современных чеченцев и ингушей, людей разного возраста и разных профессий, живущих в разных странах и городах, что значит для них этот день, и к моему удивлению оказалось, что сама дата совсем не воспринимается как праздничный день, о нем вообще мало говорили и говорят в вайнахских семьях. Важнее оказывается тема депортации и ссылки, именно она является одной из составляющих, вокруг которой формируется  и современная идентичность чеченцев и ингушей, и историческая память.   

«Странно, казалось бы день должен был ассоциироваться с праздником, но ничего такого нет, это день напоминает о трагедии, постигший мой народ, о том, что многие из членов семьи моего отца не увидели свою Родину...Все даты, связанные с депортацией, это даты напоминания трагедии. 26 февраля 2004 году Европарламент признал акт депортации геноцидом... то есть мир признал, что это был геноцид! Thursday, 26 February 2004 - Brussels Final edition EU-Russia relations P5_TA(2004)0121 A5-0053/2004 Пункт №15. Believes that the deportation of the entire Chechen people to Central Asia on 23 February 1944 on the orders of Stalin constitutes an act of genocide within the meaning of the Fourth Hague Convention of 1907 and the Convention for the Prevention and Repression of the Crime of Genocide adopted by the UN General Assembly on 9 December 1948» (Маирбек, Париж). 

Изгнание. Имакожев Х.А.

«Именно об этом дне мои родные никогда не говорили, нам рассказывали только о депортации. О депортации вайнахов я узнала в возрасте 12 лет, когда родители купили книгу Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказали о событиях 44 года. Долгое время о депортации было запрещено говорить, только после распада СССР официально тема стала разрешенной. Дата возвращения вайнахов на Родину, наверное, не так хорошо известна, потому что по словам историков, возвращаться стали раньше, еще за полгода до того, как было получено официальное разрешение властей, любыми путями добираясь до родных земель. Зато очень хорошо всем известна и молодым, и старым дата депортации 23 февраля 1944 года, тем более, она совпадает с одним из главных праздников страны. Из рассказов бабушки, ей на тот момент было 9 лет, мы знали, что их вывозили в вагонах для скота, которые не отапливались.

На сборы было дано только два часа, и можно было вывезти только то, что можешь унести с собой в руках. По дороге было очень много смертей от голода, холода, болезней, людей даже не разрешали хоронить, просто сбрасывали на ходу из поездов. В вагонах была полная антисанитария, стоял ужасный запах, негде было умыться, переодеться.

Когда прибыли в Казахстан, к ним первое время относились, как к животным, называли дикарями, предателями. Высаженные в голые степи, люди выживали, как могли, выкапывали землянки и жили в них. И все-таки дух народа не был сломлен. Никакие войны и катаклизмы не разучили вайнахов любить жизнь».(Мадина, Москва). 

«Бабушка вспоминала погибших в дороге и там, в степях, родственников и то, что они пережили это страшные вещи. Многие вернулись сиротами, кто-то потерял всех родственников. 9 января 1956 г. - это день, когда мои дедушки и бабушки смогли вернуться домой. К сожалению, они потеряли там близких родственников, кто-то погиб в дороге, кто-то уже там, в Казахстане. Бабушка рассказывала, что мой покойный дед делал все возможное, чтобы как-то прокормить большую семью и весть о том, что они, наконец, могут вернуться на долгожданную Родину, сказать, что обрадовала их - ничего не сказать. Сталинская депортация не была для моих предков первой, еще раньше, в годы раскулачивания были сосланы в Сибирь мой прадед по отцу, а прадед по матери был расстрелян собаками из НКВД. Может быть, этот день яркое проявление к тому, как в истории России правительства относятся к  гражданам и малым народам. Моя бабушка получала в качестве репрессированной пособие в 200 руб., и это когда 5 литров воды в магазинах стоит 50 руб. или 20 граммов масла стоит 45 руб. И никто ей не принес ей и другим сотни тысячам извинений за то, что с ней и с ее народом так обошлись. Может быть, и то, что 23 февраля в Чечне празднуется как День защитника отечества и то, что Мемориал памяти жертвам сталинской депортации по ул. Первомайская в Грозном обнесен 3 метровым забором, и никто туда не может попасть, говорит о том, как мы относимся к памяти и к этой дате?» (Джа, Грозный)

«При выселении мои бабушка и дедушка там и умерли. Маме было всего 21 год при возвращении домой. С двумя детьми мать-одиночка. Она много рассказывала о ссылке, и о том, как страдали ее родители. И как ждали возвращения домой на Родину. Мы с нею много говорили о выселении, о лишении. Когда им сказали, что вышел указ о возвращении, была, конечно, рада, но и больно, что ее родители не дожили до этого дня. Вернулись и начали жить в своем селе! И в том доме, откуда выселили. Но, к сожалению, и моя мама в первую войну погибла в возрасте 60 лет». (Зара, Грозный) 

11.01.2014 в 19:51Асс

Ты лучше расскажи,как это потомки хазар вырезали своих соплеменников-нохчей,если ты потомственный казак,то ты дожен быть в курсе что казаки не русские беженцы,а этнос который имел вес даже во времена Асхакъ-Темира( как гласят о нём русские летописи) просто мальчик если ты не ряженный то твой предки должны были тебе рассказать кто ты.

