Кем бы был Джон Сноу в средневековой Кабарде и почему Теон - это аманат? Что из "Игры престолов" могло случиться на Кавказе?

10 октября 2017, 19:00

Признаюсь, я посмотрела «Игру престолов» только в этом году, когда все уже обменялись восторгами, обсудили все детали, нестыковки, пасхалки и первоисточники. И, конечно, сразу подсела. Потому что это мощно, эпично, качественно, закручено и неоднозначно. Задевает и сериал, и те многочисленные «фильмы о фильме», которых полно в интернете. Что тут скажешь, «Игру» делали виртуозы своего дела…

Понятно, что авторы проекта перелопатили массу исторических источников, мифов и всего того, на чем выросла Вселенная Вестероса.  

В этом посте – а что из сюжетов, деталей, нюансов «Игры престолов» могло бы теоретически случиться на Кавказе?  

Один из главных символов «Игры престолов» - Богороща. Это священное место поклонения богам, небольшой участок леса, куда подданные Семи королевств приходят молиться. Богорощи могут быть и на замковых территориях – это изолированные пространства, огороженные стенами с воротами и калитками. В богорощах нельзя рубить деревья. В каждой богороще должно быть  «главное» дерево, чардрево, воплощение Старых Богов, на котором вырезают человеческое лицо.  Чардево - дерево с белой корой и красными листьями.  

Аналоги чардреву на Кавказе - это священные деревья.  Например, в Абхазии большинство языческих святилищ  - это дубовые рощи или долголетний дуб выдающихся размеров. В с. Бармышь (Гудаутский р-н) еще в 1960-х годах информаторы рассказывали, что такой дуб рос возле храма и под ним устраивались народные собрания, родовые и фамильные моления.

Главным почитаемым деревом Карачая вплоть до XX в. являлась сосна - Джангыз терек, т. е. единственное, одинокое дерево.

Н. Емыкова, исследователь из Адыгеи, пишет, что «под священными деревьями тхьэчIэгъ (тхачег) у черкесов проводились молебны (тхьэлъэIу), совершались жертвоприношения божествам. ТхьэчIэгъ (Тхачег) – это природный храм, сакральное пространство адыгов, где осуществлялась связь с богом, с космосом. На священные деревья ТхьэчIэгъ вешали оружие, шкуру животного, принесенного в жертву. В таких местах запрещалось ломать ветки деревьев и громко разговаривать. Кроме отдельных деревьев и небольших рощ ТхьэчIэгъ, существовали еще целые леса ТхьэчIэгъ, которые назывались чыхэмыбзэ мэз – «лес, где не рубят веток». Нарушение запрета ломать ветки деревьев и осквернять священное пространство, как утверждали адыги, каралось небесными силами». Емыкова называет два самых известных священных леса – это Тхамахинский лес, расположенный на границе Северского и Горячеключевского районов Краснодарского края и Джеметлохский лес на левом берегу р. Белой (Шъхьэгуащэ), напротив современного г. Белореченска, на границе  Адыгеи и Краснодарского края. И Тюльпановое дерево в Головинке, вокруг которого недавно разгорелись нешуточные политические страсти, тоже часть культуры священных лесов у черкесов.

В «Игре престолов есть тема аманатства – политического заложничества.Напомню, что Теон Грейджой — сын верховного лорда Железных островов Бейлона Грейджоя, воспитанник Эддарда Старка. После разгрома восстания Грейджоя лорд Старк забрал десятилетнего Теона в Винтерфелл в качестве заложника.

(Примечание. Однако Старк воспитывал Теона вместе со своими детьми и здесь, пожалуй, его надо рассматривать не как аманата, а в рамках другого кавказского обычая – аталычества, когда мальчик из одной статусной семьи чуть ли не с младенчества  до совершеннолетия воспитывается в другой).

Аманаты – это политические заложники. В словаре русского языка Владимира Даля читаем: «аманат (арабск.) – заложник; человек, взятый в залог, в обеспечение чего-либо, верности племени или народа, подданства покоренных и пр. Казаки говорят: аманатчик. Аманатов, ему принадлежащий, аманатский, к ним относящийся».

Обычай отдавать или забирать аманатов был частью политической практики при взаимоотношениях российских властей с народами, либо вступающими в ее подданство, либо уже проживающими на ее южных границах.

