"Один сосед спрятал нашу семью, другой хотел выдать нас погромщикам..."

21 мая 2014, 18:18

Сижу в офисе с Рузанной, беженкой из Сумгаита и слушаю её рассказ о себе, о тех далёких днях, когда люди жили одной советской семьёй, практически никто не обращал внимания на то, кто перед ним, какой национальности человек, главное было одно – хороший это человек или нет... Видно было, как трудно Рузанне вспоминать прошлое. Говоря о своём детстве, на её губах заиграла добрая улыбка. Постепенно, когда она подошла к рассказу о погромах, лицо резко изменилось, голос задрожал... Я решил её не перебивать,  не спрашивать, просто, быть покорным слушателем части истории её жизни, которая похожа на многие сотни других, но, как и каждый человек, это история индивидуальна...

«C детства, я  с семьёй жила в Сумгаите, где окончила среднюю школу, после которой поступила в Казанский университет на истфак. Детство моё прошло очень хорошо, все мы жили в единой советской семье, практически не обращали внимания, кто какой национальности. Так длилось до 1988 года...

В Сумгаите начались погромы... Мы поняли, что мы армяне и мы не должны жить среди азербайджанцев...  Мне было неполных 19 лет, я работала в училище №45 и училась на заочном факультете. Как-то, возвращаясь со своей двоюродной сестрой от зубного врача, мы увидели многотысячную толпу, которая скандировала: «Смерть армянам», «Армяне не должны жить» и т.д.

Я никогда не забуду вечер 28 февраля 1988 года, когда я пришла домой, вышла на балкон и увидела, как во двор подъехал грузовик, где находилось много мужчин, одетых в чёрную одежду, в руках которых были металлические прутья. Они начали опрашивать соседей, где здесь проживают армяне. Соседи, чтобы отвести их от нашей квартиры, показали другое здание неподалёку от нашего.

Тогда я сильно испугалась и до меня дошло, что находиться армянам в Сумгаите смертельно опасно... Я подошла к отцу и попросила его ... убить меня. Отец сказал, что не сможет поднять руку на свою единственную дочь, но я помню его слова: «Дочка, ты знаешь, что ты должна сделать, если они ворвутся в нашу квартиру...»

Мы жили на пятом этаже, я стояла на балконе и видела своими глазами погромы, видела, что творится во дворе... Я знала, что, если погромщики ворвутся к нам, я выброшусь с балкона...

В это время к нам постучался сосед Гульмамед, папа мой стоял за дверью с топором в руках... Сосед сказал, чтобы мы быстро собрались и спустились к нему в квартиру. После недолгих раздумий, мы так и сделали, спрятались в его квартире, не выключив у себя свет (погромщики по свету тоже определяли, эта квартира армян или нет...).

Через несколько часов, в квартиру, где мы спрятались, постучался другой наш сосед, с третьего подъезда, недавно переехавший в наше здание. Мы слышали голоса этого соседа и Гюльмамеда.  Сосед предлагал сдать нашу семью погромщикам... Гюльмамаед категорически отказался и не советовал ему делать это: «Мы десятилетиями ели хлеб-соль с этой армянской семьёй и они всегда нам всем помогали...»

Утром сосед сказал, что было объявлено, если какая-то азербайджанская семья помогла армянской семье, то будут большие неприятности тем, кто прятал армян и, что нам надо ехать в Баку, где спокойно.

Утром, мы старались незаметно выйти из дома, где прятались, пошли к автобусной остановке. В это время подошла рейсовая маршрутка «Сумгаит – Баку», на который мы сели. По дороге, мы встретили большую толпу, которая, увидев маршрутку, начала приближаться к машине. Мы перепугались. Водитель, поняв, что мы армяне, успокоил нас, сказав, что он вывезет нас из Сумгаита... Резко развернувшись, под крик толпы, не останавливаясь, на большой скорости, водитель поехал по другой, объездной дороге. В пути нас пыталась остановить ГАИ, но водитель не подчинился им...

В Баку мы остановились у племянницы моей матери. В тот период в Баку было спокойно, то, что творилось в Сумгаите, люди знали из слухов...

После долгих мытарств, осенью 1988 года, мы переехали в Степанакерт, где я вышла замуж.. Потом началась война, пришлось пережить страшные бомбардировки с воздуха, артобстрелы, я с детьми жила в подвале... А потом 500 килограммовая бомба попала в общежитие, где жили мы, Сумгаитские беженцы, было много погибших... Я чуть не потеряла своего сына, который был в то время во дворе, он был ранен и контужен... Также, один раз было прямое попадание в наше здание  артиллерийского снаряда из Шуши, мы чуть не погибли... Как я пережила это, один Бог знает...

Потом были тяжёлые послевоенные годы, нам было трудно, потому что всё нажитое моими родителями имущество, мы оставили в Сумгаите... я получала детскую пенсию,  плюс пенсия моих родителей, папа развёл огород, мы начали потихонечку становиться на ноги...

Прошло уже много лет, но всегда у меня  из головы не выходит та ситуация, в которую мы попали в Сумгаите – когда  один сосед-азербайджанец спрятал нас, тем самым спас от неминуемой смерти, за что мы ему благодарны, а другой сосед-азербайджанец хотел выдать нашу семью погромщикам...»

Пост подготовлен при поддержке International Alert, в рамках проекта EPNK.

