Амарас - раннесредневековый монастырь, … мученическая смерть первого епископа Албанской церкви св.Григориса в Южном Дагестане… первая армянская школа, основанная Месропом Маштоцем…ч.1

02 октября 2012, 00:19

 В предыдущих моих постах говорилось о Дадиванке, Гандзасарском монастыре, теперь пришло время перейти на Амарасский монастырь (Мартунинский район Нагорного Карабаха), который, с виду, может и не броский, но занимает особое место, так как именно с его деятельностью связана начало распространения христианства в Арцахе и Утике.

По свидетельству историков церковь монастыря Амарас была основана в начале IV в. Св. Григорием Просветителем. Строительство монастыря завершил внук Просветителя - епископ Григорис. В конце 30-х годов IV века монастырь уже был епархиальным центром и оставался таковым вплоть до XIX века.

Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., после того как здесь был захоронен внук св. Григора Просветителя Григорис (род. ок. 295 или 315 - ок. 338), первый епископ Албанской церкви, который принял мученическую смерть в Южном Дагестане (337 год или же 348 год) около села Нюгди и был похоронен с восточной стороны церкви, основанной Григором Просветителем.

Св. Григорис был старшим сыном католикоса Вртанеса I, младшего сына св. Григория Просветителя.

Также, как и десятки раннехристианские армянские монастыри в Карабахе, Амарас неоднократно подвергался разрушениям со стороны арабов, персов, монголо-татар и других завоевателей, также противников распространения христианства в Арцахе…

Поэтому Амарасский монастырь регулярно отстраивался, реставрировался и в настоящее время там идут реставрационные работы. Естественно, во время многочисленных разрушений, этой и предыдущих перестроек и восстановительных работ, значительная часть древних надписей, архитектурных деталей и первоначальная композиция монастыря были утрачены.

Продолжение об удивительно-интересном монастыре Амарас, известном религиозном и культурном центре средневековой Армении, будет во второй части этого поста...

Дорога вьётся змейкой. Амарас.

Красивый пейзаж. Амарас.

Кукурузные поля. Амарас.

Дорога... Амарас.

Поля скошены. Амарас.

Эта гора для всех ориентир, что пора сворачивать на право к монастырю. Амарас.

с.Сос Мартунинского района, рядом с которой находится монастырь. Амарас.

Из-за деревье резко открывается вид на монастырь. Амарас.

 

Монастырь Амарас. Снято с крепостной стены.

 

Арка, вход на территорию монастыря. Амарас.

Амарасский монастырь. Снято с крепостной стены.

Задняя часть монастыря. Амарас.

Крест на задней стороне монастыря. Амарас.

Алтарь. Амарас.

Лестницы в крипту, усыпальницу Св.Григориса.

Надгробный камень Св.Григориса.

Надгробный камень Св.Григориса. На плите изображены епископская корона, посох, крест и высечена надпись: «Усыпальница святого Григориса, Католикоса Алуанка и внука святого Григора Просветителя Партева. Родился в лето 322, помазан в лето 340 и предан мученической смерти в лето 348 в Дербенте царем маскутов Санесаном, святые мощи (его) были привезены в Амарас его питомцами-дьяконами из Арцаха».

02.10.2012 в 23:51hmaeak

хан,кавказских албанцев не существует в природе)))).да и какая разница кто кочарян?почему вас это интересует?очень странно все это

02.10.2012 в 22:24Хан-гуд

Все таки он армянин из парфянского рода? Или перс христянин, который занимался миссионерством? И что по поводу албанской христианской церкви? Ху из ху? Какое взаимоотношение Армянской григорианской церкви и Албанской апостольской (извините, если не совсем точно использую названия и термины). И еще я слышал, что был другой большой Просветитель Варфоломей, то ли грек, то ли армянин, и кто из них крестил грузин, абхазов, армян и др. Народов Кавказа (осетины, кабардинцы)

02.10.2012 в 19:59hmaeak

хан,тогда национальностей не было,были народы.григорий происходил из парфянского рода,как и многие другие армянские деятели.были не только парфяне,но и скифы,китайцы,персы и др.про церковь читай в интернете,только неазерские источники

03.10.2012 в 00:02hmaeak

вы знаете албанцев?кому нибудь известен албанский язык?ассимилировались?и что?какое вам дело?разве только они ассимилировались?

