Тегеранские дни: два аэропорта

09 октября 2014, 15:06

Начинаю серию рассказов о моей поездке в Тегеран. Не знаю, сколько в этой серии будет сюжетов,  наверное,  не меньше шести, а может и больше. Не спланировалось еще в голове. В прошлый раз, весной,  когда на праздник Новруз  я махнул в Ардебиль и Тебриз, вначале думал описывать  увиденное хронологически, то есть последовательно рассказывать о днях в Южном Азербайджане.  Но потом повествование само собой  вылилось в тематические рассказы – о политике, городах, людях этих городов. Наверное, так будет и в этот раз.

Почему поехал (полетел) в Тегеран?  В Европе я был, и в бывшем СССР полетал-поездил, дважды гулял по Эмиратам,  трижды по Турции, но такого интереса как к Ирану, у меня там не было.  Наверное потому,  что государство и общество Ирана закрыты,  на телеканалах их не показывают или делается это коротко и очень предвзято, а газетные статьи все посвящены антииранской политике США.  Представьте,  что Америку я видел на экранах и страницах так много и  разно, что за свой счет никогда туда не поеду.  Только в Лондон хочется.   Более  в Европе (за свой счет, конечно) мне делать нечего.

Тегеранские репортажи начну с бакинского аэропорта, так как все путешествия начинаются,  как известно,  с ворот.  Здесь и дальше увиденное буду невольно сравнивать с Баку и Азербайджаном.  Так интересней мне и уважаемым читателям.

Обычно я приезжаю и отъезжаю из бакинского аэропорта на такси.  20 манат туда и столько же обратно – даже по бакинским меркам недешево.  1 манат почти равен 1 евро. Рассчитав, я решил на этот раз приехать на своей, припарковать ее на аэропортовской площади и на ней же вернуться.  Стоимость парковки в сутки там 5 манат. За 4 дня я заплатил столько, столько дал бы таксишнику в один конец.

Припарковался и забыл, что аэропорт переехал в новое здание!  В прежнем – еще почти новом и  гигантском-модерновом,   теперь принимают и отправляют внутренние рейсы. Зашел прежнее  здание,  а в нем пассажиров почти ноль. Лишь один у стойки регистрации, да и работников не видно. Хорошо, что новое здание, где обслуживают зарубежные рейсы,  совсем рядом и фасадом  выходит на ту же площадь.

В новом здании аэропорта я впервые.  Красиво, эффектно, стильно. Строить наши умеют.  Фотографии не обманывают. Но не научились еще работники стильных, современных офисов вести себя подобающе эффектному зданию. Если не обращать внимание на форменные зеленые кители и фуражки с высокой, как у гестаповцев тульей, наши молодые таможенники вели себя как торговцы на Черкизовском рынке. Один кричал что-то товарищу, хотя правильней было бы подойти  и сказать  тихо, не раздражая пассажиров. Другой издали спрашивал,  не угостит ли его коллега чаем-кофе. Да так громко, что нельзя было не  оглянуться на обезвоженного юного государственного чиновника.  Руки у всех в тесных брючных карманах.  Ручной бильярд, как я понял, у этих ребят самый популярный.  Ну и конечно,  смачные мужские поцелуи, с громким шлепком дружественных ладошек.

Как к этому относиться? Назовешь  петухами –  обидятся и полезут в драку, но целоваться в губы,  да еще в обществе?  Я не против: если у вас такие интимные страсти и в вашем ведомстве они  приветствуются,  делайте друг с другом что хотите, но для этого же есть закрытые помещения.  А здесь вокзал, кругом пассажиры  с детьми…
Хочется, чтобы главный начальник чиновников, служащих в аэропорте им. Г.Алиева, прочитал эти строки и понял:  профессиональная подготовка персонала его службы заключается не только в определении фальшивости оттисков печатей  в паспортах. Вести себя достойно и главное, скромно, тихо, не  становиться центром внимания пассажиров, а быть по возможности незаметным и полезным  - вот в чем должно заключаться профессиональное мастерство.  Все-таки вокзалы,  уважаемый главный вокзальный чиновник,  и улочки на бульваре -  очень  разные  общественные места, предполагающие разную манеру поведения.

