Получится ли у нас, как в Швейцарии? О горном туризме на Кавказе..

24 мая 2017, 15:55

Так получилось, что выходные мая я провела в горах. Сначала в Мезмае, на ретрите Заура Жанэ по кавказской йоге, а потом – в Хамышках с друзьями.

Выбираясь в такие поездки, всегда думаю об одном и том же – о том, как мы плохо мы знаем Место, с которым связаны духовной пуповиной, о том, как много здесь уникального и заповедного и о том, что роскошь природы часто контрастирует с убогостью быта и однообразием туристических предложений.  Конечно, что-то меняется, но или очень медленно, или в таком лубочном виде, что финальный продукт похож на ремесленную самодельную поделку, грубую и наспех сколоченную.  

Несколько лет назад я была на российско-швейцарской конференции в Майкопе «Модернизация экономики и самоуправления в республиках Северного Кавказа и швейцарский опыт организации общества и экономики».

Один из докладов был посвящен тому, как современные альпийские пастухи (крестьяне, занимающихся отгонным животноводством Швейцарии)  ответили на вызовы рынка и в новых условиях переформатировали свою хозяйственно-экономическую деятельность, как они осваивают перспективные специализации и занимаются уже не только аграрным производством, но и туризмом.   

Как за короткий срок им удалось не только сохранить свои традиционные хозяйственные занятия, но и сделать свою субкультуру престижным и модным брендом, работающим на имидж страны и приносящим доход? Возможно, швейцарский опыт будет полезен тем, кто сегодня развивает индустрию туризма именно в горах Северного Кавказа?

Сразу оговорюсь, что государственная поддержка альпийского животноводства и в целом культуры альпийских пастухов более чем серьезна – от работающей законодательной базы до  государственных программ и общественных организаций. Из масштабных отмечу программу «AlpFUTUR: будущее альпийских лугов Швейцарии»: экспертные доклады и обсуждения этой команды никогда не остаются вещью в себе, а работают и корректируют нюансы, особенно в сфере  экологических аспектов альпийского хозяйства.   

Сегодня весь мир переживает бум интереса к экологически чистым продуктам питания. В Швейцарии выработаны строгие стандарты содержания домашнего скота, использования удобрений, экологичности производства и т.д. Хотите попробовать свежее альпийское молоко, сыры, мясные продукты, мед, пряные и лекарственные травы, ягоды и настойки? Вся эта экологическая роскошь ждет вас либо в домашних лавках, либо в онлайн-магазинах. Альпийские предприятия зачастую имеют собственный Интернет-магазин, а система он-лайн заказа и доставки действует безукоризненно. Впрочем, купить и фермерское молоко можно и в специальных автоматах на территории горных усадеб.

 Альпийские хозяйства идеально вписались в тему агротуризма: роскошь экологической чистоты, романтика и аскетизм пастушьего быта с успехом конвертируется в прибыль. Туристы могут не только пожить в усадьбе, но и почти что стать членами семьи – хозяева заботливо приготовят для них пищу, угостят сырами, сделанными по технологиям, которым сотни лет.  

Альпийские пастухи тонко и бережно воссоздают традиционный облик своих усадеб, где каждая деталь интерьера имеет значение и свою историю. Хотя, разумеется, помещения, предназначенные для туристов, оборудованы современными удобствами и бытовой техникой. Телевизоры, интернет, кондиционеры, горячая вода  – все к услугам туриста.  А для любителей аутентичного отдыха – пожалуйста, вода из колодца, пища на открытом огне, керосиновые лампы и ночевка на сеновале среди запахов горных трав и таинственных звуков альпийской ночи…

Что показалось мне особенно интересным, так это создание в Швейцарии системы сохранения и трансляции знаний об отгонном животноводстве в условиях, когда уходит устная традиция передачи этих знаний. Еще со второй половины XIX в. в Швейцарии готовили кадры, издавали учебники и учебные пособия. «На сегодняшний день при сельскохозяйственных учебных заведениях и профессиональных союзах действуют курсы альпийских пастухов, курсы по основам производства альпийского сыра, содержанию пастушеских собак, использованию инфраструктуры альпийских предприятий в туристическом бизнесе. В ряде кантонов работают специализированные организации, оказывающие консультации по ведению альпийского хозяйства». (цит. Нагапетова Р.Р.)  

Подобные практики поддерживались и в различных нарративах. Еще в 19 веке, сто лет назад, в швейцарской литературе, музыке, изобразительном искусстве воспевали и поэтизировали простую сельскую жизнь альпийских пастухов. «Образ альпийского пастуха был включен в швейцарскую национальную идеологию и стал олицетворением швейцарского народа», - пиешт Р.Р. Нагапетова.   

