12:13 / 05.01.2008Давид Гамкрелидзе: "Конституционная монархия разрешит многие проблемы Грузии"

Гамкрелидзе отметил, что кандидат в президенты Саакашвили не собирается предлагать новый курс и в Грузии останется авторитарный режим правления, несмотря на то, что Михаил Саакашвили предлагает преодолеть бедность в стране, он должен оставаться во главе всех рычагов власти (судебная система, самоуправление, парламент).

"Что касается приоритетов моей предвыборной программы, то в первую очередь, я собираюсь вернуть справедливость в нашу страну, с помощью независимой судебной системы, с помощью свободных СМИ. Я собираюсь провести референдум о политическом устройстве Грузии, и пусть грузинский народ решает, какая политическая система более приемлема для нас: президентская система, парламентская республика или конституционная монархия. Я не подразумеваю ту президентскую систему, которая так похожа на туркменский вариант, где президент единолично управляет всеми системами, всеми структурами. В моем понятии президентская система - это классическая президентская модель, которая есть в США.

Если же выбор народа падет на парламентскую республику - это будет европейская модель. Если же на парламентскую монархию - будет также система, апробированная в Европе, когда монарх не управляет, а управляет политическая сила, которая имеет большинство", - ответил кандидат в президенты на вопрос корреспондента "Кавказского узла" о приоритетах предвыборной программы.

По словам Гамкрелидзе, в программе есть пункты по всем направлениям, которые являются проблематичными для Грузии: "Мы не только предлагаем, но и говорим, как это будет произведено в реальности".

"Мы говорим об экономической реабилитации страны, о создании рабочих мест. Также говорится о социальной политике, о социальной солидарности, которая должна вестись, о преодолении бедности в стране, о возрождении грузинского села. Четко прописаны и пункты о системе образования. В целом хочу сказать, что это спокойствие, мир, справедливость, это создание рабочих мест и только с помощью мирных методов решить проблему территориальной целостности Грузии", - говорит он.

Давид Гамкрелидзе поддерживает идею конституционной монархии и видит именно в этой модели правления пути разрешения многих проблем, существующих в Грузии, в частности конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

"Думаю, что конституционная монархия — это очень интересная система правления, по многим причинам и направлениям.  Одна из интересных сторон этой системы, что у нас появится возможность начать разговор с чистого листа. Династия Багратиони едина как для грузин, так для осетин и абхазов. Конечно, это не дает иллюзии, что как только Грузия перейдет на правление конституционной монархии, сразу же все проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией разрешатся. Но это дает еще один шанс начать нормальный диалог", - подчеркивает Гамкрелидзе.

"На территории Грузии проживает около 300 тысяч этнических азербайджанцев. Президента Грузии несет ответственность, чтобы эти люди чувствовали себя полноценными гражданами страны. Если мы сможем гармонизировать наше законодательство, в первую очередь, налоговую систему, это даст нам возможность создать единое экономическое пространство в Южно-Кавказском регионе. Мы должны готовить проекты, в которых будут заинтересованы бизнесмены из Грузии, Армении, Азербайджана, Турции, России. Может это сегодня звучит как что-то нереальное, но думаю, общими усилиями этого можно достичь. Бизнес может найти те пути решения проблем, которые не могут найти политики", - полагает политик.

Кандидат в президенты от "Новых правых" считает, что: "Грузии нужен лидер, который будет стоять выше всех политических и идеологических взглядов и группировок, который не будет зависеть от интересов большинства. Он будет защитником, как этнического большинства, так и меньшинства. История династии Багратиони показывает, что все монархи очень часто защищали этнических не грузин. Монарх должен быть гарантом стабильности в стране".

"Но, в конечном итоге, народ сам решит, какая модель государства ему нужна. Хотя я против парламентской республики. Тот же кризис в Турции летом прошлого года хороший пример для нас, что с очень сокращенными полномочиями президент может стать источником для противостояния между представителями различных слоев населения", - отмечает Гамкрелидзе.

По его мнению, Абхазия и Южная Осетия должны быть автономными. При конституционной монархии появится возможность самых высоких полномочий для субъектов, входящих в конституционную монархию.

"Кроме этих регионов, в Грузии есть автономия в Аджарии. К сожалению, это не автономия, а - фикция. Этим Саакашвили дал очень плохой пример как абхазам, так и осетинам. Автономия в Аджарии должна быть реальной, то есть и Верховный совет автономной республики, и правительство должны сами принимать решения по всем вопросам, которые находятся в их компетенции, самостоятельно, а не так как это делается сегодня",- подчеркнул лидер партии "Новые правые".

