Загадочный черкес из Парижа

16 октября 2015, 14:29

Этот пост продолжает архивный проект с Маирбеком Вачагаевым, историком-кавказоведом из Парижа. Мы задумали сделать несколько постов, посвященных горцам, известным и малоизвестным, чья жизнь была связана с Францией.  

И первый такой рассказ от Маирбека – о Мухамеде Хаджетлаше. Скажу сразу, что личность Хаджетлаше неоднозначна – одни считают его чуть ли не авантюристом, использующим разные псевдонимы - “Кази-бек Ахметуков”, “Юрий Кази-Бек”, “Магомет Айшин”, “Алаев”, “Григорий Эттингер”- и представляющимся то полковником французской службы, то казачьим полковником, то турецким пашой, но в реальности не бывшим ни полковником, ни черкесом, ни мусульманином.

Другие пишут о том, что он сотрудничал с департаментом полиции РИ и с Петром  Столыпиным и был его тайным информатором по «мусульманским делам», а впоследствии британской разведки.  

У Маирбека, работавшего с личным архивом Хаджетлаше в Париже, свой взгляд на его жизнь и его историю:

«Одним из первых кавказских горцев, осевших в Париже, был по всей вероятности черкес Мухамед-бек Хаджетлаше. Возможно, отдельные случаи пребывания горцев в Париже были и раньше, но на сегодня нет ни одного подтвержденного факта, что кто-то из горцев жил в Париже со своей семьей в начале XX века.

Вокруг имени М.Хаджетлаше много загадок и лакун, требующих детального изучения.

Историки в России по-разному оценивают его жизнь и деятельность. Одни, например, как историк из Нальчика Раиса Хашхожева, пошли по самому простому пути, они подогнали отдельные моменты его биографии под выдуманную ими же историю этого интеллигентного и высокообразованного для своей эпохи горца. По их версии, такого человека вообще не было, а он является всего лишь перевоплощением некого Кази-Бека Ахметукова, чуть ли не резидента большевиков. Однако надо было только видеть в его личных бумагах, непредназначенных для чужих глаз (личных письмах к жене и детям), какого мнения он о большевиках, чтобы понять, что историк совершенно не права.

Другие, как историк Ольга Бессмертная, считают, что перед нами чуть ли не великий комбинатор Остап Бендер.  

На самом деле Мухамед-бек Хаджетлаше (1872-1929) - персонаж невыдуманный и неперевоплощенный из кого-то. На самом деле его жизнь – это трагическая история черкеса, который прошел путь от сироты- мухаджира до общественно-политического деятеля с мировым именем. Именно эта слава и его биография не дают покоя недобросовестным историкам и не позволяют писать о нем как о достойном сыне своей эпохи.

Будучи в тюрьме в Стокгольме (о причинах заключения я скажу ниже), он написал историю своего рода для своих детей, чтобы они знали свои корни и предков.

 По этой версии, его далекие предки появились на Кавказе в 1645 году после приглашения османского султана Сулеймана II. Ранее они жили на берегах Ганга, куда  переселились по причине неприятия правления халифа Омара. Предок Хаджетлаше Махмуд-хан прибыл в Стамбул и со временем переселился на Кавказ, где женился на черкесской княжне, 16-летней Сатансу.

Именно от брака Махмуд-хана и Сатансу начинается кавказская линия его рода. Махмуд-хан женился несколько раз, и от всех браков у него было 18 сыновей и 14 дочерей. В XVIII в. титул хана они сменили на звучащее по-кавказски название -  «бек». В горах у них был свой аул, названный в честь княжны Сатансу. В ауле было около 40 домов, где жила вся его многочисленная семья, а неподалеку был аул, где жили подданные, которых насчитывалось до 500 дворов и 5000 жителей.

Линия рода Мухамед-бека развивалась через одного из сыновей Махмуд-хана – Сулейман-хана (1712-1820), через его сына Джуджи-хана (1735-1824), у которого был сын Кончун-бек (1758-1835), у которого в свою очередь был сын Мухмад-бек (1790-1850), после его сына Асланбека (1830-1877) и рождается он, Мухамед-бек Исламович (1872-1929).

Далее он пишет, что его отец Ислам-бек был корпусным командиром и погиб во время русско-турецкой войны в 1877 году, сражаясь на стороне турецкой армии. Мать его Айша –ханум была из рода Болотоковых. Она умерла в Турции. Его отец, Ислам-бек, переселился в Турцию вместе с черкесами, отказавшимися покориться. По его словам, к моменту, когда он пишет эту историю, из некогда многочисленного рода остались в живых только его два сына и три дочери. 