Современные альпийские пастухи с достоинством носят  традиционный праздничный костюм. Красный жилет с серебряными пуговицами, красный шейный платок с брошью-запонкой, черная фетровая шляпа, украшенная цветами, черные туфли с серебряной пряжкой и другие детали костюма давно уже не воспринимаются, как архаика, а живут своей собственной жизнью. Как, например, шотландские килты. «С 1920-х гг. складывается движение за сохранение народного костюма, флагманом которого стала образованная в 1926 г. Швейцарская ассоциация костюма, с 1961 г. регулярно проводится Швейцарский фестиваль костюма». (см. Нагапетова) Фестиваль костюма альпийских пастухов Уншпуннен проводится каждые двенадцать лет и является крупнейшим фестивалем народной культуры в стране. Костюм с удовольствием надевают и люди, не имеющие к этой традиции никакого отношения.  

Получится ли у нас, на Кавказе, пройти подобный путь? Определенные тенденции внушают оптимизм – все более популярным ( это и понятно, в век нехватки маскулинности) становится образ горца и кавказский традиционный костюм, у него есть все шансы выйти за рамки фестивалей и свадебной обрядности. Среди владельцев горных гостевых домов набирает силу концепция, предполагающая индивидуальный подход к туристу и создание атмосферы дома, а не бюджетной ночлежки с общим туалетом на этаже.  Как знать, может быть, через несколько лет в университетах на факультетах сервиса и туризма появятся студенческие практики по конной езде и приготовлению аутентичной еды? 

 На фото - не Швейцария. Это Адыгея. Хамышки. 

Подробности см. Нагапетова Р.Р. Альпийские пастухи в Швейцарии: опыт сохранения традиционной системы хозяйствования и культуры // Модернизация экономики и самоуправления в республиках Северного Кавказа и швейцарский опыт организации общества и экономики / Под общей редакцией Бабич И.Л., Вирт Ю.В., Мартыновой М.Ю. – М.: ИЭА РАН, 2013.

25.05.2017 в 10:14Наима Нефляшева

Юнус Ч.: У массового туризма есть одна негативная сторона. При его доступности в республику начнет проникать "Тагил". У нас, например, и так все очень плохо с теми же дольменами. А этот "Тагил" все сделает еще хуже: добью остатки и все загадят. Понимаю, что звучит не очень красиво, но это правда.

25.05.2017 в 10:15Наима Нефляшева

Ася Д.: Очень часто об этом думаю. Туристическая культура очень низкая. На обочины дорог невозможно смотреть. Этот видоизмененный обычай повязывать на ветви какие-то тряпочки производит удручающее впечатление. Уж лучше монеты бросали, ей богу - растения меньше страдали бы, да и пейзаж в целом.

25.05.2017 в 10:15Наима Нефляшева

Арсен Б.: Любой тагил можно воспитать драконовскими штрафами. И местный не исключение. Чтобы каждый плевок, окурок или вандальный поступок так опустошал их карманы, что только мысль об этом вызывала в них дрожь. Это они быстро объяснят своим детям, а уже внуки будут считать западло бросить бумажку даже в лесу, где никто не видит.

24.05.2017 в 17:05Наима Нефляшева

Зара И. "Но как театр начинается с вешалки, так и туризм начинается с вокзалов. Предлагаю вам незабываемую , экстремальную экскурсию по вокзалу города Майкопа. С обязательным посещением туалета. С обязательной чашкой кофе , предложенную вам в лавке толстой немытой теткой( других вариантов( нет. Про жд вокзал вообще промолчу. И это к сожалению, уже не в наших руках".

24.05.2017 в 17:06Наима Нефляшева

Зара И. "Туризм =это комплекс мер для удобства отдыхающих. Комплекс. А не отдельные ништяки".

24.05.2017 в 16:46Nikodim

Отгонное животноводсво в таком виде какое оно было в советское время умирает . А семейные фермы в горах и для туристов и для себя вполне жизнеспособно .

25.05.2017 в 10:15Наима Нефляшева

Зара Ш. : Ну у нас есть и местные неандерталы которые в свое время забыли слезть с дерева и не эволюционировали ...

24.05.2017 в 17:04Наима Нефляшева

Комментарий от Зары И. "Наима, может лет через 100 будут перемены. Про развитие" туристического кластера" говорят много лет. Но этого развития нет и не будет. Малый бизнес --это хорошо. Только , без помощи больших дядек и их решений , дело будет двигаться очень медленннно. Ну и со счетов нельзя сбрасывать, что это Кавказ. И у многих потенциальных туристов есть стойкая ассоциация--что на туда лучше не ехать".

24.05.2017 в 17:05Наима Нефляшева

Зара И. "Все владельцы молодцы и трудоголики. За 20 лет вопреки всему и всем хоть что-то сделали. Но усилий только отельеров мало. Уже мало. Это должно стать национальной идеей. Идеологией республики. Тогда будет здорово. Согласитесь, когда все в наших руках, и эти ручки поддерживает власть на республиканском уровне,-- это лучше, чем голый энтузиазм отдельно взятых предпринимателей".

25.05.2017 в 23:50Корней

Вот и Джилы Су в Приэльбрусье – уникально ландшафтом, целебными источниками, 27-метровым водопадом в каньон. Вроде практически и автодорогу закончили, инфраструктура называется. А воздух бьет в ноздри аммиаком, нашатырем, короче зловонием отхожего места. Нет туалетов, а люди валом стремятся. Нужна зачистка ассенизаторской а/м вкупе с бульдозером, грейдером.