11:22 / 01.02.2008ПЦ "Мемориал": Митинг в Назрани 26 января 2008 г. - до и после. Хроника событий

26 января 2008 года на 10:00 на площади "Согласия" г. Назрань предполагалось провести митинг "В поддержку курса президента РФ Путина В.В. против коррупции и терроризма".

Ещё 11 января организаторы митинга направили уведомление о проведении акции в администрацию Центрального муниципального округа г. Назрань и в мэрию г. Назрань. В ЦМО уведомление было сдано под расписку. В мэрию уведомление отправили по почте, так как в приёмной администрации города отказались его принимать.

21 января в здании прокуратуры РИ одному из организаторов митинга Макшарипу Аушеву были вручены два предостережения о недопустимости нарушений закона при проведении митинга. В отношении Аушева было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 20.2 Кодекса ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания митинга, демонстрации, шествия или пикетирования").

Утром 25 января УФСБ по Ингушетии объявило часть территории республики зоной контртеррористической операции - якобы в связи с имеющейся информацией о подготовке боевиками терактов в местах массового скопления людей и нападений на административные здания. С 10:00 зоной контртеррористической операции объявлены частично города Назрань и Магас, а также окрестности станицы Нестеровская. В тот же день правоохранительные органы республики сделали заявление о том, что митинг не разрешен. Однако организаторы не отказались от своего решения провести акцию протеста.

26 января утром площадь "Согласия" и прилегающие улицы были заблокированы милицейскими нарядами, военными грузовиками и бронетехникой. На площади и на основных перекрестках Назрани были сосредоточены сотрудники правоохранительных органов. Так, проспект Базоркина на пересечении с улицей Картоева был заблокирован бронетехникой, а на стыке проспекта Базоркина с улицей Фабричной стоял обычный пост. Площадь была блокирована многочисленной группировкой сотрудников правоохранительных органов с дубинками и другими спецсредствами, со щитами, шлемами и противогазами, - они плотными цепями стояли по периметру.

В 10:00 на площади "Согласия" ничего не происходило, ни митингующих, ни организаторов не было видно. Около 10:30 со стороны улицы Фабричной к площади Согласия организованно выдвинулись демонстранты. Внешние наблюдатели говорят о нескольких десятках (примерно сорок-пятьдесят молодых людей), журналисты, шедшие в колонне от Чеченской улицы мимо рынка, - о двух сотнях демонстрантов, собравшихся по пути из многих групп. Они несли транспаранты. Среди них было много несовершеннолетних. Молодежь сопровождал среднего возраста человек с громкоговорителем, призывавший всех присоединиться и участвовать в митинге.

Первый кордон милиции у памятника участникам Великой отечественной войны они миновали беспрепятственно, но на подходе к площади дорогу перекрыли "силовики", и стали теснить митингующих, применяя дубинки. В адрес сотрудников милиции полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. Милиционеры открыли предупредительную стрельбу в воздух, применили слезоточивый газ. Таким образом они рассеяли группу митингующих. Несколько человек были задержаны - их валили на землю, сажали в УАЗики и увозили горотдел милиции. Подростки разбежались по окрестным дворам и попытались пройти к площади с другой стороны. В сторону сотрудников милиции снова полетели камни и бутылки. Сотрудники милиции в ответ открыли стрельбу, и кинулись в погоню, во дворы, задержали ещё несколько человек. Задержанных избивали, порою применяли электрошок.

После 11:00, когда митингующие были разогнаны, на площади по-прежнему ничего не происходило, но милиция продолжала ее блокировать. В непосредственной близости от площади с утра собралось человек около семидесяти наблюдателей, среди них - журналисты и правозащитники. Организаторов митинга видно не было. Говорили, что горит здание редакция газеты "Сердало" и гостиница "Асса". Впоследствии это отчасти подтвердилось - редакция "Сердало", отделанная пластиком, пострадала серьезно, а ущерб гостинице, напротив, был несущественный: пара брошенных бутылок с горючей смесью не могла поджечь здание.

Наблюдавшие со стороны сотрудники "Мемориала" видели, как избивали и задерживали местного журналиста Мустафу Курскиева, корреспондента газеты "Жизнь за неделю" и "Твой день". Говорили также, что задержана Ольга Боброва из "Новой газеты" и журналисты радиостанции "Эхо Москвы". "Мемориальцы" связались с адвокатами организации, чтобы направить их к незаконно задержанным корреспондентам.

Примерно в 11:20 сотрудники милиции, вооружённые щитами и дубинками, начали оттеснять людей от площади. Они не применяли грубую силу, поскольку никто им не сопротивлялся, а люди спокойно отходили в сторону.

"Мемориальцы" - Тамерлан Акиев и Екатерина Сокирянская - попытались вести видеосъёмку. Заметившие это милиционеры бросились на них, повалили на землю, отняли камеру и телефон, посадили в "УАЗ" и доставили в здание Назрановского ГОВД. Вместе с ними была задержана сестра журналиста Мустафы Курскиева.

В ГОВД ранее уже были доставлены журналисты - Данила Гальперович (радио "Свобода"), Владимир Варфололмеев и Роман Плюсов (радио "Эхо Москвы"), Ольга Боброва ("Новая газета"), Мустафа Курскиев (газеты "Твой день" и "Жизнь за неделю"), Саид-Хусейн Царнаев (информационное агентство "РИА Новости"), журналисты "5-го канала", РТР-"Вести" и интернет-издания "Galgai.com".

