В 1920-30 е гг. фабрика «Красный Октябрь» (к тому времени это - национализированная фабрика Эйнем, сначала получившая название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнемъ», а с 1922 года - «Красный Октябрь») выпускает очень интересные серии— карамель «Федеративная» и карамель «Народная». В галерее этнографических образов Федеративной карамели среди карамели «Киргиз», «Сарт», «Башкиры»,«Лопарь» «Калмыки» есть и карамель «Чеченец». А в серии «Народная карамель» - карамель с изображением горца в черкеске на обертке.
Учитывая, что кондитерское производство тоже имело жесткую цензуру в СССР — ни одно название и ни одна иллюстрация на фантике не могла появиться без санкции всесильных фабричных партийных боссов, осмелюсь предположить, что фантики тоже играли свою роль в идеологическом дискурсе большой страны — они транслировали «городу и миру» послание о процветании в СССР всех национальных культур. Неслучайно на фантики попадают мало известные широкой публике лопарь, тунгус и мордовка.
Название карамели - «Федеративная» - отсылает ко времени образования СССР, к 1922 году. По Конституции Советский Союз официально являлся федеративным государством. Однако на практике это государство было построено и функционировало на унитарных основаниях. Официально политика 1920-х гг провозглашала развитие национальных культур, решение межнациональных проблем на основе идей пролетарского интернационализма — действительно, в этот период бесписьменные народы СССР получают письменность, в национальных регионах открываются краеведческие музеи, учительские институты, НИИ, специализировавшиеся главным образом на изучении традиций и быта. Например, в конце 1920-х гг в Ростове-на-Дону начинает издаваться журнал «Революция и горец» - визитная карточка положительных последствий советских преобразований.
Идеологи КПСС всячески демонстрировали теплые чувства к малым народам СССР, видя в активизации национализма угрозу государству. В этот же период проводится политика «коренизации» - формирование партийных и советских кадров из «националов», а затем и продвижение наиболее лояльных из них по ступеням партийной карьеры.
Однако реверансы в сторону местных элит длились недолго — уже в начале 1930- х гг начинается борьба с национальной буржуазией в регионах, а затем и репрессии.
Немцы, финны, корейцы были обвинены в антисоветской деятельности и шпионаже. С марта 1935 года представители некоторых этносов насильственно выселялись из территории России и Украины, около 15 тыс. польских семей были вывезены из Киева в Карагандинскую область. С 1936 года массово переселяли корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию.
Причем же здесь конфеты с говорящими названиями и фантики с изображениями народов, осчастливленных в СССР? Возможно, сначала, в 1920-е годы они отражали формирующуюся концепцию «дружбы народов», а уже в 1930-е компенсировали идею федерализма - того, чего в стране уже не было?
Фантики и вообще дизайн упаковочный -локомотив не только рекламы, но и идеологии, это знали и использовали в недавнем прошлом, как убедительно демонстрирует этот пост. Почему же сейчас «Красный октябрь» и другие гос. и частные, к примеру, конд. фабрики (а сласти привлекают не только детей) не используют эти возможности для культурно-духовного просветительства нашего социума? Серия Народная, Географическая (горы Кавказа, реки, города, курорты, народы Кавказа- например, в нашем регионе!!!), Историческая и пр. пр. - при совр. технич. возможностях- могли на несколько лет обеспечить умной тематикой свою продукцию, а учительство использовать для внеклассной работы и всяких конкурсов этот материал. Игривые, ничего не говорящие названия, но воздействующие на подсознание своей «неопределенностью», розовым оптимизмом, тоже участвуют в формировании общества потребления.