 

Рузанна.

 

 

 

24.05.2014 в 11:59Albert

Alien, если было всё так просто, мир был бы иным. Добро не сможет победить зло, но для меня главное, что это борьба идёт и идёт постоянно, только надо замечать эти противовесы злу...

Знаете, мы видим Гюльмамеда, который рискуя жизнью спас армянскую семью, но мы "не замечаем" просто водителя маршрутки, который, узнав, что в салоне находятся армяне, на свой страх и риск, не зная их вообще, и тоже, рискуя собой, фактически продолжил процесс спасения начатый соседом Гюльмамедом.

А теперь посмотрите, сколько таких "Гюльмамедов" и "водителей" было у азербайджанцев, армян, грузин, осетин, абхазов... Просто их, как правило, не видно на "арене", они в тени, о них помнят только те, кого они спасли, но они есть и их много... 

Вспомнил, Рузанна рассказывала, что в машине были азербайджанцы и даже одна женщина беженка из Армении, и никто из них не возмутился тем, что водитель спасает эту армянскую семью, они были солидарны с ним...

05.06.2014 в 05:55Alien

Извините  за поздний ответ, наверное, не стоит отвлекаться на пустопорожние -досужие полит. темы ))), но, я все же надеюсь, вы это прочитаете.

Да, вы правы, это я неправильно выразился, когда сказал, что «я не верю», я хотел сказать, что я не принимаю и считаю неправильным и даже лицемерием. Просто, не принимать что-то не достаточно для отсутствия  коллективной ответственности, впрочем, как и чести, чаще оно навязывается обществом, а не является внутренней потребностью.

         Как мне кажется, ваше разделение ответственности, да еще и коллективной, от обязанностей неправильно, так как одно без другого не может существовать, т.е. ответственность не может наступить без каких либо обязательств, и наоборот, всякая  обязанность предполагает определенную меру ответственности, причем не только коллективную, но и персональную. Потому я не очень согласен с утверждением, что при коллективной обязанности достаточно исполнение лишь частью людей, на которых эта обязанность возложена. Того же мнения и наше законодательство, которое,  в общем, не предусматривает ни коллективных ответственностей (или как говорил Сталин,- сын за отца не отвечает ))),  ни обязанностей. Вот такая диалектика.

       Очень хорошо, что вы привели примеры, по вашему мнению, являющиеся примером проявления  чести, так как, как раз эти примеры и показывают относительность таких (моральных) понятий. И рыцарство, и дворянская честь возможно была  лишь при существовании сословного общества, с  соответствующими для такого общества  последствиями. Этот пример является еще одним подтверждением отсутствия и даже невозможности абсолютно нравственных или моральных поступков, все зависит от масштаба рассмотрения – то, что при близком рассмотрении кажется благом, при более тщательном (или при большем масштабе) рассмотрении может оказаться злом.

 

         Как думаете, а может, доброта – это просто проявление  материнского инстинкта, без всякого философского подтекста и присущего всем нам, вне зависимости от пола (естественно, в разной мере)?      

22.05.2014 в 16:31Albert

Да, можно и так сказать, что жизнь сломана, но люди начинают учиться заново жить на новом месте. Мы писали об этом, что нужно время и условия для интеграции в новое для них общество, хотя, их детям намного легче...

29.05.2014 в 05:37Элеонора Мирзаян

ДОброе утро!

Шутка-то, шуточкой, однако...)))

Ум может быть добрым и злым, но глупость...?

Мне кажется, глупость она и есть глупость. Это мы с Вами (умные люди!) можем воспринимать ее как доброй, так и злой. А глупцу...Глупцу - все одно, как воспринимаются его действия, на то он и глупец. Поэтому всеми его поступками движет не стремление сделать добро или зло (он разницы-то и не понимает), а лишь только собственная глупость.

Вот завернула, так завернула...)))

21.05.2014 в 23:01Мамикон

Дай Бог, чтобы у всех беженцев новый дом был лучше чем старый.

21.05.2014 в 20:33slavyan

Да.Альберт,к сожалению таких воспоминаний тысячи...Стоит только порадоваться за твою героиню...хотя всё относительно.

26.05.2014 в 12:02Albert

Спасибо, Хан-гуд.

31.05.2014 в 10:48Элеонора Мирзаян

Чуть ниже я Вам написала о коллективной чести и т.д. Не очень удобно "разговаривать", перескакивая с этажа на этаж. Если это возможно, пожалуйста, формируйте свои сообщения в самом конце всех комментариев этого поста.

Коньюнктурностью никогда не страдала. Смысл? Дивиденды можно получать и от других форм самовыражения. Без оглядки на ...

О свободе через покорность...Ну почему же мы отклонились от темы? Мне кажется, очень даже по теме...

Давайте поговорим и об этом. 

21.05.2014 в 23:06borcali

Карен, сделай 100 хоршего, сделайеш одно плохого,это плохое перечеркивает всю хорошего.

22.05.2014 в 00:05borcali

Я слышал не только зверство от армян но о хоршем и как им помагали тоже рискуя собственной жизнью. 

21.05.2014 в 23:54borcali

Альберт муаллим, дело в том что когда читаеш такие трагеди, людям не интересно и не обрашают на добрые деяние. Я внимательно прочел вашу статью и прекрасно вас понимаю. Вашу стаью из 10-и 9-ь плохого и 1 только хорошего.  