Аманатов забирали или выдавали на протяжении XVII-XIX веков.  Кабардинцы, ногайцы, калмыки, чеченцы, осетины, казахи и башкиры отдавали представителей своих аристократических фамилий российским властям на несколько лет в знак подтверждения достигнутых политических договоренностей. Получить аманата – это значит поставить символическую точку во взаимоотношениях, ведь часто  подписанных сторонами документов было недостаточно, чтобы соглашения соблюдались, и аманаты считались наиболее надежной гарантией.

Аманаты, однако, были не просто заложниками, а полномочными представителями феодальной аристократии народов, входящих или уже вошедших в подданство России. Аманаты – дети или родственники горских князей или ногайских мурз – обладали высоким социальным статусом, поэтому им оказывались особые знаки внимания.

Аманатов содержали в крепостях – в Уфе, Астрахани, Терской или Кизлярской крепостях. Государство содержало аманатов за свой счет – в XVII веке такой пансион был недешев и обходился казне в среднем в 60 рублей в год.

Отношение к аманатам – размер их содержания – менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Если какие-то «горские владельцы» вдруг нарушали свои договоренности о верности, то расходы на содержание аманатов снижались.

Количество аманатов от каждого народа было неодинаковым – в разное время в качестве аманата мог быть либо один человек, иногда каждая аристократическая группа от какого-то народа могла посылать свого представителя.

 Иногда один аманат заменялся другим – как правило, власти не возражали против их замены, однако вопрос доверия имел принципиальное значение – иногда за представителей аристократических фамилий выдавались крестьянские дети. «Нарядя в хорошее платье крестьянского или пленного мальчика, оного на обмен настоящего отдавали и потом от верности и послушания отставали», - приводит цитату П.Г. Буткова И. Торопицын.

В аманатах могли находиться очень долго – до 13 и даже до 20 лет. Сведения о характере содержания аманатов противоречивы. Одни источники сообщают, что аманаты могли свободно общаться  с родственниками и земляками, принимали гостей, получали посылки, сохраняли право ношение оружия.

Бриенна Тарт. Единственная и неповторимая женщина-рыцарь «Игры престолов». Верная слову, данному Кейтилин Старк, она спасает ее дочь Сансу. Бриенна не нуждается ни в чьем одобрении и даже в оруженосце, и соглашается на сопровождение Подрика только из жалости к нему самому. Бриенна – настоящий воин, на одном из турниров, оставшись без щита и без оружия, Бриенна голыми руками вырвала у соперника топор и выпала из седла вместе с ним, подмяв под себя, а затем, угрожая  кинжалом, заставила сдаться. Король Ренли Баратеон провозгласил Бриенну Тарт победителем большого турнирного сражения, она осталась единственной из 116 рыцарей, которая удержалась в седле.  

В образе Бриенны есть близкая черкесам тема «одинокого всадника» -  «шузакъуэ». Правда, это абсолютно мужская тема. Одинокие всадники - это рыцари, совершавшие походы одни. Адыгский эпос и фольклор сохранил имена таких одиноких рыцарей: знаменитый Андемиркан, Бора, Хатх-Мыхамат, Дохшуко Бгуншоков, Лыко сын Ельхо, братья Ешаноковы.

С другой стороны, образ Бриенны созвучен и историям кавказских женщин-воительниц.  Во времена имама Шамиля во время битвы у Ахульго Ханзадай, чей муж погиб в начале битвы, надев его одежду, стала сражаться наравне с мужчинами, пока не погибла сама.

 Известна также  легендарная чеченка Майлин Таймасха, или Таймасха Молова из Гехи. Она была очень смелой и дерзкой, командовала отрядом и 10 лет сражалась во время Кавказской войны, пока, тяжело раненная в рукопашной схватке ударом сабли в голову, не попала в плен. Её принимали в Петербурге император и императрица: Николай Павлович заинтересовался женщиной-воином и приказал доставить ее в столицу. В июле 1842 года Малова прибыла в столицу и была представлена императору. Предание говорит, что император спросил Таймасху: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха ответила: «Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление»! По одной из версий, Император Николай был так поражен умом и красотой девушки, что с миром отпустил ее на родину.

