Индустрия брака на Северном Кавказе: гаремные тайны и современные посредницы

23 ноября 2011, 01:21

Кавказовед Георгий Дзидзария был первым советским ученым, впервые заговорившим о гаремной дипломатии – о влиянии женщин кавказского происхождения (преимущественно черкешенок, абхазок, а также осетинок и грузинок), находящихся  в гареме Великого султана и достигших определенных высот в гаремной иерархии,  на политику в отношении Турции на Кавказе. Конечно, только на эпизодические решения.

Книга Дзидзария вышла в 1970-х гг, с тех пор появилось много литературы о жизни обитательниц гаремов, о выстроенной в гареме иерархии взаимоотношений, однако гаремы по-прежнему остаются безличными феноменами османской культуры – кроме легендарной Роксоланы, мы не знаем ни имен их обитательниц, ни их лиц, ни деталей их судеб..

Термин «невольницы», которым обозначаются девушки, попавшие в гарем, носит номинальный характер и не описывает всей  сложности системы взаимоотношений, в которую попадали женщины в гареме – с султаном, с его матерью, которая управляла всей бытовой индустрией в гареме, с другими девушками, соперницами и наперстницами одновременно; с евнухами, охраняющими их жизнь и нередко поверенными в сердечные тайны, с учителями ислама, музыки, танцев и турецкого языка.

Девушек в гарем Великого Султана поставляли со всего мира..

Некоторые источники пишут, что почти все девушки из Черкесии сами желали попасть в Стамбул и выйти замуж за богатого пашу или сановника: это был способ изменить свою жизнь, вырвавшись из аскетичного горского быта в мир восточной роскоши. Иногда родители сами доставляли в Турцию своих дочерей, поэтому попадали в гаремы не только черкешенки недворянского происхождения, но и лично свободные девушки.


Османские султаны и везири гордились, когда в числе их жен и наложниц были черкешенки. Министр внутренних дел при Александре II М.Т. Лорис-Меликов в записке 1858 года подчеркивал: «Турецкий элемент сильно развит между убыхами; у редкого из них нет сестры либо дочери, проданной в Турцию; многие из этих невольниц сделались женами тамошних сановников…». М.И. Венюков также подметил что «многие черкесские семейства имели дочерей в константинопольских гаремах». Это подчеркивал также полковник Краншин в рапорте 1863 года из Константинополя: «В больших константинопольских гаремах очень много черкесских женщин, и они считают для себя честью жить в окружении своих родственников».

Попадая в гарем султана, черкешенки продвигали своих соплеменников. «…щедроты султана относительного моего семейства не ограничились моей матерью и мною, но распространились и на остальных моих родственников; все они были выписаны в Константинополь и осыпаны подарками и почестями», - вспоминал один османский паша, молочный брат турецкого султана.

Практически все турецкие султаны XIX-XX веков были рождены черкешенками, женаты на черкешенках, окружали себя черкесами. Англичанин Эдмонд Спенсер подчеркивал: “Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем – черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы”. Это обстоятельство определяло отношение их к Кавказской войне, которая велась на родине их жен и матерей. Историк Самир Хотко пишет, что в культурном плане  эти султаны были черкесами, а не турками.

Черкесская  община, сформировавшая  в Турции в результате махаджирского движения,  опиралась во многом на гаремные связи черкешенок.

Но гаремы в османской Турции являлись не только одним из каналов невидимого политического влияния кавказских женщин, но и были частью брачной индустрии.

Интересна фигура женщин, знатных мусульманок, приобретающих невольниц для последующего обучения и продажи.  Да и сами юные черкешенки, проданные в Османскую империю, достигая элитного положения в гареме, скупали на невольничьих рынках и воспитывали в своих дворцах сотни горянок.  Таких 8-10 летних девочек обучали шитью, вышиванию золотом. Все они получали религиозное образование, учились читать по-арабски и по-турецки.

Фабио Фабби. Танцовщицы в гареме.

