Одиночество в Пути: абреки

23 декабря 2010, 01:33

Абреки – самые загадочные персонажи кавказской традиции, «особый любопытный тип людей», по выражению знаменитого историка Кавказской войны В.Потто. Об абреках в русских источниках особенно активно писали русские офицеры, служившие на Кавказе в середине XIX века.

Кавказская война называется современными исследователями «золотым веком абречества».  Кто такие абреки  – обычные разбойники и изгои, лишившиеся покровительства своего рода и ушедшие  в горы, люди, для которых воровать или жить – одно и тоже? Заступники, помогавшие бедным и обездоленным, как знаменитый чеченский абрек Зелимхан? А, возможно, абреки – вообще носители высокой идеологии и культуры наездничества? Здесь не может быть прямых и однозначных ответов.

Современный кавказовед Владимир Бобровников в своей статье «Абреки и государство: культура насилия на Кавказе» пишет о том, что само абречество тоже изменялось с течением времени. Человек, ставший абреком, всегда порывал с родственниками – он мог быть изгнан своей общиной за какой-то проступок – предательство, трусость на поле битвы, убийство кровного родственника.

Изгоняться из общины могли и просто неординарные люди, чье присутствие провоцировало конфликт и соперничество внутри общины. «Ты юношей дразнишь отвагою властной/Ты в волчьи сердца их вселяешь страх/…Покинь же страну, что тебя не взлюбила,/           

 Пускай в ней царят наши право и сила», - поется в одном из чеченских илли. Человек мог и сам выйти из общины, опасаясь кровной мести.

В очерке осетинского публициста и политика начала ХХ века Ахмеда Цаликова «В абреки» табунщик, убивший в ссоре своего напарника на пастбище, размышляет о том, что, даже если бы он продал все имущество всех своих родственников, то и тогда у него не хватило бы средств заплатить за кровь. «Только один выход оставался для спасения от беспощадной мести - подлежащий кровному мщению мог покинуть свою деревню и объявить себя абреком».

 Часто уход в абреки был ответом на угрозу потери  Имени (Имени не как наименования лица, а как символа достоинства) и внутренней свободы. Абрек, исключенный из круга родственных связей, всегда маргинален, одинок и предельно самодостаточен.

Выход из общины, отсутствие защиты со стороны семьи создавали для него дополнительные угрозы и вынуждали быть особенно мобильным. Для абрека основная задача – выживание и месть своим врагам. Кто был объектом мести – не столь важно, это могла быть община, которую абрек покидал добровольно, или община, изгнавшая своего соплеменника.

Абрек, пишет самый известный исследователь этой темы Ю. Ботяков, «был носителем престижной в народе идеологии борьбы за идею, личного героизма». В народном сознании всегда существовал и культивировался идеальный образ абрека, который далеко не всегда совпадал с реальным образом. Но образ, в свою очередь, влиял и на поведение абрека, «дотягивая» его до высокой планки.

В фольклоре народов Северного Кавказа существует  аналогичный абреку образ Черного всадника («Когда черная ночь свой опустит покров… На коне выезжает из черных темнин») - образ, одновременно притягательный и отталкивающий. Люди никогда не желали встретиться с Черным всадником, но одновременно испытывали к нему чувство уважения. Символическое пространство пребывания абрека – Лес и Горы, а время его действия – время ночи.

Лес в культуре народов Кавказа считался опасным пространством, неосвоенным человеком. Жертвоприношения в лесу, например, на Западном Кавказе встречались вплоть до начала ХХ века. 

Тюбу де Мариньи, 1823. Черкесы совершают жертвоприношение в священном лесу.28 июля 1818 г.  Иллюстрация из книги Б. Едыджа "Черкесы адыги в рисунках европейских художников XVII -XIX веков". Майкоп,2009

В начале XXI века уход в абреки по «классическим правилам» – явление практически невозможное, но все же образ абрека присутствует в нашей жизни и сегодня?

 

 

 

30.12.2010 в 04:04Valan
В осетинском абыр- уходи, убирайся. абыраг -ушедший, изгнанный. Вовсе не вор.
25.12.2010 в 14:01Кобады

Вот интересно. Оказывается и мегрелы и осетины это слово произносят одинаково. Только если это слово,  как утверждает Наима Нефляшева  персиджского(то есть иранского) происхождения, то в переводе с осетинского это наоборот обозначает- ушедший.  

18.01.2011 в 15:26Абдуррахман

На ингушском абрек звучит как "Эбарг". У вайнахов существует большое количество преданий про абреков. Ходить в набеги считалось делом благородным и таких людей уважали.

23.12.2010 в 23:06Western

Абрек - имя собирательное. Вор, убийца, предатель, рыцарь, мститель, джигит... В этом слове смешалось все. Но главное - свобода!

23.12.2010 в 23:53Albert

Нима, спасибо Вам, было очень интересно прочитать. Со школьной скамьи слышал это слово, даже иногда у нас и сейчас этим словом кого-то назовут, практически точно не зная смысла этого слова.

24.12.2010 в 09:03Albert

Наима, извините, клавиатура букву "а" проглотила!Smile Спасибо ещё раз. Бывает иногда, когда слышишь слова, даже сам произносишь, но не очень правильно понимая его суть.

23.12.2010 в 17:219_volk

образы всегда остаются в мировой памяти, даже если их материальные носители давно сгинули в небытие. в этом смысле фигура абрека очень символична, потому что в идеологии абречества, как я ее понял, немаловажным фактором была закрытость, анонимность, абсолютное отчуждение. такой брутальный кавказский вариант отшельничества, явно нетипичный для скажем русского бирюка или тем паче буддистского монаха. 

Наима, Вы говорите о символизме лесов, гор, ночи и абреках XXI века. я склонен считать, что к абречеству это не имеет никакого отношения и нить традиции здесь провести практически невозможно - абреку не нужен второй абрек, абрек в принципе не может быть ведомым.

24.12.2010 в 00:29Наима Нефляшева
Albert, я не Нима))) Считается, что абрек - слово персидского происхождения, которое вошло в языки народов Кавказа - осетинский, грузинский, сванский, кабардинский, чеченский, балкарский, ингушский. Иногда существует в форме "апараг", что значит - пришелец. рада, что Вам интересно)
24.12.2010 в 07:31BERG...man

В Грузии больше всего их было в Мегрелии.. по мегрельски -  АБРАГ..   то есть вольный, бандит, человек, который не хочет подчиняться или хочет отомстить..

В Мегрелии у абрагов была характерная одежда. По которой их узнавали. Они и сейчас есть в Мегрелии, только уже это редкость.

Главное -  конечно, свобода.

 

27.12.2010 в 12:26mariia

В переводе с осетинского это означает "вор".