Хиджаб на Северном Кавказе: назад в будущее

28 ноября 2011, 19:24

Тема хиджаба на Северном Кавказе становится все более острой. Где-то ношение платка, как  в Гимрах в Дагестане, воспринимается как норма и как незыблемая традиция,  в Чечне платок поощряется на уровне первых лиц государства и даже вводится как дресс-код, а где-то становится препятствием при устройстве на работу.

Моя знакомая, получившая прекрасное образование в Москве, вернувшись домой, в одну из республик Западного Кавказа, уже пару лет не может найти адекватную работу именно из-за того, что носит хиджаб – об этом ей открыто говорили потенциальные работодатели, а родственники даже гневно призывали ее снять платок – настолько она в своем одеянии им кажется резонирующей  с привычной средой. На КУ в 2007 году был снят сюжет о двух молодых женщинах в Азербайджане, которым не разрешали фотографироваться на паспорт в косынках и, таким образом,не имея возможности получить паспорт, они не могли найти работу, голосовать, зарегистрировать свои отношения в браке. В Дагестане, в Южно-Сухокумске женщинам запрещали фотографироваться на паспорт в хиджабе, и по этой причине многие вынуждены ходить с просроченными паспортами.

Для обывателя, незнакомого с исламом или находящегося во власти медийных стереотипов об исламе, хиджаб – это чуть ли не символ угнетения женщины, еще и указывающий на ее потенциальную опасность как террористки – многие громкие теракты последних лет в России совершены молодыми женщинами, покрытыми в хиджаб. Хава Бараева, "черные вдовы" Норд-Оста, девушки, взорвавшие метро весной 2010 года..

Быть в хиджабе – это сегодня где-то и риск добровольного вхождения в среду, где укрытая женщина становится подобной осажденной крепости, обороняющейся по своим законам.

Что такое хиджаб для современных мусульманок на Кавказе? Это следование  традиции, предписывающей скромность? Это своеобразный способ «спрятаться» в своем маленьком укрытии, отгородившись от порочности внешнего мира? Моя знакомая профессор К. Магдали пишет, что современный хиджаб «это и абсолютно современный  политический жест».

На западном Кавказе зарождается мода на хиджаб – в этом регионе Кавказа, который стал объектом исламизации довольно поздно по сравнению с Дагестаном и где в традиции доисламского поведения женщин культивировались самодостаточность и независимость, число укрытых девушек растет в геометрической прогрессии. Расцветки их хиджабов похожи на современную турецкую традицию; хиджабы, как правило, ярких жизнерадостных цветов и вообще гармонируют по цвету с одеждой, и часто даже изысканны. Так обстоит дело, например, в Майкопе, где еще 5 лет назад укрытых девушек можно было посчитать по пальцам.

Такие женские образы мусульманок становятся распространенными на Западном Кавказе

Из всех северокавказских республик Дагестан отличается тем, что здесь больше, чем где-либо, хиджаб выбирают образованные и владеющие современными профессиями молодые девушки, таким образом, подчеркивая, что они хотят сохранить свою исламскую идентичность, но в то же время выбирают образование и самореализацию.

Почему женщины вернулись сегодня к хиджабу на Кавказе? И есть ли это действительно возвращение к традиции или какой-то новый код, который можно прочитать в «старых одеждах»? Сегодня много пишут об архаизации кавказских обществ, о возвращении традиционных институтов саморегуляции жизни – шариатских судов, комиссий по примирению кровников, о радикализации исламских джамаатов. То, что женщины на Кавказе выбирают хиджаб – это не есть свидетельство архаизации общества, хиджаб – это протестный жест против западных ценностей, против либерализации, против ломки привычных ролей в семье и в общественном пространстве. Это новый смысл в знакомом и известном облачении.

«Нынешняя хиджабная идентичность -  лишь игра в архаизацию», - пишет все та же Карен Магдали. Хиджаб есть и показатель принадлежности к новой глобальной системе ислама, в которой глобальное преодолевает этническое.