03.10.2012 в 00:10Albert

Спасибо, Марена! Старался, думаю, что вторая часть поста не хуже первой, даже лучше.)

03.10.2012 в 00:20Albert

Хан-гуд, как я вижу, Вам дали полную раскладку по Вашим вопросам и не думаю, что у Вас могут появиться ещё вопросы.  Что-то Вас не в ту степь заносит...

03.10.2012 в 00:11hmaeak

и что?а вы не пришлые?если это для вас важно,то скажу,что папуасы самые непришлые ,после вас конечно))))

03.10.2012 в 00:21hmaeak

не только!

03.10.2012 в 00:23hmaeak

марена,что вы несете?дайте мне ссылку,я тоже хочу просветиться

02.10.2012 в 12:31marena

Добавлю, что Санесан в итоге потерпел сокрушительное поражение и был убит спарапетом Ваче Мамиконяном после того, как напал на Армению. Сражение произошло около Ошакана у подножия горы Цлу глух.

02.10.2012 в 01:22Albert

Естественно, во время многочисленных разрушений, этой и предыдущих перестроек и восстановительных работ, значительная часть древних надписей, архитектурных деталей и первоначальная композиция монастыря были утрачены, о чём, можно только сожалеть...

02.10.2012 в 09:47Albert

Вообще, много у нас святынь, но для каждого армянина, Амарас занимает особое место.

Венера, была ты там в реале, теперь вернулась туда виртуально...))

03.10.2012 в 16:18Хан-гуд

Да и при чем папуасы и армяне, я не слышал об их родственности.

03.10.2012 в 20:24hmaeak

марена,на том берегу церкви были изначально армянскими,потом грузинскими.ведь про них разговор

02.10.2012 в 09:14slavyan

Спасибо,Альберт !Твои посты иногда заставляют "гуглить" ))

02.10.2012 в 09:44Albert

Не за что, Слава! Ничего, от "гугления" все мы узнаём всё больше и больше. Вот, когда своё слово скажет Марена, тогда все мы коллективно обратимся к гуглу.)

02.10.2012 в 03:49ВЕНЕРА

Древнее , святое , дорогое сердцу место ))) Находясь там , ощущение такое , как будто попадаешь в другой мир , другое измерение . Непередаваемые чувства !!! Каждому армянину стоит хоть таз в жизни съездить в АМАРАС , прикоснуться к святым местам ... И как всегда , спасибо Альберт !!!

02.10.2012 в 11:36marena

Альберт, шикарные фотографии! Спасибо!

02.10.2012 в 18:59Хан-гуд

Привет! ПроСветите! Правда, что Григорий Просветитель был персом по национальности? И правда ли, что на территориях Карабаха, Азербайджана, Армении, части Грузии вначале была и действовала некая Албанская христианской церковь?

03.10.2012 в 00:11marena

по ту сторону Куры - албанские, по эту - армянские

я же Вам сказала, что граница нежду Албанией и Арменией проходила по Куре

03.10.2012 в 00:15Albert

Спасибо большое, Марена, за столь познавательный рассказ... Так хорошо написала, что перед глазами ожили все эти "персонажи". Трудно было тем, кто шёл впереди, кто нёс Свет и веру людям, они и пострадали. Св. Григорис, Дади и др. живой пример.

02.10.2012 в 23:07marena

Григорий Просветитель - не перс и не армянин. Он парфянин.

Историческая Кавказская Албания - страна в Закавказье, граница с которой проходила по реке Куре. В 387 году Армения была разделена между Римской империей и Сасанидским Ираном. Армянские провинции Арцах и Утик были отделены от Армении и присоединены к Албании, что впоследствии было закреплено разделением Восточной Армении и Закавказья на марзпанства (461 год). Арцах и Утик стали частью Албанского марзпанства (марзпанутюн - название административных областей Иранского государства).