Сели в самолет, выйдя из широкого автобуса.  Гражданский самолет Embraer-195 производства Бразилии  вполне хорош, соответствует эконом-классу. Четыре ряда широких кожаных сидений, причем колени в спинку переднего сиденья не упираются.  За 1 час 10 минут полета по маршруту Баку-Тегеран нас вкусно накормили и напоили.  Салон самолета был на треть пустой, так же и на обратном пути.  Я даже могу сказать точно, так как слышал разговор бортпроводников. Возвращались из Тегерана в таком же самолете 61 человек, при минимальной вместимости лайнера в 98 пассажиров (последняя цифра взята из интернета).

И вновь об азербайджанском персонале. Почему-то половина бортпроводников у нас молодые мужчины.  Может, так и надо,  в критической ситуации они сумеют запаковать буянящего пассажира, а террориста застрелят точно в глаз. Но в общении с пассажирами этим бугаям, как я понял, неуютно.  На пути в Тегеран демонстрировать в салоне пассажирам способы самозащиты при авариях поручили одному такому парню.  Надо было видеть, как ему было неуютно и даже стыдно от того, что вынужден выполнять «женскую работу».  Он маялся, мялся, раздвигал руки вяло,  только обозначал, причем быстро и отрывисто какие-то действия по заполнению воздушного мешка воздухом и показывал прочие манипуляции крайне неохотно. При этом с широкого борцовского лица не сползала приклеившаяся виноватая улыбка, так и говорящая зрителям:  ну не мое это дело,  я в первый раз, проводница больная и мне поручили, конечно, я смешон, но что мне делать,  вы бы показывали лучше?

Первые мои снимки территории Ирана с высоты

Уважаемый гендиректор «Азербайджанских Авиалиний» Джахангир Аскеров!  Прошу вас обратить внимание на поведение персонала в здании аэропорта  и профессионализм бортпроводника самолета на рейсе Баку-Тегеран, 4 октября 2014 года!  Я понимаю – парень хороший,  успешно сдал экзамены и принят в «АЗАЛ», и конечно,   деньги и родственные связи его родителей никакой роли при этом не играли. Да мне и нет разницы,  что происходит в подчиненной вам компании. Но до тех пор, пока это не касается безопасности, самочувствия и комфорта  пассажиров. Мне не нравится видеть, как смачно целуются ваши подчиненные и  сознавать,  что им  страшно не хочется объяснять мне правила спасения при самолетной аварии.

Наконец, мы приземляемся в тегеранском аэропорту им. Имама Хомейни. При посадке Embraer сильно тряхло и качало в стороны. Поинтересовавшись в интернете характеристиками этого самолета узнал,  что такое поведение свойственно бразильской  машине. Черт с ними, качаниями, главное,  что все целы и зубы на месте.
Иранская действительность встретила прямо на бетонке местного аэропорта. После глянца бакинских машин спецтехника в аэропорте Тегерана удивила  своей старостью и побитостью. Как будто все эти подъемники,  транспортные и багажные машины  купили на европейской машинной свалке.  Все в них  работало и двигалось, но внешний вид уж очень непрезентабельный.

Пассажиры нашего рейса вошли в старое и огромное здание аэропорта, сильно похожее на московский «Внуково»,  и выстроились к нескольким пограничным пропускным пунктам.  Все женщины уже были в платках, причем я заметил, как  летевшая со мной иранская молодая дама с интересом следила, когда покроет голову гражданка Азербайджана явно распутной наружности.  Я тоже уставился. Силиконово-губастая  опытная  женщина накинула капюшон на окрашенные «в блондинку» и приклеенные  к своим накладные волосы  сразу, как вышла из самолета, только ступив на трап.  В Иране женщинам выходить на улицу из дома, находиться с чужими мужчинами в одном помещении с непокрытой головой строго запрещено.