Сотрудников ПЦ "Мемориал" развели по разным кабинетам, милиционеры взяли с них объяснения, о причинах задержания не сообщили. Акиева завели в дежурную часть, сняли ремень и поместили в камеру к пятерым ранее задержанным. В камере можно было только стоять - не было ни скамеек, ни стульев. Всех ненадолго вывели, сняли отпечатки пальцев и снова водворили в камеру.

В это время их коллеги пытались добиться допуска адвокатов к незаконно задержанным. Эти попытки не имели успеха (адвокатов допустили только около 18:00) после звонков в республиканскую прокуратуру из Москвы, от руководителей "Мемориала".Члену Правления "Мемориала", члену Совета по правам человека при президенте Светлане Ганнушкиной поехавший в горотдел прокурор Галаев сначала ответил, что "мемориальцы" не задержаны, а всего лишь опрашиваются сотрудниками ФСБ в качестве свидетелей, и что адвокат к "мемориальцам" будет допущен немедленно. Затем выяснилось, что адвоката пропустили в здание, но не допускают к Сокирянской и Акиеву. После повторного звонка в прокуратуру представитель прокуратуры провел адвоката к "мемориальцам".

За это время "мемориальцев" успели допросить сотрудники ФСБ; кроме событий 26 января, они интересовались их профессиональной деятельностью, зарплатой, источниками финансирования организации. Интересовались также личными связями с организаторами митинга и способами, которыми организаторы распространяли листовки, призывавшие людей выйти на улицу. Потом их сфотографировали, сняли копии паспортов. Сотрудники ФСБ сказали, что "мемориальцы" могут быть свободны, однако сотрудники ОВД отпустить их отказались, мотивировав свой отказ тем, что отношении задержанных необходимо оформить протокол об административном нарушении.

Еще через несколько часов правозащитников ждал новый допрос - на этот раз как свидетелей в рамках уголовного дела, возбужденного "по факту организации и участия в массовых беспорядках" (ст.212 УК РФ). Допрашивающими были следователи управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ингушетии Ибрагим Чербижев и Магомед Могушков "Мемориальцам" сделали смывы с рук на предмет наличия следов керосина и взрывчатых веществ.

Между допросами в частных беседах с правозащитниками милиционеры рассказали, что всего в этот день были задержаны более сорока человек - среди них восемь журналистов центральных СМИ (впоследствии вывезенных во Владикавказ), двое местных журналистов и несколько несовершеннолетних.

Только после 21:00 "мемориальцы" смогли покинуть здание горотдела.

27 января утром с представительством ПЦ "Мемориал" связался фотокорреспондент агентства РИА-"Новости" Саид-Хусейн Царнаев, задержанный накануне вместе с коллегой корреспондентом газет "Жизнь за неделю" и "Твой день" Мустафой Курскиевым. Утром 26 января, когда они фотографировали горящее здание редакции газеты "Сердало", журналистов схватили, усадили в машину ГИБДД, и привезли на площадь Свободы, Там их пересадили в милицейский УАЗ, при этом Курскиева сильно избили дубинками. Свидетелями избиения стали "мемориальцы", тогда ещё не задержанные. Царнаева избили кулаками по дороге в ГОВД. Журналистов весь день продержали в горотделе. Их допрашивали сотрудники ФСБ и Следственного комитета, после чего перевели в ИВС, где следователь Кокурхоев объявил, что они подозреваются в совершении поджога редакции газеты "Сердало". В течение суток их не кормили и не давали пить. Ночью Курскиеву вызывали скорую помощь.

К задержанным не допускали направленного ПЦ "Мемориал" адвоката Батыра Ахильгова. После того, как выяснилось, что освобождены отнюдь не все задержанные накануне журналисты, интерес к судьбе Царнаева и Курскиева проявили многочисленные издания и редакции. Одновременно Светлана Ганнушкина факсом направила прокурору РИ Юрию Турыгину запрос по поводу журналистов. Около 18:00 заместитель прокурора РИ Павел Беляков сообщил в Москву Ганнушкиной, что журналисты уже не являются задержанными, и что их перевезли из в ГОВД для медицинского осмотра и оформления освобождения. К 21:00 журналисты были освобождены, никаких претензий в нарушении уголовного или административного законодательства им не предъявлено.

*   *   *

На следующий день, 27 января, на сайте Прокуратуры РИ события освещены следующим образом:

"8 журналистов, доставленных в ГОВД г.Назрани, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О противодействии терроризму", были правомерно удалены с территории проведения контртеррористической операции, проводимой на территории Республики Ингушетия.

Общее количество доставленных в ГОВД г.Назрани, подозреваемых в совершении массовых беспорядков, составило 48 человек. В отношении 39 составлены протоколы об административном правонарушении, 7 из которых в отношении родителей несовершеннолетних по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушений РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Действия 19 человек мировым судьей, на выездном судебном заседании, признаны незаконными, все они привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушений РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) с назначением наказания в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

Кроме того, 9 человек задержаны и в соответствии со статьями 91-92 Уголовно-процессуального кодекса РФ водворены в ИВС МВД по Республике Ингушетия."

28 января 2008 года

Автор:Кавказский Узел