Моё посещение центра "Айартун" в Тбилиси

18 октября 2015, 12:25

Будучи в Тбилиси на семинаре, у меня было свободное время, которым мог распоряжаться, и я решил пойти в культурно-просветительский и молодежный центр "Айартун". Договорился с моим другом Серго и мы вдвоём пошли туда. Оказалось, Центр находится во дворе армянской церкви Сурб Эчмиадзин (конец 19в.).

Зашли к Левону Чидиляну, который руководит Центром с 2012 года, и очень много делает для его нормального функционирования. На стене кабинета Левона я увидел картины Тенгиза Микоянца, с которым был знаком. Почерк Тенгиза я знал и поэтому сразу догадался, кто автор этих прекрасных работ.

Поговорив с Левоном, я узнал, что «Айартун», как общественная организация, был основан в 2010 году группой тбилисских интеллигентов и уже 5 лет, как этот Центр действует на благо армян Тбилиси. Хотя, тут я сделаю оговорку: есть и другие общественные организации, куда входят армяне Тбилиси. Но у меня разговор пойдёт конкретно о  «Айартуне».

Сразу скажу, мне импонирует, что эта организация является отдельной юридической организацией и действует при Епархии ААЦ Грузии. Церковь для армян веками является фундаментальным оплотом, сплачивающих воедино нацию.  Особенно это ярко видно там, где армяне проживают вне Армении, можно сказать на «чужбине», разговор идёт о диаспорах. Хотя, написал это слово («чужбина»), но сам не очень-то согласен с этим выражением...

«Основная проблема - это нехватка армянских школ. В Тбилиси до 10.000 армян школьного возраста, а из них только 500 получают образование на армянском языке. Центр "Айартун" дополняет этот пробел существующими в центре субботними и воскресными школами, где преподаются армянский язык литература (педагог Роза Зорабян, ред. АВ), и т.д.

В "Айартуне" кроме субботней и воскресной школ действуют: классы дола и дудука, вокально-инструментальный ансамбль, детский и юношеский хор, преподаются истории Армении и Армянской Церкви, уроки психологии и армянских традиций, танцевальный ансамбль. Есть у нас детский сад, основная цель которого - подготовить учеников для армянской школы. и т.д.  Все занятия бесплатные. Каждый год число обучающихся доходит до 600 человек. Приблизительно в год мы выпускаем от 150 до 200 человек разного возраста» - сказал в беседе со мной Левон Чидилян.

Левон, Серго и я прошлись по классам. В одном проходил урок рисования (преподаватель  Тамар Сулханишвили, ред. АВ), в другом дети играли на дудуке и зурне (руководитель класса Иванэ Мкртчян, ред.АВ). Я сразу же сделал небольшой ролик, который выставляю здесь. Было интересно видеть мелких, которые учились рисовать, играть на музыкальных инструментах, впитывали всё, что им показывали и говорили преподаватели...  В Центре увидел Женю и Лусине, работников Центра, моих френдов на ФБ, все мы были рады встрече...

Разговаривая с Левоном и Серго, я узнал, что в Тбилиси есть только одна армянская школа, №104. Также, есть ещё две школы, но грузино-армянские, т.е. там есть армянский сектор.

Многие армянские семьи своих детей дают учиться в грузинскую или же в русскую школы, но родители хотят, чтобы их чада знали армянский язык, и тут огромную помощь этим детям оказывает «Айратун», обучая их родному языку.

Вошли в церковь Сурб Эчмиадзин и попали на венчание: красивая пара стояла и слушала священника Тер Самвела, который проводил обряд. Конечно, я сделал фотографии церковного венчания. Потом мы вышли во двор церкви, где увидел выставленные старинные камни. Как оказалось, эти камни были найдены в разрушенной церкви Кармир Аветаран в Тбилиси и в 1989 году перенесены на территорию церкви Сурб Эчмиадзин. А Левон Чиндилян нашёл последний камень с изображением Христа и также перенёс туда же.

Много было чего интересного во время моего посещения Центра  «Айартун» и нашу церковь Сурб Эчмиадзин, всё это вы увидите в фотографиях, которые я выставляю здесь, на этом посту.