21.05.2014 в 23:29Albert

Слава, эти воспоминания похожи на тысячи и тысячи воспоминаний армян  и азербайджанцев, хотя, каждая история по своему уникальна тем, что не похожа на другую и за каждым стоит человек...

21.05.2014 в 22:02milanaspress

Я не считаю, что национальности в конфликтах имеют значение. Украинский конфликт тому яркий пример. Если по-простому сказать, есть Люди и есть Нелюди, во всех национальностях, так было, есть и будет.  Поэтому приписывать конкретному человеку какие-то моральные качества, исходя лишь из его принадлежности к определённой нации - это примитивизм и, простите за правду, варварство.

21.05.2014 в 22:50borcali

"Ребенок упал в бочку бензином, а добренький дядька горяшюу спичку поднес". Эту добренькую дядьку назвал бы одним словом ЖУРНАЛИСТ. 

21.05.2014 в 21:53borcali

Альберт муаллм, азербайджанцы из Армении тоже также рассказывают об ужасе которую тварили армяни когда выселяли их из Армении.  

21.05.2014 в 23:27Albert

Борчалы, в посту Вы видите только ужас, но в тексте открыто красной нитбю проходит добро, которое сделал сосед этой беженки азербайджанец Гюльмамед, благодаря которому эта семья осталась жива. Но Вы это не замечаете.

А сколько таких "Гюльмамедов" было с двух сторон, благодаря которым армяне и азербайджанцы остались живы и которым они благодарны до сих пор...

21.05.2014 в 23:41milanaspress

Согласна.

21.05.2014 в 23:39milanaspress

Он не хуже  не лучше, не этими параметрами оценивается. Это ДРУГОЙ дом. Отрыв от корней, в которых человек вырос (неважно, какой он национальности и в какой стране проживал) - это болезненный процесс, который отражается на всей жизни человека. Любой беженец это подтвердит. Поэтому я приравниваю насильственное переселение к духовному преступлению против человеческой личности.

22.05.2014 в 00:01Albert

Борчалы, я думаю, что надо обращать внимания на добрые дела. Помню, на каком-то посту, Хан - Гуд спрашивал у меня про эти моменты, когда армяне помогали азербайджанцам, а азербайджанцы армянам. Я тогда коротко написал, что были такие моменты с двух сторон. Так появился мой пост про беженку Жанну, теперь про беженку Рузанну. Я уверен, что и с азербайджанской стороны есть такие моменты, когда армяне помогли им выехать...

Сожалею, что Вы не так поняли мой этот пост...

21.05.2014 в 23:59borcali

Карен, это один из видов бизнеса, делать деньги и кареру на беде народа собственного или у другого. Ты не задавалься кто в основнои идут в политику? Эти люди которые не могут проявить себе в коком-то свере экономики или у кого слишко стало много денег. И журналисты тоже от них не отстают.

22.05.2014 в 09:12Albert

Лима, у тех, кто вынужденно поменял место жительства (не имеет значения какой нац-сти человек), со стороны кажется что всё одинаково, что всё похоже. А на деле не так - судьбы людей разные и подход к тому что произошло тоже разное. Остаются воспоминания...

Но из 10 случаев, в 6-7, как правило, соседи, друзья, сослуживцы - представители титульной нации, помогали людям выехать, перевозить вещи и т.д.

Этот пост, каким-то образом является продолжением того поста, где я выставил тему родины, отечетсва, отчизны... кто как воспринимает своё старое и новое место жительство, где онг родился и жил, где он сейчас живёт... Это очень сложно и очень индивидуально...

Недавно прочитал судьбу одного беженца. Если бы не было написана фамилия и место, откуда семья выехала (это был грузино-абхазский конфликт), я подумал бы, что это армянская или азербайджанская семья. До того всё схоже...

У каждого беженца на душе осталась рана, но общаясь с ними, после того, что им пришлось пережить, они тепло отзываются о своих соседях, друзьях. Всё-таки, хорошее не забывается, на то все мы и люди.

22.05.2014 в 16:18Элеонора Мирзаян

Дом бывает только один...Я - о Доме, не о жилье и месте пребывания....Жаль...Хочется, конечно, чтобы и у Рузанны, и у Жанны и многих-многих людей, переживших подобное, все было хорошо в будущем (а хотелось бы, и в настоящем). Но признайтесь себе, что жизнь  сломана. И даже не согнута, а именно - сломана.

 

 

23.05.2014 в 21:49Элеонора Мирзаян

Здравствуйте, Alien. Припозднилась с ответом,..так случилось.

О добре и зле так много говорят, начиная с рождения и ..., что, кажется, понятия нивелированы в своей истинной сути. 

Если отодвинуться от понимания этих категорий в различных религиях, от метафизики, мистики, научных и псевдонаучных трудов, поднадоевшем, на самом деле, рассуждении об относительности добра и зла и просто поговорить об этом, подумав о превалирующей  естественности, как Вы говорите...

Мое мнение:

Добро - это гармоничная жизнь мира (Мира и мира). Зло - это разрушение и смерть (конечно, в широком смысле...даже имея в виду хаос как смерть).  Гармония не может порождать разрушение самой себя, а её разрушение не может привести к гармонии.  Гармония не нуждается в разрушении себя, а вот её разрушение нуждается в существовании гармонии (иначе нечего будет разрушать).