И, наконец, всеобщий любимец Джон Сноу - незаконнорождённый  сын  Эддарда Старка, брат Ночного Дозора и впоследствии его лорд-командующий. Хотя Джон был введён в повествование как бастард Эддарда Старка, в 7 сезоне оказывается, что он – законный претендент на Железный Трон из рода Таргариенов.

 

Так вот, в средневековой Кабарде Джон Сноу был бы тума… Тума  – это сословная категория в Кабарде, это дети князей от неравных браков или незаконорожденные дети. Термин обозначал «нечистокровность породы». Обычное право кабардинцев стояло на страже сословного деления общества, и браки заключались только между людьми равного социального статуса и родословных. Тума не имели княжеских прав. Особо прославившиеся в сражениях тума могли быть приравнены по своим правам к княжескому сословию. Только незаурядные тума и только в исключительных случаях признавались остальными князьями  равными себе.

Юридически такое  признание оформлялось выделением равной доли имущества братьями при разделе фамильного имения.  По сведениям историка Асланбека Мирзоева, у основателя фамилии Жамболатовых и соответствующего удела князя Жамболата Казиевича было 4 сына: 1-й Бекмурза (от него пошли впоследствии Бекмурзины), 2-й Кайтуко (от него пошла княжеская фамилия Кайтукиных), 3-й Султан-Али (от него пошла княжеская фамилия Сосналиевых) и 4-й сын Дугужуко (Хаил-Бара) – тума.

Конечно, историй для «Игры престолов» на Кавказе гораздо больше – можно развить и тему отнощений князя и его дружины, и тему почитания меча, и тему демократических собраний Севера, аналогичных черкесским Хасэ дагестанским народным собраниям, и тему лютоволка… И, конечно, тему драконов - они тоже есть в мифологиях народов Кавказа...

Но пока остановимся на этом…

11.10.2017 в 10:24Nikodim

В дагестане образ женщины воительницы это лачка Парту Патима ,девушка одевшая доспехи своего убитого брата , по преданиям она вышла воевать с монголами и те когда слетел шлем узнали ,что это была женщина. А сословию тума в дагестане соотвествет сословие чанка ,тоже дети ханов не имеющие право на наследие.

11.10.2017 в 12:58Наима Нефляшева

Коммент от Д.: Наша мифология+наша история- это неисчерпаемые источники вдохновения для режиссеров мирового уровня. Но увы..

11.10.2017 в 13:00Наима Нефляшева

Коммент от Людмилы: " Как же здорово, Наима, что вы об этом написали. Мне самой не раз приходило в голову, как порой разительно некоторые факты сходны с нашей традиционной культурой и, что если бы имелись средства и талантливые сценаристы, можно было бы снять не менее великую эпопею об адыгах. И снять было бы что. Рыцарская культура с ее принципами и нормами - понятна всеми, а национальные нюансы украсили бы и придали бы всему оригинальности и колорита. Но .. и тут заканчиваются мечты..."

11.10.2017 в 12:57Наима Нефляшева

Коммент от Лидии: " Еще тема нарушения святого обычая гостеприимства бросилась в глаза, гость в доме неприкосновенен, грубое нарушение этого обычая привело к гибели хозяина и краху его дома. Из того, что пока вспомнила"

11.10.2017 в 12:58Наима Нефляшева

Коммент от Тимура Т.: Хорошая статья. Заводная. Пробудила интерес к книгам Мартина, который надёжно закопал до того третий сезон.В современном массовом искусстве весьма распространенная тенденция "вперёд в прошлое". Так, например, Джордж Лукас не скрывает, что в основе сюжета "Звездных войн" лежат события битвы при Курукшетре, отраженные в эпосах Рамаяны, Махабхараты, гимнах Бхагавад-гиты. Сегодня, сингулярное развитие Технологии представляет собой скорее опасность, чем благо. Ибо современный Человек современный (Homo Modern) сам себе самый хищный враг. Куда только не залетала хищность его. Поэтому, перед Этическими дисциплинами открываются большие возможности/свободы и, соответственно, большая ответственность за выравнивание дисбалансов техногенного развития. Это означает, что Ваша деятельность, Наима, и деятельность Ваших коллег из известных мне, таких как Мадина Паштова, для страны гораздо перспективнее, чем любая инвестиционная программа ПАО Газпром. Да и РАН, как государственный институт восстановит своё значение, только на условиях глубоких этических преобразований в обществе. Имхо"