Таким образом, собственно историческая Кавказская Албания по ту сторону Куры и армянские Утик и Арцах по эту сторону Куры были объединены в одну административную область, котороая получила название Агванк -Албания.

Понятно, что нужно различать собственно историческую Албанию от административной Албании.

После принятия христианства в 301 году, в Арцахе и Утике армянская апостольская церковь утвердила свои церковные структуры так же, как и на территории остальной Армении, как и на территории Западной Армении, которая была под властью Римской империи, позже - Византии.

Во второй половине 6 века Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) утверждает Агванский католикосат, включающий в себя историческую Албанию и "области восточной стороны Армении", то есть фемы Арцаха и Утика. Агванский католикосат подчинялся ААЦ и Агванский (Албанский) католикос рукополагался Католикосом Эчмиадзина. Вначале Агванский католикосат располагался в Партаве, после в Капахаке, Гандзаке (совр. Гянджа) и даже в Амарасе.

02.10.2012 в 23:59hmaeak

а кто еще может быть кочарян?если вам известны люди  другой национальности с такой фамилией ,то поделитесь со мной))).а вам почему важна его этничность?

03.10.2012 в 00:03hmaeak

вы наберите в инете про албанские храмы)))),почему тут задаете эти глупые вопросы?

03.10.2012 в 00:06Хан-гуд

Ведь многое на Кавказе  (в том числе армяне) считает армяней пришлмы народом на Кавказ и перед ней Азии, или с Балкан ? 

03.10.2012 в 00:10Хан-гуд

Почитал, много ссылок на словосочетание " албанский храм"

03.10.2012 в 16:16Хан-гуд

Что за агрессивный тон? В Адыгее армяне так не говорят, видимо помня, Что их, бегущих от бед,  приютили черкесские князья (ермылехабль сейчас армавир). И не Вам указывать кого и куда занесло! 

03.10.2012 в 17:52Albert

Никакого агрессивного тона нет. Это мой блог, где я открыл тему монастыря Амарас и, естественно, вопрос о национальной принадлежности второго президента Армении к этой теме никакого отношения не имеет. если же у Вас есть желание открыть новую нить и начать обсуждение этого вопроса, Правила КУ Вам это разрешают. Думаю, что ясно выразился.

03.10.2012 в 16:37Хан-гуд

Кстати вот армянский ресурс, где обсуждается албанская национальность Кочеряна

http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=29368&SectionID=1&RegionID=0&Date=08/25/2010&PagePosition=17

04.10.2012 в 19:10Хан-гуд

Тов. Альберт, как раз Вам должно быть интересно чьи храмы армянской или албанской церквей? тов. Хамнек,  ресурс из республики Армения, обсуждают вряд ли дебилы, тоже армяне. Что есть то и читаем, а в школе национальность Кочеряна никого не интересует. А Вам корректно сети стоит поучиться ! Жду ответов уважаемая Марена!

05.10.2012 в 18:44Albert

Ruzanna Muradyan

Спасибо, Альберт, за красивые фото и познавательный пост!

Ответ:

Рузанна, я стараюсь, чтобы посты были интересными, познавательными и красивыми. Спасибо.:) Работаю над второй частью, уверен, что продолжение будет не менее интересным. И спасибо Марене, что так профессионально, фактически, помогает нам всем узанть, как и что было ТОГДА...

05.10.2012 в 22:53Albert

Венера, кукурузу пока продают, но на днях её уже не будет - сезон заканчивается. И она от этого вкуснее становится.:)) Дней 5 назад мы ехали из Мартуни и, конечно же, поели её...

