7 ноября совершенно тихо и незаметно прошел Всемирный день мужчин. Праздник стал отмечаться по инициативе Михаила Горбачёва в 2000 году ежегодно в первую субботу ноября. И хотя этот день не утвержден официально, а во многих странах есть свои календарные дни, посвященные мужчинам, пусть этот день будет поводом вспомнить – как это, быть мужчиной по-кавказски еще сто лет тому назад?
Как выглядел кавказский мужчина? Тут традиция единодушна – на всем Кавказе идеально красивый мужчина высокого роста, широкоплечий, с тонкой талией, худощавый, и с…какой-то особенной статью. «По походке узнаешь, каков он», - так говорили чеченцы о своих достойных мужчинах. Известный кавказовед Ф. Боденштедт, наблюдая за черкесскими старшинами во время переговоров с русским генералом, написал: «Неописуемое удовольствие смотреть на этих высоких сильных людей со сверкающими глазами, выразительными лицами, гордой походкой и непринужденными движениями».
Мужчина должен был непременно носить усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!».
Горцы должны были быть всегда аккуратно и опрятно одеты, что называется, с иголочки. Никогда, даже во время жары или тяжелой работы, они не показывались людям с оголенным торсом или неподпоясанным. Последнее могли позволить себе только глубокие старики. Мужчины и в собственный двор выходили полностью экипированными в традиционный костюм.
Горец трепетно относился к своему оружию, коню и к головному убору – папахе или башлыку. Если кто-нибудь дотрагивался до мужского головного убора, это было равносильно оскорблению. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке.
Даже князья и дворяне могли ходить в рваной черкеске, но головной убор у них всегда был дорогим и хорошо выделанным. Еще бы, ведь головной убор есть манифестация Мужского, а шапка – это вам не женский платок! В фольклоре всех народов Кавказа есть пословицы и устойчивые выражения о том, что, когда хотели пристыдить труса, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий как к мужчине. У черкесов и сейчас в ходу пословица: «Встретишь дурака, отдай шапку и пройди мимо». То есть, не снисходи до спора с ним, а лучше отдай самое дорогое.
Какой у него характер? Мужчина должен быть немногословным («не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов» - чеч.), неторопливым («быстрая речушка до моря не дошла»), не спешить с резкими высказываниями («рана от шашки заживет, рана от языка – нет»), выдержанным («несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»), щедрым и смелым и терпеть физическую боль.
Обязанности в семье. В семье делом мужчины были тяжелый физический труд, обеспечение семьи, ответственность за семью и род, а также их защита. Поэтому мужчины еще сто лет назад воспитывали мальчиков добытчиками и воинами.
Любые серьезные решения в семье всегда принимались мужчинами. Во главе кланов стояли, как правило, крепкие внушительного вида мужчины 50–70-лет с незаурядными личными качествами. К ним, по мнению этнографа Б. Бгажнокова, общество относило «богатый социальный опыт, мужество, ум, великолепное знание обычаев, неоспоримое ораторское искусство, развитые организаторские способности». И еще – бедный человек априори не мог стать главой клана, и материальное состояние мужчины в этом случае играло не решающую, но определенную роль.
По этому фото видно, чьи роли в семье главные.
Каждый мужчина обязательно должен был иметь детей, прежде всего, здоровых сыновей. Это был его вклад в развитие большой семьи. В противном случае его воспринимают как человека с изъяном. «Отец без наследников, что мясо без костей», - говорили черкесы.
Как вели себя домочадцы по отношению к мужчине-отцу? Мужчина был главой семьи, и женщина никогда не перечила ему публично. «Кавказские жены всегда жены, а не командирши», - написала как-то журналист Надежда Кеворкова. Мудрые женщины всегда поднимали авторитет своего мужа перед детьми и обществом, а разногласия никогда не вносили на суд людей, а решали дома. Обычно о жене, находящей к своему мужу подход и продвигающей его в обществе, черкесы говорят: «Достойный муж – заслуга жены». Или - «друзьями подорванный авторитет мужчины восстанавливает хорошая жена».