Есть такое выражение, которое в какой-то мете согласуется с Вашим рассуждением: зло шагает, а добро - лишь касается земли. Но мне кажется, что Вы в своих рассуждениях говорили не о добре, а о доброте, что подразумевается в этом выражени. Возможно, я ошибаюсь, но я Вас поняла именно так.

Но добро и доброта - это разные понятия, согласитесь. Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.

О более естественном зле....

У всех у нас есть свобода выбора. Все мы можем использовать эту свободу по своему усмотрению. И все мы обязательно будем нести ответственность за свой выбор. Именно здесь начинаются отличия людей друг от друга. Причем отличия не поверхностные, не легковесные, не выдуманные, а существенные, решающие, единственно важные. А вот теперь самое сложное: сделать правильный выбор — выбор в сторону либо  добра, либо зла.

Конечно же, это чушь - считать, что есть люди добрые и люди злые. Это было бы слишком просто. Понятно, что все люди, рождающиеся на Земле, несут в себе зло. Никто не застрахован от ошибок, грехов, пороков. Каждый из нас может попасть под власть зла. И?..научившись отличать добро от зла, стараться как можно чаще делать осознанный (осознанный!) выбор в сторону добра. Но вот эту самую задачу каждый решает по-своему, кто-то — более успешно, кто-то — менее успешно. А кто-то сознательно отказывается ее решать и ставит перед собой прямо противоположную задачу. Некоторые вообще отказываются признавать существование такой задачи и действуют так, как им хочется. Почему нет?...имеют полное право...

Например, идет война между странами. Каждая из воюющих стран воспринимает другую страну как зло, а себя как добро. В действительности же злом является сама война, разрушения и смерти, вызванные ею. Служителями зла выступают те, кто развязал войну и те, кто своими действиями способствует ее разрастанию, ужесточению, продолжению, уничтожению людей, умножению ненависти. Добром является мир, отсутствие войны, добрососедские отношения между странами....Разве не так?

Рассуждала-рассуждала и пришла к выводу, что неуверенное и нерешительное добро, а иногда и оправдательное - характерологическая особенность, соотвественно,  неуверенного, нерешительного человека, зависимого от мнения окружающих...иногда и показушника. 

Зло в такой же мере естественно, как и добро.

Все упирается в нас с Вами. Что для Вас более естественно? Что для меня более естественно?....Вот как-то так. 

 

 

23.05.2014 в 19:25ferrari0104

Dobriy vecher Albert djan! Dumayu,chto Andrey rasskazivaya o vtorosortnosti armyan v sovetskom Baku,sovral. Ne bilo takogo......

22.05.2014 в 09:30Albert

Человек вынужденно поменял своё место жительства, у него уже свой новый дом, но, как правило, он с теплотой вспоминает тот старый свой дом, где родился, вырос, где прошла его сознательная жизнь и пр.

Объективные причины вынужденного переселения - это уже другая тема, хотя она, естественно, присутствсует в разговоре с любым беженцем.

23.05.2014 в 00:28Albert

Алиен, сорри, что вмешиваюсь... в жизни же тоже так: кто прав (добро), как правило, он скромен и стоит в стороне, в отличии от лгуна и негодяя (зло), который давит на окружающих своими слова, но не делами...

23.05.2014 в 07:38slavyan

Если говорить о ДОМЕ то имеешь в виду не стены и крышу ,а людей тебя окружающих..родителей ,семью,друзей....Согласен,фраза банальна,но от этого она не становится менее значимой.

Ещё вспомнилась фраза.."самый близкий родственник это сосед"...Именно соседи первыми разделяют и горе и радость.Это справедливо ,наверное, не для крупных городов...хотя может я и ошибаюсь.

Эй,горожане))),развейте мои сомнения

24.05.2014 в 00:26Albert

Вообще-то, у нас сосед считается "скорой помощью", иногда прикольно  наблюдать, что сосед знает всё, что творится за стеной, также, за стеной знают, что творится у этого соседа, вплоть до того, какой обед на сегодня. :-)))

Это иногда нервирирует. Но, когда трудно, когда проблемы - сосед, тут как тут... всё это взаимно...

В больших городах это не приянто, поэтому человек вынужденно принимает эти "правила игры"...

24.05.2014 в 04:22Alien

Да, Albert, я это знаю, но мне кажется, все намного не так просто, иначе добро уже давно победило зло.

24.05.2014 в 20:32Zaur_Nurmamedov

Очень хороший материал. Спасибо за подобную статью. Наверняка и водитель автобуса тоже был азербайджанцем.

24.05.2014 в 21:48Albert

Спасибо. Да, эта беженка говорила, что водитель был молодой парень-азербайджанец. Когда он понял, что в салоне армяне и увидел приближающуюся толпу, он сказал, чтобы не боялись... в теле поста я писал, как он, рискуя собой, фактически спас семью Рузаннны (отец, мать, бабушка и она сама) и довёз их до Баку...

26.05.2014 в 00:18Хан-гуд

Альберт, как всегда-творец добрых и мирных материалов! Респект!