Этоне только мне, это Марене огромное спасибо, что так красиво и грамотно нам объяснила то, что я не сделал. Всё-таки, прфи, остаётся профи и ей респект за это.:-)

07.10.2012 в 02:12marena

Hmaek, речь о том отрезке Куры, которая выходит из Грузии. Именно по Куре проходила граница между Арменией и Кавказской Албанией

К югу - Армению, к северу - Албания

07.10.2012 в 02:16marena

Хан-гуд, в средние века в регион через Среднюю Азию и Иран хлынули тюркоязычные племена - сельджуки, ак каоюнлу  и другие. Северный Кавказ тюркоязычные племена еще и осаждали с севера. В случае с карачаевцами, насколько мне известно, карачаевцы всего лишь сменили язык на тюркский, но антропологический состав остался тем же.

Азербайджанцы ассимилировали в себя коренных народов региона - татов, талышей, удин и других. Как и армян, проживавших в этом регионе. Вы к чему спрашиваете, можете пояснить?

А в том комменте, на который вы сослались, действительно несут тупость.

08.10.2012 в 17:46Хан-гуд

Только к тому куда делся народ ( по видаемому большой) - албанцы, и правда что их ассимилировали в себя армяне и кавказские татары, а насчет храмов я спрашивал потому что интересуются историей христианства на Кавказе, так например интересны случаи наложения христианства и ислама на языческие верование народов северного Кавказа (адыгов, черкесов, абхазов и др.) интересно также почему тюркоязычные народы (Карачаи, балкарцы, ногайцы, кумыки, татары) приняли ислам от и до, а например Адыги не восприняли ни ислам ни христианство. И я вижу фото албанских храмов на азеровских сайтах и мне интересно, куда делись исповедующие зернист настов албанцы, и почему  даже язык этого народа пропал. Вы пояснили что по другую сторону Куры храмы албанские, а по эту армянские, но на фотографиях они идентичны, почему? 

03.10.2012 в 16:19Хан-гуд

Марена, Вам спасибо за некоторую ясность!

02.10.2012 в 23:53Хан-гуд

Что значит албанцев нет? Они были? Они ассимилировались?

02.10.2012 в 23:56Хан-гуд

А  древние храмы с крестами это албанские или армянские? 

02.10.2012 в 23:52Хан-гуд

Все более или менее понятно, кто парфяне и куда они делись?

02.10.2012 в 12:25marena

Думаю, будет правильнее обратится к первоисточнику)

История Григориса сохранилась в трудах армянского историографа IV-V веков Фавстоса Бузанда, в III и V главах Третьей книги. Вот фрагменты, которые относятся к Григорису:

"Эти Вртанес и Аристакес были сыновьями великого первосвященника Григория. Аристакес был девственником и с детства был чист (потому и) раньше сел на епископский престол отца, хотя и был младшим сыном. А Вртанес был женат, но бездетен. И долгое время он просил Бога не лишать его благословения иметь детей, а сподобить его увидеть перед собою плод свой на службе Господу. И когда он был в старческом возрасте, Господь услышал его молитву, жена его забеременела и родила двух мальчиков-близнецов; старшего он назвал именем отца своего Григорисом, а второго Иусиком. Они воспитывались на глазах у армянского царя, ибыло обращено внимание на то, чтобы обучить их писанию. Потом старший сын Григорис, обладавший прекрасной наружностью, исполненный духовных добродетельных достоинств и сведущий в божественном знании, получил епископство стран Иверии и Албании. Он не женился и уже в пятнадцатилетнем возрасте достиг степени епископа над иверской и албанской странами, тоесть до пределов маз-кутоз. Прибыв туда, он восстановил церкви, установив просветительные порядки, следуя примеру первого Григория, своего деда.

Что касается епископа Григориса, сына Вртанеса, брата Иусика, который был католикосом стран Иверии и Албании, то приняв свой сан, он еще в молодых годах построил и восстановил все церкви тех стран, вплоть до гаваров, граничащих с Атрпатаканом. Он был проповедником истинной христианской веры и поражал и изумлял всех своим строгим, нестерпимо трудным аскетическим образом жизни, постом, святостью...