Выстроились для пограничного контроля, и сразу же местные женщины,  по одежде явно провинциалки,  сели на грязный пол вместе с детьми.  На них уставились иностранцы, удивился и я,  даже сфотографировал. Это был мой первый снимок в  Тегеране.  Потом, когда регистрация стала похожа на пытку,  так как каждого пассажира бородатые иранские пограничники проверяли 10-15 минут,  молча уставившись в экраны своих компьютеров,  юмор иностранцев ослабел.

Потом сели на пол иностранки.

Мы тихо возмущались. Я узрел в происходящем неуважение иранского государства к нуждам и правам отдельного человека и старое программное обеспечение компьютерных программ в ИРИ. Стоящая рядом гражданка нашего Азербайджана моим словам возмутилась, указав на высокие стандарты социальной и медицинской защиты в ИРИ. Я и потом не раз убеждался, что в одних случаях будучи в сравнении с нами отсталой страной, в других параметрах Иран опережает Азербайджанскую Республику.

Я ходил по залу, все больше убеждаясь, что мое пребывание в аэропорте Тегерана будет дольше, чем воздушный путь между двумя нашими столицами.
В очереди стояла группа туристов то ли из Японии, а может из Южной Кореи.  Стало душно, и один из юго-восточных  азиатов скинул с себя короткую кожаную куртку, оставшись в черной безрукавной майке. Оказывается, иранский пограничник перед компьютерным экраном не спал, а одним глазом следил за нами, так как его реакция последовала скоро. Грубым окриком он указал  пассажиру привести себя в вид, подобающий чести пребывания на территории Исламской Республики Иран.   Гость подчинился, у него и не было другого варианта. Короткое шоу быстро кончилось,  и мы опять ждали...

Азербайджанцев буквально спас пограничник, усевшийся в будку с надписью Iranian –  то есть для иранцев.   Наши ушлые ребята перешли к ним из очереди для иностранцев, а иранец стал быстро, кажется даже не пользуясь компьютером, ставить свои штампы в паспорта. Я тоже перескочил в новую очередь и меньше чем через 5 минут стоял перед  двумя  иранскими пограничниками. Первые граждане Ирана, с которыми я увиделся и общался,  были местными азербайджанцами.  Мы мило побеседовали на родном для нас троих языке, я поздравил их с праздником, спросил место стоянки такси и стоимость проезда, они мне ответили, улыбнулись и пожелали приятно провести время.

Как хорошо встречать земляков в Иране! Азербайджан – обширная земля.  Малая ее часть находится в Азербайджанской Республике, где живет 9 с лишним миллионов людей  разной национальности.  Большинство азербайджанских тюрок  постоянно проживают в иранском государстве, составляя второе по количеству  этническое аборигенное население ИРИ.  Наших в  этой стране около 24% из более чем 70 миллионного населения.  То есть около 17 миллионов  иранских азербайджанцев,  - сообщают справочники.  У нас говорят, что на  самом деле в ИРИ  около 30 млн. этнических азербайджанцев,  просто  часть из них,  особенно живущие в столице, зарегистрировали себя  персами (фарсами).

(Продолжение следует)

10.10.2014 в 15:54..БэнДжойс..

)Угу...Боюсь что у Людмилы прозрение так и не наступит...)Такие как младенцы верят,что Россия применила ядерное оружие...)

10.10.2014 в 09:39..БэнДжойс..

Очень сомневаюсь,что она сама видела чисто-поле со скирдами,а в них рассийские танки...)

09.10.2014 в 22:16..БэнДжойс..

Кямал,тебе как бальзам на душу...)Амнистия не уточнила,что танки на границе с Луганском,находятся на Российской территории...)Или не имеют права?)

09.10.2014 в 16:10Amnistiya

Недели две назад моя подруга побывала в Баку ...впечатления весьма противоречивые

09.10.2014 в 16:09Amnistiya

Дорогое у вас такси, однако...