22.05.2014 в 07:53Лима

Альберт, в отличии от Рузанны, я такого ужаса слава Богу не испытала, хотя улетели в самый разгар событий 14 января 1990 года. И тоже, благодаря соседям, друзьям, сослуживцам - азербайджанцам, одни их которых, можно сказать, до трапа самолета сопровождали нас.... за что им ОГРОМНОЕ спасибо...я их люблю и буду помнить это до конца своих дней. Кстати, некоторые из них тоже уехали, а с теми, кто остался до сих пор поддерживаю теплые отношения... мне даже не так давно другие друзья-азербайджанцы (папины) помогли в моих текущих делах. Но и опять же,  в отличии от Рузанны, в течении 24-х лет ни разу не подумала, ни разу не пожалела, ни разу никто от меня не слышал, что скучаю по родине и что по-прежнему её люблю... только после комментариев Рузанны я впервые подумала и говорю об этом. Меня много раз приглашали и приглашают туда... Не знаю, обида ли  это или характер..., но пишу чистую правду. Но верных моих друзей-азербайджанцев  любила, люблю и буду любить и вижусь с ними.

27.05.2014 в 07:01Alien

Здравствуйте!

 

Почему же не имеет, есть же племена и даже народы, которые всегда были свободны, но так и остались в первобытнообщинном строе, что, собственно, и случилось бы, если рабы были бы освобождены - они просто вернулись бы в первобытнообщинный строй. Надо понимать, что общественное устройство определяется производительностью труда, и при тогдашнем состоянии производительности труда, ничего другого не получилось бы. Или к чему бы может привести несвоевременная эмансипация  женщин?!  Или просуществовавшее несколько веков в России крепостное право, которого никогда не было на Сев. Кавказе, пошла  ли эта свобода  в пользу Сев. Кавказу, так и оставшему в клановом (родоплеменном) строе?!  

В качестве шутки, но  может,  не добро и зло бывает глупыми или умными, анаооборот, глупость и ум бывают злыми и добрыми?! ))))

PS. Некоторое время я сильно увлекался Ницще. 

23.05.2014 в 21:29Albert

Добрый вечер, Феррари, я не могу говорить за Андрея, т.к. не знаю его, не знаю, где он жил. Может у них двор, квартал был такой, что относились не толерантно к людям не титульной национальности...

У нас был интернациональный двор, фактически, мы с детства говорили на двух языках, не считая своего родного. Друг от друга перенимали языки, понимали, кто что говорит и на других языках (лезгинский, татарский (казанский) и пр.)

30.05.2014 в 10:54Элеонора Мирзаян

Доброе утро!

А мне кажется, переоцененность его несколько преувеличена.

Для меня некоторые его мысли очень неплохи.

"Так говорил Заратустра" - ну с кем не бывает...)))

Трудно все время держать высоко поднятую планку, руки затекают, хочется немного передохнуть.

Коллективная ответственность - это что такое? Я не знаю такой категории. Да и может ли существовать такое словосочетание применительно к жизненным ситуациям? Весьма сомнительно.  Такая фраза нежизнеспособна.

А коллективная честь, совесть и т.д....Alien, это же утопия...не сочетаемые никоим образом слова.

 

29.05.2014 в 07:21Alien

Здравствуйте!

 

Все это уже в прошлом, к тому же, как мне кажется, он сильно переоцененный философ, воспевающий идеи аморализма (почему и я его здесь привел), а также  крайнего индивидуализма - основные идеи сверхчеловека. Потому и приведенный вами  афоризм крайне неудачен, хотя, это скорее моя  претензию   к самому автору - у него такого много, чего стоит только "Так говорил Заратустра". Ну, а намек я понял!  ))) Так, ведь все по Ницще! А если серьезно, я просто не верю в коллективную ответственность (которая чаще  проявляется, лишь в качестве безответственности, причем уже  всеобщей), честь, совесть и т.д. - это обман и лицемерие. Этим сильно злоупотребляют на КУ, впрочем, как и на всем Кавказе. 

24.05.2014 в 04:05Alien

Знаете, я уже давно стараюсь попытаться понять любое, даже самое негативное явление и действие происходящее вокруг меня, причем уже настолько, что стал для окружающих полным циником. И все это - в обмен на свое душевное спокойствие. ))) С вашей, общепринятой, оценкой войны я тоже не согласен - вы, как и большинство, переоцениваете жизнь человека. Война - это и  историческая необходимость, радость победы, горечь поражения,  развитие науки и техники, а с другой стороны трагедия отдельного маленького человека. Вот вы бы пожертвовали бы пирамиды фараонов на свободу рабов, построивших их? Вы уверены, что свобода этих рабов создала что-то более значительное, чем величественные пирамиды? Любое наше действие может превратиться в  зло, как только мы стараемся вложить в них цель, смысл и, тем более, умысел. Не потому ли у большинства народов юродивые считались не способными на зло и даже немного святыми. Разве не Иисус сказал, что блаженны нищие духом. Вот что меня смущает - добро и доброта глупее зла ... смущает, что на стороне добра - соседи со страхом скрывающие своих соседей, а зло - с уже готовым  списком, с заготовленными заранее арматурами... Как ни неприятно прозвучит, но доброта (добро) слишком глупа, чтобы  побороть зло - в этом ошибка многих людей.   И еще, мне почему-то кажется, что вы, впрочем, как и большинство, путаете добро с взаимовыгодными отношениями. Извините, но какое же это добро?!

      

24.05.2014 в 05:14Элеонора Мирзаян

Доброе утро!