А потом, друзья меня не отпустили... Говорили мы хорошие тосты...

Армяне Тбилиси, не могу сказать за всю общину Грузии, давно интегрировались в общество. Много их среди интеллигенции, многие занимают высокие посты, есть простые работяги и все они видят в Грузии свою Родину и не на словах, а на деле. И делают всё возможное для её процветания.

Может поэтому слово «чужбина» режет мне слух...

Здание культурного центра Айартун.  

Работа Тенгиза Микоянца Армянские церкви Тбилиси.

Работа Тенгиза Микоянца Армянские церкви Тбилиси.

Урок рисования. 

Преподаватель рисования Тамар Сулханишвили в учениками.

 

Руководитель класса дудука и зурны армянского культурного центра  Айартун Вано Мкртчян с учениками. Фото взято из архива Айратуна.

Ученики класса дудука и зурны армянского культурного центра Айартун г.Тбилиси, исполняют "Пепои ерг".

 

Здание Тбилисской духовной семинарии Нерсесян сегодня. Она действавала с 1824г. по 1924г. Здание в Сванетис Убани было построено 1909-1911гг. на пожертвование Александра Маташева. 

Председатель армянского культурного центра Айартун г.Тбилиси Левон Чидилян. Фото взято из ФБ. 

Евгения Маркосян и Лусине Погосян (слева на право), работники центра "Айартун".

Флаги Грузии, Айартуна и Армении в Центре.

Церковь Сурб Эчмиадзин, конец 19 века. 

Молодожёны в церкви. 

Тер Самвел проводит обряд венчания в церкви Сурб Эчмиадзин.

Приглашённые гости в церкви.

Памятный камень с именами благотворителей, на чьи средства была построена церковь Сурб Эчмиадзин. Находится у центраной двери церкви.

Эти камни обнаружил Левон Чидилян несколько лет назад в разрушенной церкви Кармир Аветаран в Тбилиси. После чего, они были перенесены во двор церкви Сурб Эчмиадзин.

 

Лев - символ Евангелиста Марка.

Человек - символ Евангелиста Матвея.

Фрагменты. 

Ученики класса дудука и зурны армянского культурного центра  "Айартун" г.Тбилиси, исполняют "Пепои ерг". Руководитель класса Вано Мкртчян.

19.10.2015 в 14:27artmovs

Альберт спасибо за интересный и приятный материал. У нас нет с грузинами существенных или неразрешимых проблем, веками стояли друг за друга, есть и общая история.  И то, что армяны могут интегрироватся в грузинское общество, тому доказательство. 

19.10.2015 в 20:12..Бэн Джойс.

Вот это точно!Говорю же-нонсенс)Двоечник наверное был,неспособный к языкам...)

19.10.2015 в 20:14Albert

Наверное, ведь в жизни и таких не мало, у которых способности к чужим языкам раны нулю.)))

19.10.2015 в 19:18slavyan

Привет,Альберт!Красивое здание,симпатичные детишки...слушай а с детьми пообщался?Интересно..как они воспринимают своё армянское происхождение и то что живут в Грузии?

19.10.2015 в 20:10..Бэн Джойс.

Спрашивал.Шибко обижались,когда вставлял другое окончание)

19.10.2015 в 19:29..Бэн Джойс.

Альберт,только сейчас узнал,что в Тбилиси есть армянская школа,у меня есть двое знакомых,тбилисских армян,они мне говорили что школ нет.Я еще был удивлен,что армян много,а школы нет...А интересовался потому,что они не знают родного языка,только некоторые слова,да и по русски,с грузинским акцентом)

19.10.2015 в 20:00..Бэн Джойс.

Бегаловы.

19.10.2015 в 19:33Albert

  artmovs , рад, что пост Вам понравился. Проблемы всегда бывают в обществах, особенно в многонациональных. И Грузия не исключение. Главное, что проблемы армян там решаемы и многое зависит не только от грузин, но и самих армян - жителей Грузии.

Я сейчас пишу небольшой рассказ-пост, выставлю. посмотрите. Как раз на эту тему. Правда, он немного юмористический... вообщем, скоро посмотрите.:)

19.10.2015 в 19:47Albert

Бэн, я встречал в Тбилиси русского парня, который внешностью на все 100 русский. Но разговаривал он на русском с большим грузинским акцентом.