09.10.2014 в 20:25Amnistiya

Передвигалась подруга на машине...с супругом (он азербайджанец)... Безусловно, центр Баку впечатлил... Отметила, что окраины запущены, грязно; правила дорожного движения никто не соблюдает; цены в гостиницах запредельные...

родовое поместье супруга ее - на границе с Дагестаном... Вот там ей очень понравилось

09.10.2014 в 20:32кямал али

она права

09.10.2014 в 21:46Amnistiya

Окраины Баку - фигня...в сравнении с тем, что ей пришлось пережить... Она решила заехать к сыну, который по официальным данным, служил срочно в Дагестане ... В результате долгих поисков и скандалов нашла сына на границе с луганском ... По ее словам: поле, ничем не примечательное...снопы сена...а там затихарилась танковая дивизия... ) Баку ей показался раем ... После...

10.10.2014 в 17:22Amnistiya

Бэн, у меня нет оснований лгать... Событие имело место быть... Парень-срочник оказался там... Численность составов (рота, взвод, полк, дивизия) за пределами моего понимания) иной раз спрошу у знающих людей, ответят они, и тут же забываю)

Упомянутое событие имело место быть... Не важен численный состав... Вопрос в том, что там делал срочник? И почему так откровенно лгали его родне?

10.10.2014 в 15:25Amnistiya

Бэн, маленькое уточнение... Танки не в сене были, и не в скирдах))

там все намного прозаичнее... Окопы и рвы... Последнее мать срочника наблюдала лично))

10.10.2014 в 11:41..БэнДжойс..

Кямал,почитай очередной бред...)Реально нужна психиатрическая швыдка медична допомога...)

09.10.2014 в 16:09Amnistiya

Прикольный пост)

09.10.2014 в 23:50..БэнДжойс..

Кямал,это еще не факт,что это правда,тебе наверняка знакомы армейские байки,точнее байки солдат в разговоре с родными знакомыми...)Повысить собственную значимость и трудности службы...)Солдат служивший в РВСН,который кроме караула и нарядов по столовой,пишет родителям что он сидит и ждет приказа чтобы нажать кнопку пуска ракеты...))Ну или подобное.Вот скажи,кто будет прятать танки в солому?))Когда есть маскеровочные сети и накидки от радаров?)Амнистия конечно не при чем,она пересказала что поведал ее подруге сынуля,но ты то взрослый человек...Или все пройдет когда надо Россию обхаять?)Чесслово несерьезно...Извини.

10.10.2014 в 07:37..БэнДжойс..

Часть конечно могли перебросить,но так поступило бы ЛЮБОЕ государство,когда на сопредельной территории вооруженный конфликт.

10.10.2014 в 09:52..БэнДжойс..

Вспомнилась довоенная советская пропагандистская хроника,типа"Броня крепка и танки наши быстры"...)Когда три танкиста танка т-26,получив приказ,убирают маскировку в виде веток...)

10.10.2014 в 09:54..БэнДжойс..

У украинской армии солярки не хватит перейти границу...)По любому,если есть интерес к ситуации со стороны НАТО,надо быть готовым ко всему.

10.10.2014 в 10:03..БэнДжойс..

Просто ,как ты выразился малютки,защищают землю на которой живут.Это особый стимул.,и не забывай,что есть такое понятие как миротворческий контингент,и когда он подвергается нападению,то уж извини...Лебедь молдован Христом Богом просил завязывать,не помогало,ну тогда и врезал,что до сих пор юшка из носа у некоторых течет...И правильно сделал.

10.10.2014 в 17:37..БэнДжойс..

Амнистия,вы лицо пересказывающие событие,у вас действительно нет никаких оснований.Дело в том,что я не знаю вашу знакомую.)И ее взгляды на происходящее...)Да ладно...Забыли...)Тем более сынуля жив-здоров.

10.10.2014 в 09:45..БэнДжойс..

Для чего их тогда прятать в солому(!!)если любая мамаша может лицезреть чудеса маскировки и расскрыть военную тайну...)

10.10.2014 в 16:50..БэнДжойс..

