Северный Кавказ. 1920-е годы. Цвет времени - красный

28 февраля 2011, 17:30


 Как-то много лет назад, собирая материал для статьи в Национальном архиве Республики Адыгея, я нашла интересный документ - инструкции из Центра о том, как проводить новые революционные праздники в черкесских аулах.
 Новый революционный язык праздника предписывал новые знаковые места, новую лексику и новые для кавказской культуры цвета.
Инструкции подробно расписывали, что людям следует собираться не возле мечети, одном из самых важных мест в пространстве общения в традиционной культуре, а возле здания райисполкома. Предписывалось, с какими новыми революционными лозунгами надо выйти на улицы, а некоторые шествия вообще предлагалось сделать костюмированными.

 Инструкции предписывали молодым девушкам участвовать в этих праздниках, надев красные косынки. Красный - цвет Октября. В нем была заключена суровая романтика революции и гражданской войны. Известный писатель В. Шкловский вспоминал, что Максим Горький однажды заметил, если революция создала пестрые костюмы, значит, они были ей нужны.
Красный цвет стал цветом революционного знамени, доминирующим цветом агиток и плакатов, а красные косынки стали символом новой жизни и женского раскрепощения.


 
Красная косынка как элемент женской одежды в системе революционных образов получает символический, знаковый смысл. Красная косынка, по мнению некоторых исследователей, напоминает красный фригийский колпак времен Французской революции. 

 

Шегаль Г.М. Долой кухонное рабство. 1920-е гг.

Такие плакаты призывали женщин Северного Кавказа к новой жизни в 1920-е годы

Сегодня трудно сказать, что чувствовали молодые кавказские девушки, которым предлагали красные косынки вместо традиционных платков…

 Красная косынка, наряду с красным знаменем и дымящимися трубами фабрик стала важнейшим атрибутом нового образа женщины-горянки, активно занятой на производстве.

 Новый образ женщины- строительницы социализма - отторгался традиционной культурой народов Кавказа.

В советских плакатах, которые тиражировали именно такой образ, женщина наделялась почти что мужской статью и физической силой.  Этот образ отторгался традиционной культурой и менталитетом.

 

07.03.2011 в 23:45дед Ермошка

Ну вот и я про то, долой Темроковну, как не соответствующую традиционной эстетике! Даёшь Серго, а то хоть Яшу Свердлова...

03.03.2011 в 01:10Наима Нефляшева

aseev_vissarion, а как традиции "стопорили развитие"?

03.03.2011 в 09:47aseev_vissarion

традиционное сословное разделение стопорит развитие? 

01.03.2011 в 21:15Мира

Эти плакаты имеют отношение к Кавказу?

03.03.2011 в 21:43Наима Нефляшева

aseev_vissarion, Вы так договоритесь до того, что и сильные родственные связи стопорят развитие.

02.03.2011 в 01:11Western

Прямое, Мира! Эти плакаты, увы, тоже часть истории Кавказа. Не знаю, как в Дагестане, Чечне и т.д., но в Черкесии красный цвет в своей одежде использовали дворяне. Простолюдины до подобного гламура не были допущены. В связи с чем, попробую предположить, что в ношении красной косынки дамами Черкесии был заложен еще один смысл. В Черкесии красная комынка была дважды-революционной :) Завязывая узел своей косынки, революционно-настроенные черкешенки, как бы затягивали петлю на шее феодального прошлого своего народа, воплощением которого всегда служила заносчивая адыгская знать :)

02.03.2011 в 10:54Мира

С символикой красного цвета абсолютно согласна. Слабо представляю себе наших бабушек, повязавших красные косынки - в аулах и сейчас очень консервативны (причем консервативность зачастую в одежде и сохраняется:)))), заслужить осуждающие взгляды никто не хочет. Наверное одна Гошеунай Шовгенова носила красную косынку)))

02.03.2011 в 23:26aseev_vissarion

а как изменять или отменять традиции стопорящие развитие? Инструкции довольно таки гуманные. они же не предлагали это делать пулеметами. Плохо конечно, что они одно культовое учреждение заменили на другое, мечеть на райисполком. А не театр или клуб или школу. А так всё креативно, костюмированные шествия ))). 

03.03.2011 в 23:25aseev_vissarion

если сильные родственные связи    приводят к клановости, то да

03.03.2011 в 22:36дед Ермошка

Да, следует признать, ну и тупыми же оказались большевики 20-30х. И горянку в пальто рядили, и красными косынками им косы вязали, и злого белого царя расстреляли, и у держиморд-казаков земли отняли и горцам вернули, и университеты с заводами понастроили, и народ-колонизатор в интенационалистов перевоспитали(так, что он бедолага и самого себя забыл и спился) и на тех заводах работать и в универах преподавать заставили. Вот тупые... Может лучше было оставить всё как было? Адаты, Шариат, сословность и др. пережитки средневековья. Вооружённое до зубов казачество под боком.  Думается, многих экономических, политических, военных и этничских проблем современности удалось бы избежать. Tongue out

04.03.2011 в 23:39Юсуф Бахтин

дед Ермошка (03.03 / 22:36) "И горянку в пальто рядили, и красными косынками им косы вязали, и злого белого царя расстреляли, и у держиморд-казаков земли отняли и горцам вернули, и университеты с заводами понастроили, и народ-колонизатор в интенационалистов перевоспитали(так, что он бедолага и самого себя забыл и спился) и на тех заводах работать и в универах преподавать заставили". Тут ударился Дед Ермошка о землю – и обернулся ясным соколом. Ударился ясный сокол о землю – и превратился в воробья. Ударился воробей о землю – и превратился в муху. Ударилась муха о землю – глядь, а вместо Деда Ермошки кругом одни большевики....

05.03.2011 в 17:31Gedonist

В черкесской традиции красный это мужской княжеский цвет. К примеру: пщы (князь) носит красную обувь, уорк (дворянин) желтую, простолюдин естественного для кожи коричневого цвета. Боевые куртки черкесских панцирников были часто красного цвета.

Сегодня в черкесской среде считается что "яркие" цвета "нечеркесские", но они просто были табуированы для простонародья.

А вот на счет "нового образа горянки", т.е.  мужиковатой и сильной бабы, это конечно инасилование этнических гендерных стереотипов.

Старшие мне рассказывали, что у памятника Марии в Нальчике сидел когда-то дедок и очень ругался, говоря что это не черкешенка - это позор - какая-то мужиковатая грубая баба в которой нет изящества, нет ничего черкесского. Старик был абсолютно прав - сложнео себе пребставить большее изнасилование черкесских традиционных эстетических представлений, чем этот монумент.