В своем письме он просит детей помнить о своих черкесских корнях. 

            Женой Мухамед-бека была Айшат, дочь генерал-майора князя Исламбекова, из бесленеевского рода Исламбековых. В своих письмах адвокату она трогательно описывает, как она вышла замуж за Мухамед-бека (так как их семьи враждовали, им пришлось с благословения отца невесты и вместе с ним уехать в Стамбул, где и был заключен брак в 1900 году). У них было два сына Ислам-бек и Магомед-бек и три дочери - Лейла, Мирият,  Тайфа.  

Кстати, несмотря на то, что дети были мусульманами, Мухаммед-Бек Хаджетлаше обратился к Великой княгине Виктории Федоровне, которая дала согласие быть «Высокой покровительницей» ( как бы крестной матерью). Вообще у самого Мухаммед-Бека Хаджетлаше были очень близкие отношения с царской семьей, в том числе и самим императором и его братьями (великими князьями).

Письмо М. Хаджетлаше о согласии Великой княгини Виктории Федоровны быть покровительницей его дочери.   

Именно старшая дочь до своей смерти будет пытаться реабилитировать отца в глазах общественности, но так и не сумеет что-либо изменить. Она собрала и передала архив (24 дела), который позволяет шаг за шагом проследить судьбу этого великого человека".         

О дальнейщей судьбе Мухамеда Хаджетлаше читайте в следующем посте..

20.10.2015 в 16:08olgabessm

Наима, прежде всего, я меньше всего хочу ругаться. Материалом из архива М. Вачагаева названа в Вашей второй публикации фотография Хаджетлаше (так было сегодня утром). На ней стоит, между тем, печать BDIC. Я эту фотографию хорошо знаю (решусь напомнить, я с этим архивом познакомилась задолго до того, как нам удалось передать его в BDIC, что было не совсем просто, и искала я его во Франции специально, а не случайно обнаружила). Она опубликована и в моей статье в альманахе "Казус. Индивидуальное и уникальное в истории" (2012), наряду с несколькими другими. В остальном, мой последний пост, действительно, адресован, прежде всего, Майрбеку, ведь я и отвечала на его ответ мне, приведенный Вами со ссылкой на его письмо в Фейсбуке. Я при том вовсе не имела в виду проявить какое-либо высокомерие, поверьте. Просто я работаю с этой историей, собирая материалы в РАЗНЫХ архивах и тогдашней прессе, уже более 20 лет, представьте себе. А начала я эти исследования с журнала "Мусульманин", которому поначалу совершенно поверила - точно так же, как теперь Майрбек верит архиву Хаджетлаше. И мне тогда вовсе не хотелось, чтобы Хаджетлаше, редактор этого журнала, оказался "провокатором" (по тогдашней терминологии) - но пришлось, в итоге, признать, что это так. О национальном же чувстве как моторе полемики, которую ведет со мной Майрбек, я говорю потому хотя бы, что Майрбек объявил всех тех, кто не видит в Хаджетлаше благородства или видит в нем авантюризм, "недостойными историками", а в первой своей публикации о Хаджетлаше, еще в "Прометее" в 2010 году, он прямо писал, что такие "ангажированные исследователи", потому так пишут, что стремятся оскорбить этого черкеса-патриота, выходит, что они - вообще против кавказцев. А это, поверьте, вовсе не так. Не стоит видеть в какой-либо критике прежде всего выпад - личный ли, национальный ли. Меня этот человек - Хаджетлаше - интересует, прежде всего, как значимый исторический персонаж, независимо от того, "хороший" он или "плохой", и именно его авантюризм, его качество "трикстера" (откуда сравнение с Остапом Бендером, тем более, что, действительно, нельзя исключить и прямые связи между персонажем Ильфа и Петрова и нашим героем) - эти способы поведения представляются мне наиболее говорящими, яркими. Так что высокомерия, поверьте, никакого тут нет. Огорчение, даже обида - да, есть. Мне хотелось бы дискуссии по существу (иначе я бы стремилась не сделать найденный мною архив публично доступным, а, наоборот, упрятать его от общественности как можно дальше -:)), а не дискуссии по принципу огульного отвержения всех "чужих" и полного игнорирования тщательно собранных документов, фактов и приведенных доводов. К сожалению, все источники наши приходится подвергать критике, даже когда они кажутся очень привлекательными и завораживающими. Посмотрите, право, мою статью в Islamic Review=Исламском обозрении, изданном в Казани Ренатом Беккиным, Вы там найдете наиболее сжатое резюме и этих фактов, и доводов (сейчас, впрочем, появились еще и новые). Ссылка приведена в моем первом посте, журнал можно найти как на моей странице, так и других авторов, в т.ч. Рената Бекина, на Academia.edu. Искренне, О.Б.