Амнистия,у меня нет оснований не верить вашей знакомой,но немножко странно,что на границу под Луганском отправляют войска с Дагестана,у нас нехватка войск в Ростовской,Воронежской,Волгоградских областях?)И даже танки есть)Как то нелогично...Хотя как сказать,есть же поговорка про неадекватную собаку,для которой шесть верст-не крюк...)В том же Новочеркасске танковый полк,или его на место ребят с Дагестана,за 1000км?)Рррокировочка.Очень даже может быть.)Что то ваша знакомая не договаривает...Хотя не спорю,наши у границы стоят.Да,еще...Может быть слово"дивизия"озвучено в количественном контексте?Вроде как аналог слова"уйма"?В России одна танковая дивизия-Кантемировская,остальные -бригады.

10.10.2014 в 09:34кямал али

Любое государство так может сделать, хотя коню понятно что украинская армия границу бы не перешла. Только в нашем случае танки там стояли как раз для перехода на ту сторону. Интересно, как это стрелковцы выстояли против укроармии?  Интересный феномен повторяется - Приднестровье победило Молдову, Карабах - Азербайджан, ЮО и Абх -  Грузию. Что за малютки такие непобедимые рождаются, и РФ каждый раз не причем?

09.10.2014 в 20:03кямал али

Да все у нас дорого. если бы только такси

09.10.2014 в 19:40кямал али

Уважаемый Амнистия - интересно прочитать впечатления подруги

09.10.2014 в 22:21кямал али

Бен - понял что в России, а то бы та мать нашла не сына а груз200. Вопрос в том, что зачем танки у украинской границы? Сено стерегут или готовятся к атаке? Украина же захватывать Россию не намерена. Тогда что у границы с Украиной, в чистом поле делает танкодивизия? Бен, честное слово, дураков тут нет.  Уверяю вас.

10.10.2014 в 14:53кямал али

Почитал. бред конечно. бессмысленное пикирование в прессе двух стран. среди комментов понравился такой -

Lyudmila Kalko

Ознакомившись с этими комментариями, поверила, что в России 85% "зомби", упивающихся своим псевдоинтеллектом. Бедные вы, нет, точнее - убогие люди. Прозрение будет жестоким.

09.10.2014 в 21:57кямал али

Танковая дивизия в кустах? Да, любит Россия братский народ Украины.  Как хорошо что есть бендеровцы а то как бы Путин обосновывал захват чужой земли?

10.10.2014 в 10:13кямал али

Бен - Лебедь и пр. врезали по приказу из Москвы не потому что они миротворческий контингент, а столкновения в малютках провоцировались Москвой для того чтобы там появился Лебедь и неприкрыто аннексировал эти земли. В итоге того, что ты говоришь "правильно сделал" стал уход от РФ Грузии, Молдовы и Украины. Последствия "врезал" будут еще, по нарастающей.  Последствия даже я чувствую, когда получаю денежные переводы из РФ - с каждым месяцем из-за падения рубля ощутимо меньше.  А то что ты сказал  - особый стимул малюток...  Этот особый стимул до появления в Украине российской армии привел к сдаче Славянска, армия подошла к Донецку и не заходила в него только потому что война в милллионном городе это страшное дело. Где был тот высокий дух малюток-стрелковцев? Поднимали его горилкой, да и та наверное выдохлась. Сказки про высокий дух армяне любят рассказывать. Видел я армянский дух до тех пор пока в карабахскую войну не вмешались открыто российские части, против новоорганизованной на ту пору азербайджанской армии.  Наши войска стояли под Ханкенди-Степанакертом.

10.10.2014 в 09:32кямал али

Бен - вообще то та мама сама ездила "под Луганск" и видела. Бен, и без этого рассказа очевидно что Россия и ее ВС участвуют во внутренних делах Украины. Это может быть засылка отдельных групп, военспецов, офицеров или воинских подразделений.  В этом ни у кого нет сомнений. Так что можно забыть рассказ Амнистии, от этого ничего не получается. Путин сам в порыве кайфа говорил о засылке своих военных. Началось с зеленых ч-вечков в Крыму