Так или иначе, хиджабизация Кавказа будет продолжаться. Стоит вспомнить, что когда-то и хиджаб сам по себе был новой традицией. В Дагестане, например, он был созвучен, но вытеснил такие головные уборы…

Аварская девушка в нижнем и верхнем платках, широкой накидке. Селение Хиндарх близ селения Гуниб (Дагестан). Аварцы. 1883 г.

А на западном Кавказе так и не составил конкуренцию многочисленным видам девичьих шапочек в XIX -начале ХХ века,но зато активно завоевывает свои позиции в ХХI веке.

Поясной портрет абазинки. Карачаево-Черкесия. Абазины. Фотограф Ф. Орден.1897 г.

28.11.2011 в 21:38mia

когда нить точно ........ но .....

28.11.2011 в 19:54mia

нашение хиджаба на кавказе острой ни когда не была, а вот последние 10 лет пытаюстя сделать таковой.  Когда народ беден, особенно умом, как в нашем случае, обобщаю в целом весь кавказ, то такие проблемы как нашение хиджаба всегда будут острой. Этому нельзя удивляться. бедность это не порок, это болезнь и надо лечить наши народы. 

29.11.2011 в 19:48Мисост

Ничего хорошего в этом не вижу, идет ассимиляция наоборот, в форме исламизации, умный заметит, что речь о национальной самоидентификации даже не стоит, Нима не упомянула, что наши горе-прповедники наезжают уже на лезгинку и местные ансамбли, что интересно будет дальше? Смотришь дагестанские свадьбы даже на ютюбе - ни одного национального платья (Осетия и Кабарда в этом плане еще не сдают позиции), все европейские, либо черные закутанные никяхи.

 

12.01.2012 в 07:27don pedro

Это Вы свою паству этим лечите, увыжаемый пользователь Мусульманин.

Выдумано это людьми и для людей в гимнофобской семитской традиции - не более.

12.01.2012 в 07:30don pedro

http://www.psychologos.ru/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B4

Бред  

 

Бред — совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет). Компонент продуктивной симптоматики при шизофрении и иных психозах.

Принципиально важно, что бред — проявление заболевания мозга человека, является расстройством мышления. Его лечение в рамках современной медицины возможно только биологическими методами, то есть лекарствами.

К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского — Клерамбо, в котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.

Бред изучается отраслью медицины под названием психиатрия.

Виды Острый

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен дляшизофрении.

Интерпретативный

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

Галлюцинаторный

Галлюцинаторный или «чувственный» бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия. Это бред образный, с преобладаниемиллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома: параноидный синдром, паранойяльный синдром и парафренный синдром. Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя: 1)возникновение на "болезненной" почве, т.е. бред - является проявлением заболевания, 2)избыточность по отношению к объективной реальности, 3)отсутствие коррекции,4)выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а так же культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред);
  • бред отношения — больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему;
  • бред реформаторства;
  • бред любви (синдромом Clerambault) — почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней);
  • религиозный бред;
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред);
  • бред сутяжничества (кверулянтства) — больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству;
  • бред ревности — убеждение в измене сексуального партнёра;
  • бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т.п.
  • бред ущерба — убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту);
  • бред отравления — убеждение, что кто-то хочет отравить больного;
  • нигилистический бред (характерен для МДП) — ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира;
  • ипохондрический бред — убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого);
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.
Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

1) один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;

2) у них имеется необычно тесное взаимоотношение;

3) имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз.

13.01.2012 в 00:01Мусульманин

Увыжаемый don pedro! Судя по бреду, который вы не к месту тут подсунули лечением от бредовых идей паствы занимаетесь вы, а я же скромно веду исламский образ жизни. От того что кто-то не верует или отрицает требования Всевышнего никому не делается, кроме самого неверующего. Простое дискутирование кто прав,а кто заблуждается на странице блога без разрешения автора это по крайней мере будет не скромно с нашей стороны. Да и ни к чему это не приведет, потому как очень силен тот стереотип построенный антиисламскими СМИ, что от него избавиться как раз и нужен доктор, способный избавлять от бредней.

