18:06 / 31.10.2001Для мира в Чечне появился шанс

Ближайший сподвижник Аслана Масхадова Ахмед Закаев на прошлой неделе позвонил представителю президента России в Южном федеральном округе генералу Виктору Казанцеву и предложил встретиться в Москве для решения чеченской проблемы.

То, как Казанцев уважительно по отношению к фактическому противнику отреагировал на это предложение, говорит о нем как о состоявшемся политике.

Я знаю генерала Казанцева с весны 1996 года, когда он прибыл в Северокавказский военный округ на должность первого заместителя командующего войсками (командующим был тогда генерал Квашнин). Тогда, в первую чеченскую кампанию, он не был заметной фигурой. Потом, после ухода Квашнина в Генеральный штаб, Казанцев возглавил Северокавказский военный округ. Год, как Виктор Казанцев сменил генеральский мундир на цивильный костюм. И вот такая удивительно человеческая реакция на предложение масхадовского министра.

Чему я удивляюсь и радуюсь, спросит читатель. Тому, что в словах Казанцева отсутствовали нотки превосходства и победоносности. Мол, вот вы до чего дошли, уже сами к нам обращаетесь. Вспомните, когда в январе 2000 г. боевики, выходя из Грозного, попали на минное поле, многие погибли, а Басаев остался без ноги. Отвращение вызвали тогда издевательски оскорбительные слова генерала Шаманова - сколько неуважения в них было в адрес противника и любования своим собственным величием.

За гибель в честном бою горцы не мстят, а вот унижения, оскорбления не прощают. И сколько же последующие месяцы принесли горя: и псковские десантники, и пермский ОМОН?

Звонок Закаева Казанцеву - это добрый знак. Это отклик на тактичное, высказанное не в ультимативной форме заявление президента России. Пусть не через 76 часов откликнулся Масхадов, но он откликнулся. И это шанс для первого важного шага к миру в Чечне. Дай Бог нам его не упустить.

P.S.

В прошлом, понедельничном, номере "Новой газеты" мы писали о судьбе офицера Веденской комендатуры Чечни подполковника Сергея Боряева, попавшего в плен к боевикам Хаттаба.

Нашу редакцию посетила жена пленного офицера Инга Боряева.

Переговоры об освобождении ее мужа по официальным российским каналам начались. Боевики предъявили список из двенадцати жителей Чечни, освобождения которых они требуют в обмен на российского офицера.

К работе подключена комиссия при президенте России по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Наш источник в Министерстве обороны России сообщил, что работа по освобождению подполковника Боряева находится под личным контролем министра обороны Сергея Иванова.

29-31 октября 2001 г., "Новая газета", №79

Автор:Вячеслав Измайлов