Приведя в порядок и восстановив все церкви, находящиеся в той стороне, он прибыл в стан царя мазкутов, имя которого было Санесан… И он пошел и представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ними и стал проповедовать христово евангелие, говоря им: познайте Бога! Сперва они послушались, приняли и подчинились; лотом же, когда они стали разбираться в христовых законах и узнали от него, что Богу ненавистны грабежи, хищничество, убийство, жадность, присвоение чужого, чужеядство, страсть к чужому имуществу, когда они сообразили это, то обозлились на его слова и сказали: “Если мы не будем похищать, если не будем грабить, если не будем отнимать чужого имущества, то как же можем мы прокормиться с таким множеством войска?” И хотя он на тысячу ладов старался благорасположить их, но они его не хотели слушать, а говорили друг другу: “Он явился, чтобы такими речами лишить нас мужества, запретить нам добычу, которой мы живем; если мы послушаемся его и обратимся в христианскую веру, то чем нам жить, если по исконному нашему обычаю не садиться на коней? Но, — говорили они, — это делается по наущению армянского царя. Это он послал его к нам, чтобы этим учением пресечь наши грабительские набеги на его страну. Давайте изымем его и совершим набег на Армению и наполним страну нашу добычей”.

И царь изменил свою мысль и внял словам своего войска. Тогда они поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю вдоль берега великого северного моря, за пределами своего лагеря, по полю Ватнеан, и таким образом они погубили добродетельного проповедника христова, юного Григориса. Затем люди, прибывшие с ним из гавара Хабанд, взяли его тело и перевезли в свой гавар Хабанд, находящийся в стране албанской, на границе Армении, в деревню под названием Амарас. Его похоронили около той церкви, которую построил дед Григориса, первый Григорий, великий первосвященник армянской страны. И каждый год народы этих стран и гаваров собираются в этом месте и торжественно празднуют день, посвященный памяти его подвига".

03.10.2012 в 00:13Хан-гуд

Тов. Хмаек, я не плачу:-) Вы историк? 

02.10.2012 в 23:53Хан-гуд

Почему не важно кто Кочерян?

03.10.2012 в 00:04Хан-гуд

Разве это не важно куда делся целый народ и их церковь?

03.10.2012 в 00:11hmaeak

слава богу!

03.10.2012 в 00:05hmaeak

хан,парфяне ассимилировались с персами и армянами,и вы только не плачьте и не переживайте,это нормальное явление)))) 

03.10.2012 в 00:30marena

что значит "несу", Хмаяк?

погуглите кавказская албания, статья в вики достаточно нормальная

02.10.2012 в 22:32Хан-гуд

И еще не могу не спросить, читал в нете, что якобы Левон-Терпетросян, в споре задал вопрос Р. Кочеряну "Ты кто по национальности?, он ответи "Албанец", это правдивый рассказ? И что албанцы ассимилировались среди армян или наоборот? Чтобы было понятно, я из Адыгеи, занимаюсь вопросами перемещения народов и этносов на Кавказе.

02.10.2012 в 23:12marena

По-моему, это шутка.

Албанцы арменизировались, картвелизировались (в приграничной с Грузией зоне) и влились в состав кавказских народов: осетин, лезгин, талышей.

03.10.2012 в 16:25Хан-гуд

Марена, не могли бы пояснить откуда на территории кавказской албании и северного кавказа появились тюркоязычные народы (карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы (они же кавказские татары), кажется еще кумыки и ногайцы. И все таки кто ассимилировал албанцев?

03.10.2012 в 20:22hmaeak

в коментах данного ресурса какие то дибилы несут какую то тупость.если вы это восприняли серьезно,то думаю вам заново надо пойти в школу))))

03.10.2012 в 16:21Хан-гуд

Марена, Вам спасибо за некоторую ясность!

03.10.2012 в 23:43ВЕНЕРА

Всё до боли знакомо и даже поле кукурузное ))))) А интересно , там так же продают варённую кукурузу ???  А помнишь , как мы долго изучали , читали , пытались перевести надгробный камень св. Григориса  ???  Очень интересно ...Да , Альберт , ты прав ))) Спасибо тебе огромное , что смог выделить время и отвезти нас туда ))) АПРЕС !!!