 

14.01.2012 в 04:31don pedro

Понимаю, что энциклопедическая статья о бреде с точки зрения религиозного человека, ведущего здесь свою пропаганду,  есть "не к месту подсунутый бред" - не для Вас ее запостил. Остальные же найдут все необходимые симпотомы в рассужденриях о "запретах Всевышнего" и пр. сказках. Гугл даст им возможность изучить тему самостоятельно, без "антиисламских СМИ" и нас с Вами, коли они вообще увидят сей топик.

"Скромностью" же от Ваших постов выше как минимум не веяло, впрочем, как и от последнего: знакомая пафосная речь, впрочем мало пронимающая.

Но разговор этот естественно бесполезен для нас обоих - здесь Вы правы. Развлечением его также считать сложно. Поэтому всего самого доброго.

11.01.2012 в 11:09don pedro

Вся Россия "больна невежеством, бедностью, насквозь пропитаны гниением  коррумпированной клановости." 

11.01.2012 в 11:08don pedro

Правила хиджаба в корне противоречат черкесским эстетическим установкам. Хотя бы в вопросе такой доминанты как подчеркивание талии.

Так что никакое это не "возвращение к истокам", а просто новая субкультура: кто-то носит фиолетовый ирокез и пирсинг, а кто-то - хиджаб. Правда первые, почему-то, не верубуются в дуры-"шахидки".

12.01.2012 в 02:23Мусульманин

Уважаемый автор! и все остальные. Не забывайте, что ношение хиджаба это не  прихоть женщин, или мужчин, "жестоко их угнетающих", а требование Всевышнего Аллаха. И уверовавшая в Аллаха обязана ходить покрытой...и без никаких "подчеркиваний талий". В исламе разрешено ходить оголенными лишь не свободным (рабыням, наложницам и т.д) женщинам. Также вынужден касаться темы шахидок, или преследование мусульманок Саркози и тому подобными. Ни одного доказанного взрыва, совершенного мусульманками нет. И не  мусульмане взрывают мирных людей в России и Америке. Это те, из властьимущих кому необходимо поднимать свои рейтинги, оправдать последующие вторжения и уничтожения от нескольких сотен тысяч до миллиона мусульман. Не буду приводит примеры так как в интернете любой ищущий сам их найдет...  

12.01.2012 в 02:40Мусульманин

...и не обяснимо позиция женщин, которые говорят, что веруют, и при этом ходят раздетыми одетыми (одетыми в полуголые одеяния), тем самым нарушая запреты Всевышнего. А нарушение запретов Всевышнего человека приводит отступлению от веры. И к сожалению тут нет компрамиссов. Для сведения: такие же требования к одеяниям женщин имеются в иудейских и  христианских писаниях...Они не удержались (манахини и прихожанки не в счет)...теперь чередь наших женщин. Дай Аллах нам силы не сбиться с истинного пути

28.11.2011 в 21:19Наима Нефляшева

mia, так хиджаб воспринимается как символ угнетения в последние годы, а Вы почему-то вспомнили Кавказскую войну)))

28.11.2011 в 20:22mia

согласен тока с тем что спору нет, в дагестане чечне  ингушетии таких острых проблем нет, как у твоей подругой из черкеска.  Это ведь остра в кбр кчр и майкопе. связанно это с тем что, кто там у власти? те же коммунисты которым внушали что нет бога, нет религии, и любая вера в него это опиум для народа. проблемы связанные с хиждабом это не проблема, а вот проблема в том что всякий обыватель верит тому что пишут и показывают сми, и продажные журналюги ))))

28.11.2011 в 20:27mia

хиджаб обязаны с точки зреня религии и его понимании носить каждая верующая , не важно ислам хрестянство или иудаизм, везде на это есть твердое упоминание. от того что если на кавказе все начнут носить хиджаб, не уверен что все готовы жить по шариату, это разные принципы .