Не буду спорить, что Ваш ответ действительно циничен)

 Пытаться понять, а, значит, и объяснить любое действие - какой напрасный труд, сказал бы известный поэт))

Но...я не менее цинична, чем Вы. А, может быть, и более. Но...

Ни-ни-ни...добро безусловно, оно не требует какой-либо отдачи. Если ты внутри себя гармоничен, оно, это добро, "прет" из всего тебя  - бери, не хочу. Доброта возникает из добра (более узко, но тем не менее). Потому и проблеска мысли о каком-либо ответном шаге не возникнет, а уж тем более, о выгоде. 

Блаженны нищие духом...Ваша трактовка уводит в сторону, иную от моего понимания фразы. Глупость - это дар Божий? Не согласна. 

Alien, мы сейчас уезжаем на парочку этих выходных. Я завтра вечером Вам обязательно отвечу. И про пирамиды, и про рабов. И про глупость добра, конечно.

Ух, какая интересная тема... 

23.05.2014 в 00:17Albert

Андрей Акопджанян

Не знаю. У меня вообще смешанные чувства с детства, я вырос в этом городе, но никогда не ощущал душевного комфорта и покоя. Каждый день для меня был днем борьбы и самоутверждения. Первая любовь, первый поцелуй, первая дискотека, первый выход в соседний квартал и вообще все твои действия под их пристальным вниманием. Один промах, одна ошибка, однажды проявив страх ты можешь стать никем и звать тебя будут никак. Они старательно хотели нам привить чувство второсортности, но это мне не помешало жить полноценной жизнью и жениться на одной из красивейшей азербайджанке не взирая на бесчисленное множество искусственных, а порой и жестоких проблем. Все кто жил там, все пережили эти чувства. Мы все были молоды и поэтому могли быстро перебороть душевные травмы, а сейчас вспоминаем те дни как светлые. Извините за откровенность.

Альберт Восканян 

Андрей, спасибо Вам за Вашу откровенность... Я всегда думаю, что всё то, о чём мы говорим - это личное, но мы должны говорить об этом. Человек должен высказаться, поделиться... Как всегда, я подчёркиваю, что всё, о чём я пишу, касается не только армян, но и представителей всех национальностей, проживающих в зонах конфликта... Судьбы беженцев и вынужденных переселенцев очень схожи...

22.05.2014 в 17:24Alien

Элеонора Мирзаян, очень верное замечание о Доме, так оно и есть, дом бывает только один...

Что касается этой истории, наверное, именно так и борется добро со злом - в мире, народе, обществе, в конце концов, внутри нас...   

Но меня смущает одно, что в отличие от зла, добро всегда выглядит неуверенным и  нерешительным, всегда требующим какого-то оправдания, зачастую показного. Иногда даже сомневаешься, может, зло более естественно, чем добро?   

31.05.2014 в 06:00Alien

Зря вы так о Марксе, построенная им (в Капитале) политэкономическая  теория и до настоящего времени является наиболее общей и цельной из существующих, не стоит основывать свое мнение исходя из конъюнктурных соображений (не важно, своих или чужих). Да и бездельником он является весьма условным, хотя, как известно, его страсть к познанию была причиной нищеты своей семьи. ))) 

 

Говоря о обществе и отдельном человеке, вы допускаете ошибку, так как они соотносятся друг к другу как общее и частное. Путь к настоящей свободе проходит через рабство, иначе она ничего не стоит, в этом вся диалектика развития как общества, так и его отдельной единицы - человека. впервые я это понял увидев  японских  крестьян из знаменитого фильма "Семь самураев", они же чистое воплощение покорности.  Иначе эта свобода больше похожа на гордыню - первейшую из грехов, хотя я и не являюсь верующим. Но мы, как мне кажется, сильно отдалились от главной темы.

21.05.2014 в 23:32Albert

Рузанна Авакян

 Все равно, пройдя, через многие тернии, я все таки добралась до звезд, сейчас у меня все хорошо. Я стала сильной женщиной, которая, сама стала помогать уже другим людям, которые попадают в самые затруднительные жизненные ситуации, но я бы хотела отметить, что я люблю по прежнему свой родной Сумгаит, даже не смотря, на то что в одночасье, как армянка я не стала нужна своему родному городу. Спасибо тебе, за то что ты пишешь о людях, об их историях...

Анаит Товмасян 

У каждого беженца - своя личная трагедия. Очень трудно оправиться от такого прошлого, где смешиваются простые теплые воспоминания из счастливого детства и эта трагедия... То поколение, которое прошло через это, не очень-то любит вспоминать эти страницы из прошлого...

 

28.05.2014 в 08:33Элеонора Мирзаян

Здравствуйте!

Ницше? Вот это история...И я - тоже.

Помните? "Никогда не выживет тот народ, который воспринимает трактовку своей истории глазами соседа"... - это для Кавказского узла))

И опять я с Вами не совсем....Если бы рабы получили свободу, никакого возвращения в первобытнообщинный строй быть не могло. История развивается по спирали вверх, а не вниз. Получив определенные знания, навыки и умения, назад в прошлое - бессмысленно, нерационально, а, значит, и нецелесообразно с исторической точки зрения.

сейчас - на работу....вечером напишу продолжение

 

25.05.2014 в 22:30Элеонора Мирзаян

Добрый вечер!