По дости­жении совершеннолетия наиболее красивые невольницы продавались, хотя внешне это выглядело как выдача замуж, тунисским беям, египетским принцам и мамлюкским эмирам. А.Ф.Швейгер-Лерхенфельд писал, что вырастив красивую девочку-рабыню хозяйка пускала «в ход все рычаги, чтобы поместить ее в законные жены или продать какому-нибудь богачу-люби­телю... Случай к сближению найти легко, если только его ищешь. Обыкновенно собственница девушки посещает об­щественные увеселения или ездит с нею в открытом экипаже по самым оживленным улицам Стамбула. Прозрачная вуаль выставленной напоказ девушки нисколько не скрывает ее красоты. Многие из таких продавщиц нажили себе значи­тельное состояние, и у одной из них Атидже-Ханым суще­ствовал даже особый лист с обозначением цены. Из него мы узнаем, например, что некая Джемалифа была продана Хамшею Паше за1000 фунтовстерлингов; Аниферу купил на аукционе один египетский сановник за750 фунт, стерлин.; Анделиба досталась Рифат паше за650 фунт.; Афитаба Махмеду паше из Туниса за600 фунт, стерлингов; Френкису и Дильбер удалось продать за меньшие цены 170 и190 фунт, стерл... Этот список относится к шестидесятым годам нашего столетия».

Это, как говорится, бизнес, и ничего личного…

Сегодня фигура женщины, знакомящей молодых людей, по-прежнему является важным персонажем института знакомства и в целом идеологии брака на Северном Кавказе. Причем она совсем необязательно должна быть взрослой женщиной; такими посредницами могут быть и совсем молодые девушки.

Они присматриваются к молодым девушкам на свадьбах, на вечеринках и даже на похоронах, наводят справки о семье их родителей, об их репутации и хозяйственных навыках. Во многом брак, который устраивает такая женщина, это результат расчетов и практических соображений. Женщины на первом этапе знакомства могут быть и посредниками между девушкой и молодым человеком, устроить, как бы невзначай, первую «случайную встречу».

Поскольку география миграций кавказцев расширяется, молодые люди уезжают работать и учиться в Штаты, Европу, в российские города, но юноши, уехавшие учиться и работать за пределы Кавказа, все же предпочитают привозить невесту с «родины предков», как сказал один мой знакомый, роль таких «свах» будет неизбежно возрастать, они уже протянули нити своего влияния вплоть до Сургута, где многие молодые кавказцы работают в нефтяной промышленности, и Европы.

28.11.2011 в 13:29Наима Нефляшева

никак не пойму - о чем Вы? в чем та самая мысль?

23.11.2011 в 21:05mia

может абхазы и давали не знаю 

все может быть 

 

23.11.2011 в 21:19Наима Нефляшева

эта история, по-моему, как-то не очень имеет отношение к теме поста))Улыбаюсь

23.11.2011 в 21:03mia

у адыгских племен было воровать людей , но чтобы добровольно туркам в 10-ые жены это не реально )

 

23.11.2011 в 21:04Наима Нефляшева

А какая у Вас версия? а в источниках пишут, что замужество в Турцию воспринималось даже знатными черкешенками как удачная партия. И Самир Хотко об этом писа в своей книге)

23.11.2011 в 21:17Наима Нефляшева

а почему Вы думаете, что положение женщины в гареме, тем более достигшей высот в гаремной иерархии, было рабством?

23.11.2011 в 21:20Наима Нефляшева

Он не Хатко, а Хотко) У него есть книга "История Черкесии" - там об этом написано. И книга "Черкесские мамлюки", где впервые история черкесов на Кавказе и история черкесов на Ближнем Востоке и в Египте описаны как одна общая история. Так что очень рекомендую)

23.11.2011 в 21:27mia

да, конечно, ты права,  не имеет,но мораль басни такова,разве если это правда что чуть ли не черкешенки были решающим звеном в турецком правлении , то от куда такое отношение к мухаджиром, не ужели они бы не могли потребовать от своих пашей и султанов более мягкого отношение к своиму народу который не посвоей воле оказался на тюрской земле ?????????