В эту поездку встретил мужика: высокий, голубоглазый блондин, с лицом прибалта, оказался латышом. Родился, вырос в Тбилиси. На русском говорит с большим груз. акцентом, свой родной вообще не знает...

19.10.2015 в 20:06Albert

Вот, не могу сказать. Это могут быть Бегаляны, Бегалянцы, Бегалуни, Бегалунцы и т.д.

К слову, сразу скажу, что есть и такой момент: по некоторым фамилиям можно определить, этот человек карабахский или нет. Уверен, что в Карабахе не найдётся ни одного человека с фамилией Бегалов(а).

19.10.2015 в 19:53..Бэн Джойс.

Диаметрально противоположный пример,так же есть знакомый,русский,родился и вырос в Тбилиси,но по грузински не разумиет)Вообще нонсенс)Говорит,а откуда мне его знать,окружение русское,школа русская,даже район где жил-грузин по пальцам пересчитать можно,русские,армяне,азербайджанцы...Сплошной интернационал)Неужели в школе грузинский язык не преподавали?

19.10.2015 в 20:13Albert

Ну, это уже их бзики.)) Если армяне, то все мамилии первоначально были на окончания, которые я выше выставил.)))

19.10.2015 в 19:57Albert

Это пример, что Вы показали, наверное редкий, тем более для стран ЮК.

Кстати, старые тбилисцы знают не один, не два языка, а целых 4. Это грузинский, армянский, азербайджанский и русский. Даже есть поговорка, мол, тот не тбилисец, кто не знает эти четыре языка. :-)

19.10.2015 в 19:55..Бэн Джойс.

У этих на"ов".

19.10.2015 в 19:48..Бэн Джойс.

У моих знакомых(они братья)даже фамилия не сугубо армянская,без окончания"ян",хотя они меня убеждают что это старинная дворянская фамилия.

19.10.2015 в 19:38Albert

Привет, Слава! К сожалению, с детьми не смог нормально пообщаться, времени и возможности не было. Так, погворил с ними чуток на армянском, вот и всё...:(

В следующий раз, думаю, найду возможность с ними поговорить, "покопаться" в них, самому интересно...

19.10.2015 в 19:59Albert

Ну, тогда трудно сказать, потому что, к любой армянской фамилии сожно добавить "ов". Вот, если узнакть корень их фамилии, можно будет понять, на самом ли деле, фамилия у них княжеская.

19.10.2015 в 19:54Albert

Есть у нас и такое, Бэн. В Карабахе тоже есть люди с такими фамилиями, как правило, они заканчиваются не на "ян", а на "унц", "уни", "енц", "онц" и др. Все они потомк княжеских родов.

19.10.2015 в 19:44Albert

Бэн, в Тбилиси "чисто" армянская одна школа, но есть ещё две школы, где армянские сектора, вместе с грузинскими.

Вы не удивляйтесь, есть категория армян в Грузии, в частности в Тбилиси, которые до того интегрировались в грузинское общество, что у них только фамилия армянская. В теле поста я писал, что "многие армянские семьи своих детей дают учиться в грузинскую или же в русскую школы".

Приходилось и с такими людьми тоже стречаться, для которых грузинский язык ближе, они думают по-грузински и пр. Хорошо это или плохо - это уже другой вопрос.

22.10.2015 в 13:07Albert

Сергей Чарухчян

 Я лично как этнический армянин проживающий в Грузии считаю что создание центра Айартун являлось необходимым, поскольку до этого существовала опасность ассимиляции армян Грузии. По моему мнению сегодня мы можем и обязаны с гордостью сказать что благодаря великолепной и командной работе коллектива и руководителя центра господина Левона Чидиляна центр Айартун смог не только в разы укрепить армянства Грузии, но и и а также смог способствовать тому что армянская молодежь Грузии учится сохраняя великое прошлое создавать великое будущее нашей нации, нашего народа.По моему мнению говоря о центре Айартун необходимо поблагодарить главу Епархии ААЦ в Грузии его Преосвященство Епископа Вазгена Мирзаханяна и всех тех людей кто принимал участие в создании этого центра.