 

19.10.2015 в 12:52olgabessm

Вы называете великим черкесом человека, которого другие кавказцы, его современники (например, Саид Габиев), считали предателем, провокатором и самозванцем. Вы ссылаетесь на материалы, которые я сама обнаружила во Франции, в городке По, где в последние годы жила его дочь Лейла (с которой я успела познакомиться), и которые я же уговорила наследницу Лейлы, Селию, передать в Библиотеку современной документации и информации под Паржем для того, чтобы они были доступны и другим историкам и заинтересованным лицам, в частности Майрбеку Вачагаеву. Но Вы не знаете других материалов, других источников, из которых видно, как Хаджетлаше поступал, а не только то, что он сам писал о себе своей жене или членам правительства Российской империи. Когда же я предлагаю познакомиться Вам с работами, содержащими ссылки на эти другие источники, Вы просто объявляете меня "нарушителем" или, как в Вашем материале, "недостойным историком". Разве это похоже на содержательную дискуссию? И зачем Вам этот недостойный человек, Магомет-Бек Хаджетлаше (так он себя называл с 1908 года), он же Магомет Айшин, эсер, он же писатель Юрий Кази-Бек Ахметуков (Хашхожева права, хотя она и не привела ссылки на свои источники, поскольку превратила его в романтического героя, а источники этому противоречат) и он же Григорий Этингер - зачем он Вам среди великих черкесов???  

20.10.2015 в 16:18olgabessm

Да, и кстати, я вовсе не называла Вас черкесом, говорила о Вашем стремлении защитить от "нас" Кавказ. Среди таких "нас" - люди дотаточно разных политических взглядов: Арапов, Ямаева, я и др. И, поверьте, я уж точно не имею отношения ни к большевикам, ни к нацистам. Как, думаю, и другие из названных. 

21.10.2015 в 08:25mairbek

не надо повторяться, уже пошли по второму кругу :)

20.10.2015 в 17:52mairbek

Люди, которые дают ссылки на свои собственные статьи, для меня совершенно не интересны...

 

20.10.2015 в 09:34olgabessm

Здравствуйте, Наима,

Меня задело не то, что появился другой взгляд (он, кстати, совсем не новый), а то, каким образом ведется дискуссия. Об этом ведь я и написала. К тому же грустно, что историческая правда приносится в жертву запалу этой дискуссии.

19.10.2015 в 19:15Наима Нефляшева

Здравствуйте, Ольга! Не вполне понимаю, что Вас так задело - то. что появился взгляд на судьбу Хаджетлаше историка Вачагаева, отличный от Вашего? К сожалению, я не работала в архиве с источниками по этой теме и не считаю себя вправе комментировать, но у меня нет оснований не доверять Маирбеку как образованному историку, не один десяток лет работавшему в архивах.  Именно поэтому я предоставила ему площадку своего блога. Я ни разу не назвала Вас нарушителем, Вы ошибаетесь)).  Маирбек только что прислал мне на фейсбук свой комментарий, и я его размещаю в следующем посте.

20.10.2015 в 15:52mairbek

Наима, да я видел это...ты совершенно права,  ты оказалась на все сто процентов верна  :) 

20.10.2015 в 16:14olgabessm

Уважаемый Майрбек, я только что опубликовала ответ Наиме, где есть ответ и на Ваши в мой адрес оскорбления. Я между тем стремлюсь вести дискуссию по существу, а не навешивая ярлыки. Толко это я и называю "нейтральным". Подумайте, прежде чем ругаться, право. А если это невозможно, то и продолжать не стоит.

20.10.2015 в 13:33Наима Нефляшева

Кому адресован Ваш последний пост - я так поняла, Маирбеку? И почему Вы решили, что в основе этой публикации лежит исключительно НАЦИОНАЛЬНОЕ чувство? Чем продиктовано такое высокомерие? И почему Вы априори нейтральный историк, а Вачагаев - нет? Прошу подтвердить также текстом - в каком месте во второй части публикации  "материалы из BDIC названы матералами из архива М.Вачагаева".

21.10.2015 в 12:19olgabessm

Спасибо!