В продолжение темы. Наверное, сейчас более конкретно...

О значимости пирамид и свободы рабов, их построивших…

Согласитесь, сравнение не совсем корректно. Мы с Вами знаем, что история не знает сослагательного наклонения. Но…если мы возьмем с Вами строительство оросительных каналов – ценой определенного количества жизней было спасено неизмеримо большее количество. 

О свободе как значимости вообще: Давайте вспомним эпоху Реформации. Свобода как итог освобождения от рабства , например, от рабства духа, позволило создать неплохие, если не сказать, значительные вещи. 

Согласна, что в первом поколении рабов ничего значимого быть не может: перебороть чувство страха крайне затруднительно, если не невозможно. Однако уже второе-третье поколение ….там люди (уже - люди) мыслят несколько иными категориями. 

И еще немного о добре и зле. 

Все-таки, это довольно эфемерные понятия. Субъективны в своей конкретике. Есть понятия прогресса и регресса. Но добро и зло…нет, все зависит от восприятия своего поступка. 

О глупости добра.

Опять немного не согласна.  Добро и зло соотносится с понятиями ума и глупости.

Добро может быть глупым и умным. Зло может быть умным и глупым. 

Примеров в нашей жизни – масса. С древних веков и до наших дней. 

 

28.05.2014 в 23:53Элеонора Мирзаян

Добрый вечер!

Прочитав Ваше последнее сообщение, ассоциативно: научный коммунизм в институте, Энгельс с бездельником-нахлебником Марксом))

А если посерьезнее...Не могло быть несвоевременной эмансипации женщин, как не могло быть того или иного несвоевременного события различной степени значимости.

Все исторические события разворачиваются по установленной схеме: Есть предпосылки - затем действия - а затем  последствия. Это - история. Разве не так?

О свободе некоторых племен. Их так называемая свобода есть абсолютная несвобода, то есть зависимость от очень многих составляющих...как объективных, так и субъективных. 

Далее...О крепостном праве...Давайте определимся, рационально ли было бы сие устройство на Северном Кавказе. Крепостных, на минуточку, надо кормить и худо-бедно, но содержать. На какие такие средства? Самим бы прокормиться....Затем их надо занять. Где? В области сельского хозяйства. Это актуально для Северного Кавказа? Поэтому...для Северного Кавказа (даже если исключить характерные особенности личности и так называемую ментальность (дурацкое слово на самом деле) крепостного права быть не могло изначально. Не было предпосылок для этого. 

Общественне устройство определяется многими факторами, и в том числе производительностью труда. Именно, в том числе. 

Пошла ли свобода на пользу Северному Кавказу? Опять - таки, кому конкретно? Если человеку как самостоятельной единице - да, конечно. Если горному сообществу, которое в силу места расположения, природных условий, ментальности, особенностей взаимоотношений с соседними народами, отличается "некоторым" своеобразием - нет, не пошло на пользу. Разобщенность и невозможность в силу тех причин, о которых я говорила (и наверняка еще множества...) сформировать государственность привела к тому, что мы сейчас с Вами наблюдаем на Северном Кавказе.

 

21.05.2014 в 23:26карен

Борчали, согласен. Но я немного о другом писал, людям почему-то более интересно читать и слушать именно плохое, чем и пользуются и делают деньги политики и журналисты. Любой уважающий себя человек должен себя ограничить от гадкой информации, даже если она соблазнительна. Грубый пример, имея возможность смотреть порнофильмы, человек должен уметь запрещать себе в этом.

21.05.2014 в 23:03карен

Среди всех народов есть хорошие люди, только почему-то о них и их деяниях редко вспоминают, в отличие от злодеяний.

23.05.2014 в 22:04Элеонора Мирзаян

Привет, Слава!

Дело не в крупных и малых городах.

Дело в нас с Вами. Какие мы - такие и наши соседи.

Наше отношение к ним обуславливает их отношение к нам.

В большинстве своем будет так, как Вы говорили. В худшем случае - это будут параллельные отношения. Но враждебных, на мой взгляд, не будет. 

Что хотим - то получаем. Такая же цепочка и здесь. 

11.06.2014 в 20:58Элеонора Мирзаян

Здравствуйте, Alien. 

Я не разделяю ответственность от обязанности в рамках индивидуальности.  Jтветственна - потому что обязана. Или наоборот. Я играю в первое. Возможно, кто-то - во второе. 

Я против насаждения декларативных понятий, включающих слово "коллективная"...ответственность, обязанность...

Это, конечно, мое мнение. Я так чувствую, понимаю, принимаю и, сответственно, действую - живу. В моем понимании все - это никто. Отсюда -хаос как беспорядок.

Вы говорите: "...Потому я не очень согласен с утверждением, что при коллективной обязанности достаточно исполнение лишь частью людей, на которых эта обязанность возложена". А я категорически не согласна с этим. Кто опредил критерии отбора того или иного человека для того, что вот эти - обязаны, а эти  - нет. Причем и те, и эти - вместе, так называемый коллектив. В итоге что мы с Вами чаще всего имеем?

Ответственность не берет - никто, обязанность не исполняет - никто. Вот такой у нас с Вами образчик - Никто. и звать его Никак. ...Вот отсюда все наши и сложности, и даже беды. 