Домочадцы не садились с мужчиной за один стол. По словам этнографа М.А. Меретукова, у черкесов «мужчины и женщины для еды располагались в отдельных помещениях и никогда не садились за один стол. Детей тоже кормили отдельно». Еще в начале XIX века об этом писал француз Тебу де Мариньи: «Черкесская семья никогда не собирается за столом, отец и мать ужинают отдельно, так же как и дети, которые разделяются в зависимости от возраста и пола». Этнографы записали рассказы пожилых черкешенок женщин о том, что за всю свою жизнь они не позволили себе принимать пищу или пить воду в присутствии мужа.
Мужчина в семье был окружен почетом, держится в семье с достоинством и на дистанции. «Он делал все без спешки, суеты, говорил мало, но внушительно, с достоинством и сознанием собственного превосходства, избегал шуток, возмущение или одобрение выражал не столько словом, сколько взглядом, мимикой, жестом», - пишет Б. Бгажноков.
Мужчины в семье считались всегда «старше» женщин, т.е. мальчик и подросток считался ритуально старше сестры или тети, но этот принцип уравновешивался традиционно почтительным и уважительным отношением к женщине. Как-то мы с сестрой шли на соболезнование в Майкопе и встретили нашего племянника Кемаля, ему было тогда лет 10-12. Он гулял с друзьями, но, узнав, куда мы идем, пошел нас провожать и буквально «довел до двери». Именно на правах старшего.
Как мужчина вел себя по отношению к своей жене? Здесь - никаких публичных выражений чувств. При посторонних это считалось верхом неприличия, проявлением недопустимой для мужчины сентиментальности.
Не принято было сообщать жене о том, куда он идет, или советоваться с ней при детях, как поступить в той или иной ситуации. Это считается проявлением слабости, некомпетентности, нерешительности, болтливости, суетливости. По адыгским понятиям, если муж советуется с женщиной, то как он может внушить детям чувство уверенности в том, что у него «все под контролем»?
Для обращения к жене в присутствии третьих лиц муж придумывал для нее новое имя. Обычно это были конструкции типа Тонкая талия, Белоснежная, уместные, однако, лишь в кругу друзей или младших членов семьи. Часто в таких выражениях муж по-доброму иронизировал над женой. Тонкая талия могла быть на самом деле очень полной женщиной, Белоснежная – смуглой и т. д., а Малышка – крепкой и коренастой. По традиции, мужчина не улыбался жене при посторонних и ни в коем случае не брал ребенка на руки, особенно при совсем отце. И не дай Бог спросить о жене и детях – его ответ будет предельно скуп и лаконичен. При этом мужчина следит, чтобы его жена не взвалила на себя мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».
По адатам мужчина не должен был обгонять женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; если мимо идет пожилая женщина, мужчины должны были привстать в знак ее почтения..
По кавказской традиции мужчина всегда идет впереди женщины. Когда-то на узкой горной тропе им мог преградить путь зверь или кровник, и тогда мужчина, словно тигр, бросался на противника, чтобы защитить свою жену и мать своих детей.
Сегодня только ленивый не сказал, что мужские и женские роли поменялись, и все чаще женщина берет на себя и функции добытчика, и принимает в семье главные решения, а иногда и просто содержит мужчину, что устои подорваны, а кругом одни избалованные мажоры.
И даже, если в этом есть сермяжная правда, есть те кавказские мужчины, по которым смело можно сверять самые захватывающие описания начала XIX – начала ХХ вв. Они именно мужчины, а не женщины, они дерзки и ответственны, они не боятся ничего, кроме бесчестия, много работают, дрожат над родителями и, словно орлиными крылами, закрывают от бед свою большую семью.
На фото из группы "Фотомузей КБР" на фейсбуке - Кабарда, Вольный Аул. Сидят справа Амшоков Индрис Патович, Амшоков Харун. Стоят девушки в белом Амшоковы Данаху и Назифа (сестра Индриса). Стоит Амшоков Шухиб Патович, в черном платке Амшокова Дан... Патовна. Сидит девочка Амшокова Лиза Патовна. Фото из архива семьи Озовых.
Кавказский мужчина..кавказские обычаи.. корректно конечно, но как то подташнивает от такой корректности..
Почитайте К. Паустовского... или А. Дюма, Maximus, этот вообще - тот ещё "фениморкупер")))