По словам политика, для других регионов Грузии будет существовать два уровня самоуправления. Первый на районном уровне, второй на региональном. Исторические края должны трансформироваться в структуру самоуправления и должны иметь избираемых губернаторов. Причем губернаторы должны избираться прямым путем, там же должны избираться советы сроком на три года. То есть, в часть Грузии получит региональное устройство, а Абхазия, Южная Осетия и Аджария - автономию.

"Первое, что я собираюсь сделать для урегулирования конфликтов: начать диалог без предварительных условий, предложить господину Багапшу подписание договора о невозобновлении военных действий. Тоже самое собираюсь предложить господину Кокойты. Криками "Фандараст!" решать проблему не серьезно. У каждого локального лидера есть свои доводы, свои причины, поэтому только с помощью диалога с ними можно будет достичь взаимопонимания",- объясняет свою позицию политик.

Гамкрелидзе считает, что необходимо решить проблемы внутри страны, в первую очередь, экономические, строить демократию, построить такую социальную систему, чтоб проживающие в Абхазии и в Южной Осетии, сами захотели жить в одном государстве со всеми гражданами Грузии.

"Я часто привожу пример разделенной Германии, когда из Восточной Германии люди, рискуя своей жизнью, старались перейти через стену в Западную Германию, потому что там был лучший уровень жизни. Мы должны стать привлекательными для них. У меня такая идея о создании единого экономического поля. Это касается не только Абхазии и Южной Осетии. Мы должны создать все это вместе с азербайджанцами и армянами, потому что этот рынок, этот регион должен быть привлекательным крупных инвесторов. А отдельно Грузия или какая-то ее часть все-таки менее привлекательна для инвесторов. Я собираюсь вместо блокады вести политику открытых дверей, и с представителями руководства Южной Осетии  и Абхазии должны обсудить, как открыть границы, как помогать нашим бизнесменам, чтоб они могли свободно вести бизнес. И может, с началом экономических взаимоотношений, мы выйдем на тот уровень доверия, который необходим для разрешения проблемы конфликтных зон",- говорит политик.

По мнению Гамкрелидзе, Саакашвили своей политикой привел к тому, что отношения с теми же осетинами стали намного хуже, чем они были до 2004 года.

"В ходе предвыборной кампании я побывал во многих регионах Грузии и часто слышал от населения, что грузино-российские отношения - реальная проблема для них. Ведь из-за политических отношений в первую очередь страдает экономика. Экономическая и транспортная блокада, визовый режим - огромная проблема для Грузии. Для нас основным приоритетом является разрешение этой проблемы и восстановление нормальных, дружеских и партнерских отношений с Россией. Я собираюсь начать диалог с российским руководством для снятия в первую очередь эмбарго. Мы должны понимать претензии российской стороны, и думаю, что и Россия будет готова начать понимать наши проблемы. Я уверен в том, что, как и Грузия Россия заинтересована в нормальном, стабильном соседе на Южном Кавказе",- заявил Гамкрелидзе, говоря о грузино-российских отношениях.

Грузия и Азербайджан доказали, что они могут очень плодотворно сотрудничать, быть инициаторами больших международных проектов, считает кандидат в президенты.

Давид Гамкрелидзе выступает за вступление Грузии в НАТО: "Я обращаюсь к своим избирателям, и буду агитировать, чтобы они также голосовали за вступление в НАТО. Наша партия всегда поддерживала эту идею. Наши друзья, страны входящие в НАТО, всегда от нас требовали не милитаризации страны. А в 2007 году мы потратили 10% от общего валового продукта на оборонную систему Грузии. Это рекорд по всему миру. Мы собираемся уменьшить военный бюджет, потому что наши друзья требуют не сильную оборонную систему, а судебную реформу, прозрачности бюджета, построение реальной демократии в Грузии".

"При правительстве Саакашвили мы потеряли очень много времени. События 7 ноября еще раз подтвердили те сомнения, которые имелись у стран-членов НАТО относительно демократии в Грузии", - уверен Гамкрелидзе.

"НАТО — это не только военное объединение, это объединение ценностей. Никто Грузию в НАТО не примет без реальной либеральной, гарантированной демократии в стране. Это я и собираюсь сделать в случае избрания меня президентом Грузии: достичь реальной демократии, реальной децентрализации власти, реального баланса между ветвями власти. Это даст второе дыхание, чтобы мы двигались в том направлении. Но все это будет делаться на фоне урегулирования отношений с Россией", - обещает Гамкрелидзе.

Гамкрелидзе подчеркивает, что в случае избрания его в президенты, он не собирается никого арестовывать: "Другое дело, если на кого-то подадут в суд по конкретному делу, пусть суд решит, виновен этот человек или нет. Если человек совершил преступление, он ответит по закону. Перед судом все равны". По его словам, в случае избрания его президентом не будет резкой смены кадров в госструктурах.

