"Хвалы достойна пища". О пищевом символизме на Северном Кавказе

19 января 2014, 14:40

Авиценна, словами которого назван этот пост, был, конечно, прав. Пища — это всегда часть не только социального, но и сакрального общения. Потребление пищи — это и часть духовных практик, «переживание, близкое к религиозному», как писал известный культуролог и философ Барасби Бгажноков.

У всех народов мира есть представление о том, что не следует садиться за стол с кем попало, а совместная трапеза когда-то обязывала к взаимной ответственности. У многих народов существуют высказывания о том, что человека, не посчитавшегося с теми, кто когда-то разделил с ним стол, наказывает не только судьба, но и пища. «Пусть ударит (накажет) хлеб», - говорят балкарцы.

С другой стороны, на Северном Кавказе считается дурным тоном отказывать человеку, если он, обращаясь с просьбой, вспоминает совместную трапезу, пусть она и была очень давно. «Сделай это ради хлеба-соли, который мы когда-то вкусили», - говорят черкесы.

На хлебе дают клятву, как на Коране (Гуни хIарам хьурай). «Коран – слово божье, а хлеб – священная еда», - говорили в Агуле. Не было ничего страшнее, чем нарушить клятву, которая произносилась на хлебе. Как признак близких и доверительных отношений и по сей день у многих народов сохранилось выражение «Я с ним кусок хлеба ел».  

«Одухотворение» пищи - важный этап развития человека и общества, он утверждает почтительное отношение к окружающей природе, которая и есть источник необходимого каждый день питания.

Интересный, но еще не в должной мере осмысленный учеными факт, что пища — это не только совокупность набора рецептов по ее хранению и приготовлению, пищевому этикету, пища еще и субъект человеческих взаимоотношений. Они наделена душой, способна чувствовать, может обижаться, плакать, давать наставления и уроки, наказывать человека за безнравственный поступок. Барасби Бгажноков называет его явление «пищевым аниматизмом». (от лат. «анима» - душа).

У всех народов Кавказа с пищей связана целая система ритуалов и обычаев, примет и пословиц.

 

Застолье у осетин. 

У черкесов каждый из богов ( речь о домонотеистической традиции) связан с тем или иным видом пищи. Хлеб ассоциируется с богом земледелия Тхаголеджем, мясо — с богом скотоводства Амышем, мед — с богиней пчел Мериссой. Имена этих персонажей присутствуют в клятвах, которые считаются самыми сильными. «Именем Тхагаледжа, ниспославшим эту пищу, клянусь», «Пищей этого дома клянусь» - такие клятвы накладывали на человека, ее дающего, особые обязательства.

Неслучайно отвергнуть предложенное угощение считалось неприличным — оскорблялись не только хозяева, но и сама пища как дар Божий. Правила этикета предписывали отведать угощение, попробовать его и ответить специальными благопожеланиями. У каждого народа на этот счет были свои словесные формулы. «Аллах твою долю хлеба еще большей да сделает».

Неприличным считается демонстрировать недовольство, если на столе только будничная пища — сыр, пресные лепешки, молоко. В традициях народов Кавказа любая пища, ниспосланная Всевышним, хороша сама по себе, нет плохой пищи, как нет и иерархии пищи. И в символической иерархии блюд мясные блюда, сладости, пироги, которые готовили по случаю приема гостя или родового праздника, ничем не лучше, чем скромная аскетичная пища обычного крестьянина.

Многообразны и бытовые ограничения, запреты, правила, связанные с пищей. Хлеб нельзя выбрасывать, наступать на него; и подумать невозможно, чтобы опереться на мешок с мукой, картофелем,кукурузой. У многих народов упавший на пол хлеб поднимают, целуют и кладут обратно. Остатки пищи принято было отдавать собакам, кошкам, курам, но ни в коем случае не выбрасывать. Категорически запрещалось ругаться, если на столе лежит хлеб. Считалось большим грехом класть хлеб лицевой стороной вниз; наступать на хлеб; откусывать от целого хлебца. Бросить хлеб на землю или перешагнуть через него считается святотатством. «Кто хлеб бросает, тот бедным станет», - говорили агулы. И поэтому даже крошки со стола никогда не выбрасывали: кормили птиц, смешивали с кормом скотины или съедали сами.
Агулы верили, что в доме иссякнет достаток, если ломать хлеб одной рукой; считать испеченные хлебцы; брать хлеб левой рукой. Лепешки ни в коем случае нельзя было резать ножом – это считалось неуважением к хлебу. 
 

Барасби Бгажноков приводит пример- в Карачаево-Черкесии когда-то жил Мурат Выков; пожилой человек был известен тем, что ходил за повозками, которые перевозили убранный урожай зерна и поднимал рассыпавшиеся зерна. Он говорил - «Пища просит не оставлять ее, зовет и плачет вслед повозке».  

О других интересных деталях, связанных с пищей — в следующем посте) 

19.01.2014 в 20:08fond-adygi

Здравствуйте!

Вы попали в дайджест «еженедельный ТОП 5 самого интересного в черкесской блогосфере» по версии интернет-портала «ФОНДА АДЫГИ».http://fond-adygi.ru/Спасибо за интересный пост!

19.01.2014 в 20:53Наима Нефляшева

Спасибо большое! 

19.01.2014 в 20:55Наима Нефляшева

Наверное, поэтому во многих культурах есть руками - это проявление уважения к пище. А европейцы считали, что это варварство и бескультурье))))

21.01.2014 в 15:31Timur Barre

Да, сейчас тяжело в магазине купить пищу к которой  можно проявлять уважение  ...  разве что торты от Мелека. )))

21.01.2014 в 19:25Наима Нефляшева

а мне как-то эти тортики не очень нравятся. Я рудетики из Восточной лавки" люблю на Пролетарской) 

21.01.2014 в 19:25Наима Нефляшева

рулетики

22.01.2014 в 23:20Timur Barre

Странно почему Shilich не возмущается: "Циники! Лоялисты! Сладкое-ежки!!!" ))

23.01.2014 в 13:47Shilich
А что мне возмущатъся ? Каждому свое.
19.01.2014 в 21:17Timur Barre

Дикари уважали пищу, общались с ней (заговаривали) а "цивилизованные" начали благодарить Господа за то,  что дал им пищу...    пища обиделась и сделала их ... толстыми. ))

20.01.2014 в 14:15Shilich
В Русляндии уже дали добро на ГМО. Предвижу как еще больше усовершенствуются господа адыги после года потребления ГМО мамалыги.
19.01.2014 в 20:27Timur Barre

Насчет отношения к пище. Бабушка моего товарища (прожила 102 года) не  использовала вилку во время еды - она считала  что пища  страдает когда ее прокалывают вилкой.  )

06.07.2018 в 20:35Джамшут
Как с адыгского переводится слово "хьамель" ?