21.10.2015 в 09:39tiotia

Когда я читала материал Наимы,то герой мне напомнил Сиднея Рейли.Лучше бы уважаемые историки перестали пикироваться.Независимо от национальности, обсуждаемый персонаж - авантюрист и яркий,интересный человек.

21.10.2015 в 12:13olgabessm

Очень точная ассоциация. И взгляд. Они даже связаны были с одним и тем же человеком в британском бюро . Спасибо!

21.10.2015 в 08:13..Бэн Джойс.

Так что Вы Ольга,так же правы,как и Маирбек и Наима.У каждого есть свое мнение основанное на источниках,ну и конечно и без национальных предпочтений не обошлось)Тоже,не вижу в этом ничего плохого,все хорошо,когда все в меру,лишь бы это не перетекало в споры кто главнее и кто больше пострадал.

21.10.2015 в 09:41..Бэн Джойс.

На КУ оскорбления обычное дело,смело можете заносить их в свой актив...)Просто у многих так,если придерживаешься другого мнения,то шовинист,фашист,оккупант и прочее,достаточно заглянуть на ветки КУ,дабы найти подтверждение...)Слава Богу что такое мнение не у всех.

20.10.2015 в 17:12mairbek

Писал раньше, говорю сейчас, и буду говорить в будущем, что "некоторыми" российскими  исследователями движет не изыскания, а поиск исключительно негативного в историях горцев.. мне рассказывали (и рассказывают) как к потомкам эмигрантов приезжали и начинали первым делом выяснять : а откуда у них деньги были, а кто им платил, а разве они заработали эти деньги на фабрике.. …и в этом роде… У меня тут под боком тысячи и тысячи судеб эмигрантов, и чтобы о них знать, мне нет необходимости читать вас…  как говорится – обходился - обхожусь и  обойдусь!

21.10.2015 в 08:02..Бэн Джойс.

Каждый найдет в источниках и архивах то что ему ближе по душе,годы потратит,но найдет,ведь эти источники-не свершившийся исторический факт,а всего лишь личностные переживания отдельного человека или группы товарищей,мнение которых по разным причинам может отличаться от мнения других...)Историия вообще,как неточная наука,коньюктурна,а исторические факты запросто пишутся под определенную личность или этнос,как в случае с древними Украми...)Так что ищущий всегда найдет то,что растечется по жилам живительным бальзамом...)

19.10.2015 в 19:18Наима Нефляшева

Комментарий М. Вачагаева, присланный на фейсбуке:

"Саид Габиев, большевик, и на его мнение мне лично глубоко начихать, как и на мнение всех других большевиков (без исключения!). Хотя именно Хаджетлаше должен был называть Габиева предателем, так как он его взял на работу к себе в редакцию и дал ему дорогу в жизнь. Уважаемая Ольга, Вы не задавались вопросом, почему современники Хаджетлаше, хорошо знавшие его (не большевики) Кантамир, Баммат, Чермоев, Коцев и другие не говорили о нем плохо и не называли его предателем? А Тапа Чермоев даже помогал деньгами его семье, пока он сидел в тюрьме? Все, кто был против большевиков, заслуживает в моем понимании большего уважения, чем те, кто пошел на соглашение с большевиками. Хаджетлаше, безусловно, великий человек, и его место будет пересмотрено в истории Северного Кавказа, и я лично сделаю все, чтобы изменить мнение о нем среди горцев Северного Кавказа. Вы сказали свое слово, вы озвучили свою версию. Следующий ход за мной – я скоро надеюсь издать книгу о нем. М. Вачагаев.

21.10.2015 в 09:08olgabessm

Мои здесь высказывания были вызваны лишь тем, что Маирбек считает достаточным лишь один круг источников и ничего другого знать не хочет, всех сторонников иного мнения попросту обвиняя в антикавказской позиции. А также - оскорблениями в адрес мой и других исследователей, занимающих иную позицию, чем он сам. Ведь он же как раз и виктимизирует кавказцев, отсюда - все остальное. Я просто предложила ему и Наиме познакомиться с работами, учитывающими более широкий спектр данных. Я никогда не считала историю точной наукой, резко спорила с таким представлением, но не считала ее и попросту художественным творчеством, где каждый пишет, что пожелает сообразно его пристрастиям (см. в моем первом посте о том, как мне совсем НЕ хотелось, чтобы Хаджетлаше оказался тем, кем оказался). См., на мой взгляд, очень умную статью об этом Дэвида Карра (один из поздних ответов на хорошо известные дискуссии об истории и художественном творчестве): "История, художественная литература и человеческое время" (есть в сети). А вот национальных предпочтений, поверьте, у меня никаких нет. Нравственные - вероятно.