Гамкрелидзе уверен, что сейчас в Грузии идет политическая борьба: "Конечно же, присутствуют и финансовые интересы, но не думаю, что они являются приоритетом в этой борьбе. В течение четырех лет граждане Грузии наконец-то поняли, что президент Саакашвили так и не смог принести в Грузию демократическую систему, которая так нам всем важна и нужна. И граждане требуют теперь реальной демократии, справедливой политики, защиты прав человека. Избиратели сделают выбор в пользу реальной демократии, тем самым, сделав выбор в нашу пользу, потому что я отвечаю за свою предвыборную программу и за свою команду. Но мы должны обязательно учесть, что предвыборная кампания проводилась в неравных условиях",- заявляет Гамкрелидзе.

По его словам, правящая партия и правительство очень активно использовали административный ресурс. Гамкрелидзе уверен, что все губернаторы, все руководители на районном уровне были вовлечены в эту предвыборную кампанию Саакакшвили, все силовые структуры, представители полиции, прокуратуры, были неофициальными членами избирательных штабов Саакашвили, использовали методы устрашения, прессинга на избирателей.

"Люди бояться завтрашнего дня, боятся, что местная полиция или местные власти узнают, за кого они проголосовали. Для нас главная задача - дать гарантии нашим избирателям, что никто не сможет контролировать их во время голосования, что их голоса никто не сможет сфабриковать",- сообщает Гамкрелидзе.

"Все президенты в регионах Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли получали 99% голосов. Во время встреч с населением этих регионов я пытался объяснить, что пока эти регионы будут давать такой высокий процент голосов властям, те ничего не будут делать региона. Хотя проблем там уйма: та же приватизация земель, так же возможность получать информацию, изучать грузинский язык. Молодежи из Квемо-Картли намного легче поступать в ВУЗы Баку, из Самцхе-Джавахети - в Ереван. Почему наши граждане должны уезжать в соседние страны?", - сетует политик.

Коснувшись возможных итогов выборов, Гамкрелидзе сказал: "По нашим данным, ни у одного кандидата нет шансов в первом же туре преодолеть 50% баръер. Если объявят, что в первом же туре победил Саакашвили, будет незамедлительная реакция не только с нашей стороны, но и со стороны избирателей. И доверие к результатам выборов будет очень низкое".

По словам кандидата, серьезным индикатором справедливости выборов в Грузии будут результаты плебисцита, когда страна, наконец, узнает, когда должны проводится парламентские выборы - весной или осенью.

"Правящая партия и господин Саакашвили просил свой народ провести парламентские выборы только осенью, при этом приводил очень несерьезные аргументы, - вспоминает кандидат. - Значит, те, кто поддержит правящую партию и непосредственно Саакашвили, естественно, будут голосовать за проведение выборов осенью".

По его словам, то, насколько совпадут итоги голосования по выборам и плебисциту, и определит степень справедливости последних. Это, по выражению Гамкрелидзе, и будет индикатором того, насколько можно будет верить результатам данных выборов.

"Количество наблюдателей, приехавших со всего мира по сравнению с количеством избирателей и размером страны, рекордное. Думаю, что присутствие наблюдателей, а также активность с нашей стороны не даст правящей партии возможность реально подтасовать результаты выборов. Я уверен, что при втором туре одним из кандидатов буду я. Если во второй тур выйдет Саакашвили и любой кандидат из оппозиции, однозначно буду поддерживать оппозиционного кандидата. Авторитарный режим правления, предлагаемый Саакашвили, неприемлем для меня", - говорит политик.

По словам Гамкрелидзе, очень важно, чтобы в Грузии был прецедент смены президента и власти путем выборов, так как до этого власть менялась путем революций, гражданских войн, а затем проводились формальные выборы.

"Если выборы будут сфальсифицированы, мы не собираемся признавать незаконно выбранного президента. Однако мы не выйдем решать этот вопрос на улице, мы не сторонники революционных решений проблем. Мы политическими методами достигнем того, чтобы повторно провести выборы. Все предыдущие президенты старались узурпировать власть, считая, что их миссия - спасти народ, а потом менять таких президентов было невозможно. Такая политика становилась причиной разделения народа на сторонников действующего президента и на его противников. Так было со Звиадом Гамсахурдия, с Эдуардом Шеварднадзе, так же закончил свой президентский срок Михаил Саакашвили", - подытожил Давид Гамкрелидзе.

5 января 2008 года

Интервью с Давидом Гамкрелидзе предоставила собственный корреспондент "Кавказского узла" Эдита Бадасян.

Автор:Кавказский Узел