11.01.2014 в 21:48Наима Нефляшева

Уже когда пост был опубликован, получила вот это из Грозного: 

"Деда с бабой давно нет, говорила с их детьми, которые помнят Казахстан. День объявления восстановления республики, саму дату они не помнят (лучше помнят день смерти Сталина), наверное, потому что новость об этом доходила до людей в разное время, да и власть это особо не афишировала. Хотя этот день ждали многие годы, спрашивали друг друга, есть ли какие новости. Вопрос " ну что слышно, разрешают нам вернуться домой" (не знаю как лучше его перевести) или "говорят зима будет голодной" - эти фразы даже превратились в шутку, в летучие фразы, дожившие до сегодняшних дней (я часто своих достаю этим вопросами), Что означает этот день для них -прежде всего возможность вернуться на свою землю, вернуться в свой дом, с этой мыслью они жили все эти годы. Это было особенно важно для старшего поколения. Как только услышали об амнистии (так они это тогда называли), наша семья продала хозяйство, дом, который они успели к тому времени нажить, и вернулась домой (опускаю все приключения, связанные с этим). Дом был уже занят людьми, которые были привезены в республику после выселения, нашему деду пришлось выкупать его, требовать его обратно он не мог, это означало проблемы с властями. В Казахстане у нас осталось половина семьи (в могилах)". 

26.01.2014 в 18:49Асс

Наима,вам надо было в ответ опубликовать материалы о штурме аулов Ходзь и Дада-Юрт и о событиях в Керменчике и.тд.

12.01.2014 в 14:00Наима Нефляшева

ALLEN, какое отношение Ваш коммент имеет к теме поста? пишите по теме, плиз

10.01.2014 в 17:06ALLEN

Путь к Беслану стал «дорогой смерти». Всех пытавшиеся бежать и тех кто не мог идти, в первую очередь детей и стариков, убивали конвоиры. Вдоль дорог также стояли заранее собранные чеченцы и ингуши, которые, не трогая конвоиров, убивали идущих в колоннах казаков. По словам современников, вся дорога до самого Беслана была покрыта телами убитых. Но и на конечном пункте - станции Далаково мучения выселяемых не закончились. Несколько тысяч человек из-за отсутствия вагонов были расстреляны из пулеметов и изрублены шашками на лугу в нескольких километрах от станции. Тела убитых были захоронены в заранее вырытых огромных ямах.Истребление терских казаков продолжалось в течении всей весны 1920 года. Точное число погибших во время мартовско-апрельской резни 1920 года неизвестно. Современными исследователями называются цифры до 35-38 тысяч.http://skfonews.info/article/25==========================Ещё долгое время они приводили курган в надлежащий вид, рядом установили памятник, рассказывая людям о тех далёких событиях, когда по вине большевистских руководителей Кирова и Орджоникидзе красноармейцы и отряды горцев (чеченцев и ингушей) уничтожили в этих местах более 35 тысяч терских казаков – в основном, стариков, женщин и детей. Символично, что всего в километре от казачьего кургана находится другое скорбное место – «Город ангелов» - кладбище жертв бесланского теракта 1 сентября 2004 года. Символично и то, что теракт в бесланской школе совершили потомки тех, кто в 1920 году уничтожил безоружных терских казаков, половина которых – дети.http://kazachestvotkv.my1.ru/publ/beslanskaja_skorb/1-1-0-4

13.01.2014 в 00:20Руслан Парчиев

Кстати, о казаках. Их действительно переселили, но не в порядке наказания, а для общественного блага. Они вывезли все свое имущество и получили земли намного лучщие чем утратили. Не ищите кошку там, где ее нет. 

13.01.2014 в 00:09Руслан Парчиев

Вспоминать эти годы надо, но плакать необязательно. Многие народы и миллионы отдельных людей пострадали также. Надо принимать меры что бы не допустить повторения. Для этого надо как в Европе искать оставшихся в живых участников преступления и предовать их суду. 

Председатель Союза Пострадавших от Генцида -Р. Парчиев