20.10.2015 в 09:30olgabessm

Вы основываетесь на семейной легенде. Деньгами семье они (Тапа, Баммат и др.) помогали, но говорили о нем самом плохо. К тому же он был не первым черкесом, поселившемся в Париже. Если Вы хотите писать книгу - корректно, а не руководствуясь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО национальным чувством, - почитайте все-таки внимательно то, что писали о нем другие, нейтральные исследователи, вроде Арапова или меня самой. К тому же не надо называть материалы из BDIC матералами из архива М.Вачагаева, как это сделано во второй части Вашей публикации. Я надеюсь так же, что и сама я еще не последнее слово сказала :)

21.10.2015 в 07:29olgabessm

Вами обими -Вами, Наима, и Вами, Маирбек, - движет ангажированнность, внутренняя солидарность по самому факту принадлежности определенному сообществу, не зависящая от сути дела, и агрессия против всех других, в данном случае, всех без разбора русских. Ссылки на свои статьи я даю лишь потому, что других работ с той же обширной источниковой базой просто нет, были бы - сказала бы (кстати, в них-то, в статьях этих, цитируется все, что сделано всеми, кто этим занимался до сих пор). Но Вы, ведь, Маирбек, "обходитесь" и "будете обходиться" без всех таких работ, так что какая разница, на кого тут даны ссылки?! То ЧТО, и то, КАК Вы пишете, с каждым разом лишь все более подтверждает то, что я говорила о Вашем подходе раньше. Кстати, согласно найденным мною источникам, Хаджетлаше по происхождению еврей. Так что если и воспринимать дело так, что негативная оценка одного человека (вызванная, подчеркну это, его поступками, а НЕ его происхождением) означает агрессию против целого народа или даже группы народов (а такое восприятие,на мой взгляд,  ни что иное, как проявление все той же ангажированности), то я выступаю не против черкессов, а против евреев (что было бы уж совсем смешно, поскольку я сама этническая еврейка). Но вы ведь не слышите - и, главное, не хотите слышать рациональных аргументов (Наима, это касается и моей статьи о проблеме оценочного суждения в историческом исследовании, название которой Вы выше цитируете, кстати, с ошибкой, и совершенно не зная или не понимая ее содержания). Ничего, кроме глухой и яростной агрессии и крика. Чем больше содержательных аргументов я привожу, тем больше крика и подтасовок. А суть вас решительно не интересует. На этом я переписку с вами заканчиваю - бессмысленно.

20.10.2015 в 17:41olgabessm

А я-то тут причем? А еще говорите, что ищите историческую истину. Я вот читаю и тех, с кем не согласна. Вам же просто понравился тот образ, котрый сам Хаджетлаше себе создает, а теперь Вы не хотите с ним расстаться. И хотите использовать его, к тому же, в Вашей полемике против всех "некоторых российских исследователей" (это, судя по тому, что Вы тут пишете, чуть ли не главное для Вас). Вот и обвиняете меня в противогорских настроениях. Нашли анти-горянку.

21.10.2015 в 02:02Наима Нефляшева

Меня особенно умиляет, что человек, радеющий за историческую истину и объявляющий себя нейтральным историком, пишет статью о Хаджетлаше  с таким выразительным названием  - "Как рассказать биографию негодяя? Мусульманский Азеф, или ровесник Ленин" // Право на имя: Биографика в 20 в. Чтения памяти В. Иофе, СПб. , 2010.

20.10.2015 в 15:39mairbek

 "нейтральные исследователи" , это за фашистко-большевистский подход? Прежде всего  следовало бы знать, что я не черкес...

16.10.2015 в 18:00olgabessm

См. статьи О. Бессмертной о Хаджетлаше (первые две - на русском, третья - на французском); статья в Islamic review содержит и ответ на представленный здесь взгляд Маирбека:

https://www.academia.edu/16033166/Kazan_Islamic_Review;

https://www.academia.edu/4528458/%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%84_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B7%D1%8B_%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5_%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%81_2007-09_%D0%9C._2012;

https://www.academia.edu/7838855/UN_AGENT-PROVOCATEUR_MUSULMAN_OU_UN_ORIENTALISTE_DE_PLUS_JOUER_%C3%80_L_AUTRE_DANS_LES_MIROIRS_IMP%C3%89RIO-ORIENTALISTES_2012