23.11.2011 в 23:04Мира

не знала, что существовали целые предприятия по подготовке к гаремной жизни. напомнило фильм "Мемуары гейши"

23.11.2011 в 22:09mia

изначально это все было большой интригой в которую вовлекли наш с вами народ 

а статья 4-

имхо

23.11.2011 в 23:00Мира

может быть ко времени мухаджирства  влияние черкесской крови и черкесских женщин на политику Турции было уже не таким сильным? ведь в том же Египте династия мамлюков, о которой писал Самир Хотко, также закончила свое существование. В любом случае согласна с тем, что пост совсем о другомПодмигиваю

23.11.2011 в 21:32mia

вооще полезно читать книги кавказких советских  писателей 

23.11.2011 в 21:17mia

я вам расскажу одну замечательную историю рассказанную мне моим старым адыгам который живет турции 

когда мухаджиры уехали обещанное им не предоставили, что и стоило ожидать от тюрских псов, молодых заставили заселять приграничные зоны с болгарией 

так вот когда их там заселили , и им не чем было обрабатывать и вспахивать земли , наши предки крали молодых крепких тюрков, запригали их  и в перед с песней пахать землю , смешно но правда))

23.11.2011 в 21:11mia

представьте логически, разве  народ который как ни кто другой наверное во всем мире уважал и ставил честь слабого пола выше любой жизненой цели мог продать или добровольно отдать на всегда в рабство в гарем женщин, народу которогу изначально адыги называли собачим народам, добровольно нет , а вот система того времени и много обстоятельств вынуждало может быть идти на крайнее меры , и то...... 

23.11.2011 в 21:01mia

статья противоречивая , может быть это одна из версий , но ту версию которую я знаю совсем другая 

 

23.11.2011 в 21:51Наима Нефляшева

они, конечно. вряд ли были "решающем звеном", но определенное влияние на султанов имели. А "требовать" тоже, скорее всего, многого не могли - они сами были вовлечены в хитросплетения гаремной жизни и были объектами интриг; то могли, то и вытребовали)

23.11.2011 в 22:43Наима Нефляшева

все-таки с четверкой с минусом можно переходить на следующий курс))) хотя бы не оставили меня на осеннюю пересдачу)

24.11.2011 в 12:42asiyat1

У Наимы написано все очень как-то положительно о гаремах и том, что в них состояли черкешенки. а я считаю, что эти факты позорные. то есть позор не для черкесов и других народов а позор тех правителей, которые устраивали этот разврат. по другому это не назовешь

23.11.2011 в 22:39Western

А я статье ставлю 5! Потому что наконец то есть повод посмотреть на гарем изнутри, а не с позиций советских писателей. Баграт Шинкуба, несомненно, великий писатель и его роман "Последний из ушедших" должен быть настольной книгой любого адыга и абхаза. Но он написал художественный роман. То, как черкесов приняли в Османской империи и почему уже на Турецком берегу от голода и болезней люди продолжали погибать тысячами -  вопрос не такой уж однозначный, что бы можно было на него ответить просто по детски "турки - плохие"? И какое отношение к теме статьи имеет этот вопрос? Гаремы турции - это не публичные дома, а скорее институты благородных девиц. Нет ничего удивительного, что многие черкешенки мечтали в них оказаться, т.к. это обеспечивало им безбедное существование и радужные перспективы богатого замужества. Конечно же, это явление обеднило черкесский генофонд в очень большой степени. Увы, реалии прошлого не соотносятся с пониманием и оценкой прошлого :(

24.11.2011 в 14:06Gor

ну да, великий князь Владимир Святославич  был сыном рабыни. А с христианством пришли моногамные браки.

24.11.2011 в 13:44Наима Нефляшева

asiyat1, я старалась писать нейтрально). гаремы - это феномен культуры, не только османской, это символы власти правителя, устроенные так строго, что некоторые иследователи пишут, что они напоминают закрытые пансионы для девушек.  В "Повести временных лет" и других русских летописях, кстати, есть свидетельства того, что и русские князья имели не одну жену и не были обделены женским вниманием.

24.11.2011 в 13:58Gor

в Герое нашего времени, помнится, княжеский сын за скакуна, готов был для Казбича выкрасть свою сестру - Бэлу )).. так, что если верить Лермонтову - черкесы как никакой другой народ в мире, уважали хороших лошадей Крутой

25.11.2011 в 09:59asiyat1

Извините Наима. трудно назвать это безобразие частью культуры

25.11.2011 в 18:26mia

гарем-это не феномен культурный , а отсутствие морали этики и разложение общества. Почему щас в турецком обществе не наблюдается гаремов?

европейское присутствие сыграло весомую значимость 

гаремы до сих пор  в афганистане есть в пакистане есть в ряде африканских стран есть на мысль не наводит ни какую ?

28.11.2011 в 13:24Наима Нефляшева

смотря что считать культурой Улыбаюсь

23.11.2011 в 21:18mia

с  самиром хатко я не знаком