А разве я отвергала масштаб рассмотрения? мы даже и не обсуждали это с Вами. Абсолютность - это верх утопии. Все всегда относительно... чего-то и кого-то. 

Очень интересное и, признаюсь, неожиданное понятие доброты Вы привели. Стоит подумать об этом. А почему бы и нет? Если отодвинуться от психологических изысков, нормальной и патологической физиологии человека...от некоторых научных сотрудниках, запутавшихся в современных представлениях о генетической памяти, и поразмышлять...

 Alien, может быть, Вы и правы. Как бы ни парадоксально и нелепо это не выглядело. 

Давайте поговорим о свободе. Вы говорите, что свободным можно быть, только пройдя через рабство.

Рабство чего? привязанностей? привязанностей с обязательствами? Или Вы имели ввиду что-то иное?

 

30.05.2014 в 22:57Alien

А я уже давно не воспринимаю афоризмы серьезно - на каждый глубокомысленный афоризм можно найти афоризм с обратным утверждением. 

Насчет, коллективных категорий, мне кажется, тут вы сильно лукавите! Само понятие народа, как и всякого другого устойчивого соц. образования, уже предполагает наличие таких категорий. В таком случае, почему же вы не отрицаете возможность геноцида? Это понятие как раз и основано на таких понятиях, причем для обеих  сторон, как жертвы, так и совершившей. А убийства чести...  и т.п. и т.д. Я от вас ожидал большей проницательности.     

 

31.05.2014 в 10:36Элеонора Мирзаян

Здравствуйте, Аlien.

С афоризмами разобрались. Согласна. Пойдем дальше.

Сильно – средне – слабо лукавить нет смысла, не то поле…

За ожидание большей проницательности – спасибо. Однако это самое ожидание чего-то большего – весьма неблагодарно и в подавляющем большинстве случаев заканчивается разочарованием. Но это все – лирические отступления. Что касается существа вопроса…

Поправьте меня, если я не права:

Например, индивидуальная и коллективная ответственность.

«я просто не верю в коллективную ответственность (которая чаще  проявляется, лишь в качестве безответственности, причем уже  всеобщей), честь, совесть и т.д. - это обман и лицемерие».

Значит, все-таки не верите? Не верите в само существование или  считаете это обманом и лицемерием как подменой самого понятия?

В своем сообщении, говоря, что я не знаю, что это такое, конечно,  я несколько ерничала, будучи уверенной, что это все – абсолютная чушь и воспринимать коллективность рассматриваемых нами понятий – пустая трата времени.

                Если предположить и, соответственно, декларировать,  что коллективная ответственность существует, то естественны следующие рассуждения.

Поскольку исполнения индивидуальной обязанности требуется от каждого человека в отдельности, то её исполнение частью людей или общества не освобождает от ответственности остальных. Что же касается коллективной обязанности, то её исполнение не требуется ни от каждого человека в отдельности, ни от какого-либо конкретного человека. Если часть людей исполнит её, то остальные освобождаются от ответственности  за её неисполнение.

Индивидуальная обязанность связана с индивидуальной пользой, что же касается коллективной, то она возвращается к общественной пользе.

Индивидуальная обязанность ложится на каждого человека в отдельности и не снимается с него, пока он не исполнит её. Коллективная обязанность также ложится на всех людей, однако спадает с них, если будет исполнена частью общества. 

Если же коллективная обязанность никем не будет исполнена, то это «неисполнение»  ложится на всё общество в целом и всех людей в отдельности.

Неплохой расклад, верно? Однако…это лишь теоретические выкладки, окутывающие индивида и не дающие ему возможности осознать себя как Я и принимать решения тоже как Я.

Легче всего списать удачные и неудачные решения на коллективную ответственность. Такой ответственности в природе не существует! Она и не может существовать! Есть ответственность Я перед своим народом, есть ответственность взять ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  на себя. И только.

Об убийствах чести и тождественных этому понятиях…

Определимся с понятием слова «честь». Честь — это внутренняя честность, предписывающая человеку нравственный образ жизни и действий, а также не позволяющая унижать достоинство личности — как свое, так и другого человека. Поэтому честь требует от личности такого поведения и поступков, которые поддерживают, оправдывают общественный престиж, репутацию самой личности или коллектива. Это признание нравственных заслуг личности, безупречной репутации. Честь обязывает добросовестно трудиться, быть справедливым, правдивым, признавать свои ошибки. Все зависит от того, в какой мере личность проявляет сознательность и моральную ответственность. От самого человека зависит, какой мерой уважения общество отметит его заслуги... и так далее и тому подобное…Продолжать можно бесконечно.

 

Определимся с сущностью чести.

Рыцарство. Вступаться за слабых людей, сражаться за честь и в честь прекрасной дамы, кровью смывать оскорбление, унижающее честь. Таков ведь средневековый кодекс чести, не правда ли?

Мушкетеры. Кодекс чести предписывал хранить верность слову, дружбе, преданно служить государству, сражаться за свою честь.

Дворянский долг чести в России. Каковы были правила? Здесь мы видим требование, держать свое слово, верно и самоотверженно служить Отечеству, на дуэли защищать оскорбленную кем бы то ни было честь, своевременно расплачиваться по долгам.

 

И?..Где тут коллективность? Нет ее. И быть не может ни по сути, ни по определению.

               

 

О геноциде…Ни в одном своем сообщении на КУ я не касалась этого явления.