28.11.2011 в 20:29mia

на кавказе больше проблем чем связанные с хиджабом

28.11.2011 в 20:13mia

твоя подруга не права,  ношение хиджаба - это не мода , преднамеренное подражание древним формам искусства(архаизация), это всего лишь ее понимание и не более. Меня всегда удивляет что, допустим Кавказ обсуждают не кавказцы, ислам обсуждают люди которые долеки от ислама, а всего лишь читали книжку политиздата 1984 года и по ней судят. Платок всегда был на кавказе, тем более у адыгских племен когда два джигита скрестят мечи, их мог остановить брошенный между ними платок.  

28.11.2011 в 21:31Наима Нефляшева

В прошлый раз была четверка с минусом, а теперь уже с плюсом) так и до пятерки когда-нибудь дотяну)

28.11.2011 в 21:14mia

статья 4+

имхо

28.11.2011 в 21:18Наима Нефляшева

А Вы знаете, Deniza, мне совсем не смешно, когда девушку, только потому что на ней хиджаб или косынка, тащат в какое-нибудь районное УВД Москвы для идентификации личности. Таких случаев сколько угодно. Возможно, для Вас это и условности, но Вы убедите в этом мусульманок, для которых иногда пройти по улицам мегаполиса - целая проблема.

28.11.2011 в 20:17mia

если для обывателя хиджаб – это чуть ли не символ угнетения женщины и признаки терроистки , то как можно назвать казачек которые за малую плату выходили на места битв, и отрубали голову мертвым черкессам, прочтите солдатску славу голубова 1948 года

29.11.2011 в 01:52Deniza

По поводу УВД абсолютно не смешно. Я совершенно другое имела в виду, видимо, не сумела мысль донести. Конечно, каждый имеет право носить всё, что считает нужным. Просто, оказывается, люди ТАКИЕ все разные, ну совершенно параллельные порой. Обидно...

28.11.2011 в 20:27Deniza

Спасибо,  как всегда, очень интересно!

А сказать хочется вот что: все народы когда-то ( в том числе и представители так вами не любимой западной цивилизации) что-то такое носили и даже в рубище ходили и т.д., но возврат - не есть хорошо, это не прогресс, это - регресс. Оправдания можно придумывать какие угодно, но цель движения- идти вперёд, иначе (в лучшем случае) топтание на месте. И вообще: всё это - условности, форма не заменит сождержания. А придавать на полном серьёзе такое значение форме одежды, как будто это главное, смешно даже как-то. Может, действительно, вся важность этого только жителям СК понятна, но они ведь ещё и в РФ живут, и в мире, и на планете Земля. Может, шире посмотреть как-то. Прошу прощения, если кого обидела, просто захотелось мнение изложить.

28.11.2011 в 21:36mia

ношения хиджаба это один из признаков и причин того что мы щас наблюдаем на кавказе , вот вам и кавказкая война , допустим нальчик до 2005 года, причины вспомните , а что сейчас имеем? 

 

28.11.2011 в 23:33Valan

Западные ценности так плохи , но сотня тысяч кавказцев любыми путями жаждут зацепиться за этот самый Запад.  Арабы, афганцы, пакистанцы атакуют Европу, Америку, Австралию.

Кавказские общества больны невежеством, бедностью, насквозь пропитаны гниением  коррумпированной клановости. Мы, по болшому счеты лишины элементарных человеческих прав на жизнь ,свободу и собственность. Нас в скоросном лифте опускают в средние века под улюлюканье безграмотных невежд.

Отсталые общества характеризуются закрытостью, женщины заворачиваются в покрывало и низводят себя до собственности, мужчины дичают, в инстинктах своих приближаются к приматам.  Надеюсь до уровня Афганистана Кавказ не опустится, если тому суждено то пусть это произойдёт после моей смерти.) 

28.11.2011 в 21:40mia

это не вам должно быть не смешно, а тем гоям, на которых конституция возложила обязанность защищать права граждан вне зависимости от их вераисповедания 

13.12.2011 в 13:06nmd
На Кавказе носили платки, а не арабски хиджаб!
28.11.2011 в 20:28mia

Данизат 5+))