05:36 / 15.08.2008В Чечне лицами в камуфляже похищен бывший узник незаконной тюрьмы

Уроженец села Итум-Кале Чеченской Республики, до настоящего времени проживавший в  Москве, Мохмадсалах Денилович Масаев, 1966 г. р., похищен в городе Грозном неустановленными лицами в камуфляжной форме 3 августа 2008 года. За месяц до этого Масаев рассказал о том, как содержался в незаконной тюрьме в Чечне в течение четырех месяцев.

Напомним, что из Чечни достаточно часто поступают сообщения о похищениях. Так, в ночь на 16 июля в Шатойском районе Чечни сотрудниками силовых ведомств были захвачены и увезены в неизвестном направлении двое местных жителей, которые являются близкими родственниками известного чеченского адвоката Ильяса Тимишева, представляющего интересы пострадавших жителей республики, как в местных судах, так и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Об очередном похищении  в Грозном стало известно из сообщения ПЦ "Мемориал", поступившего в адрес "Кавказского узла". По словам  брата похищенного, Олега Масаева, Мохмадсалах приехал в Чечню 2 августа на похороны старшей сестры. Пробыв до вечера на похоронах, Мохмадсалах решил навестить детей и жену, которые находились в селе Серноводск Сунженского района Чеченской Республики у родственников. Сказав брату, что поймает такси в центре Грозного и поедет в Серноводск, Мохмадсалах уехал.

На следующий день обеспокоенные отсутствием Мохмадсалаха родственники начали поиски. В центральной мечети Грозного, где Мохмадсалах обычно совершал намаз, его брату сообщили, что видели, как в центре города, недалеко от здания "Россельхозбанка", его схватили и увезли люди в камуфляжной форме.

Олег Масаев обратился в Заводской РОВД, однако, там заявление у него не приняли. Из разговора с сотрудниками милиции он понял, что его брат был задержан по указанию руководства республики.

Отметим, что 18 марта 2008 года Мохмадсалах Масаев был признан потерпевшим в рамках уголовного дела №55096 по факту его незаконного задержания в мечети Гудермеса вместе с М.А. Дениевым и В.А. Сигаури. Согласно постановлению о признании Масаева потерпевшим, в 2006 году трое задержанных были затем увезены "неустановленными лицами в неизвестном направлении". Масаев утверждал, что его содержали в незаконной тюрьме в течение четырех месяцев. После освобождения Масаев обратился в российские и международные правозащитные организации, в том числе в Хьюман Райтс Вотч, Международную Амнистию, "Мемориал".

10 июля 2008 года Мохмадсалах Масаев дал интервью "Новой газете", опубликованное в № 49 от 10 июля 2008 года, в котором свидетельствует против президента Чечни  Рамзана Кадырова. Как отмечает издание, это первое свидетельство человека, "побывавшего в застенках в "возрождающейся Чечне"".

Сам Масаев является проповедником. По его словам, он учит людей уважать закон и власть, соблюдать мир и верить в единого Бога. Отслужив два года в армии и закончив первый курс Московского автодорожного института, он решил посвятить свою жизнь служению религии.

27 сентября 2006 года вместе с двумя приятелями Масаев приехал в Гудермес. По словам Масаева, они провели несколько часов в одной из мечетей - "молились, проповедовали мусульманам добро". Но местный муфтий - молодой парень, лет на 10 младше Масаева, - отнесся к речам приехавшего проповедника агрессивно, тогда Масаев вместе со своими приятелями поехал в центральную городскую мечеть, где представились муфтию.

Ночь с 27 на 28 сентября приезжие провели в местной милиции, их забрали прямо из мечети. "В РОВД один милиционер "профессионально" ударил меня в ухо, а потом стал рвать за бороду и еще кричал: если без усов, но с бородой, - значит, ваххабит. Проверял, есть ли на мне трусы. Я никакой не ваххабит, я - проповедник", - рассказывает Масаев.

В гудермесской милиции за Масаева заступились русские представители спецслужб, и утром 28 сентября его с приятелями отпустили. А через два дня люди в камуфлированной форме с автоматами вновь остановили Масаева с приятелями по дороге в мечеть и сообщили, что придется откликнуться на приглашение муфтия Чечни Султана Мирзаева - побеседовать.

"По дороге было много блокпостов, но наш кортеж не останавливали, наоборот - приветствовали сопровождавших нас людей в камуфляже, - рассказывает Масаев. - Потом проехали большие ворота, такие, как построены в Москве в честь Победы в войне 1812 года. С одной стороны этих ворот был барельеф зверя, похожего на волка, а с другой – похожего на льва. Посередине висел портрет президента России Путина. Нам приказали выйти из машины и сесть в автобус, сделанный на базе КамАЗа, мол, на нем к муфтию и повезут".

В этом автобусе задержанные, над которыми издевались, прожили больше месяца. "Малую нужду справляли в пластмассовую бутылку, для всего остального выводили из автобуса один раз в сутки, ночью. Не можешь терпеть – твои проблемы: любой угол – твой. По ночам было очень холодно", - рассказывает Масаев.

Однажды задержанных вывезли в лес, передернули затворами автоматов, посмеялись и привезли обратно. В другой день охранники вывели задержанных ночью на показ Рамзану Кадырову, который выставил вперед ногу, как бы заставляя ее облизать и просить прощения.

Когда стало совсем холодно, Масаева и его друзей перевели в местную тюрьму. В соседних камерах тоже сидели люди, среди которых были, по словам Масаева, "провинившиеся сподвижники самого Кадырова" и представители российских спецслужб.

"Моих приятелей, один из которых был из весьма влиятельного рода, искали родственники. Кадыров им клялся, что ребята не у него. Но родственники все равно каким-то образом узнали правду. И моих товарищей вынуждены были отпустить. Было это где-то в декабре 2006 года. А мне сказали: тебе еще рано на волю. Кадыров как бы в насмешку добавил: "А ты еще посиди, поучи моих людей проповеди"", - рассказывает Масаев. Последний месяц он уже мог передвигаться по базе, в которой его содержали, свободно и спал в общей казарме — это была территория одного из военных городков.

Рамзан Кадыров отпустил Масаева 21 января 2007 года. "В этот день он пригласил меня к себе домой - на чай. Спросил у него, по чьей наводке я здесь столько пробыл? Кадыров ответил: "По велению муфтия Чечни Султана Мирзаева", - и, отпуская, сказал что-то в том смысле, что теперь у меня не будет лучше друга, чем он", - вспоминает Масаев.

В современной Чечне многие люди по-прежнему проходят через внесудебные расправы и самодельные тюрьмы, через пытки и издевательства, но официальных подтверждений тому немного. Если человек  после всего им перенесенного  все же выживает, то, как правило, никому, а уж тем более правоохранительным органам, о том, что было, рассказывать не спешит - еще раз украдут, уже не выживешь, пишет "Новая газета".

По данным ПЦ "Мемориал", в период с октября 2006 года по март 2007 в Чечне было похищено 53 человека, а с начала 2007 по март 2008 - 12 человек.

Как отмечает представитель ПЦ "Мемориал" Наталья Эстемирова, проблема похищений в Чечне приобрела латентный характер, но жертвы зачастую возвращаются домой запуганными, со следами побоев и пыток, и отказываются заявлять в прокуратуру о случившемся.

Согласно официальным данным, всего на сегодняшний день в списках пропавших без вести жителей Чеченской Республики значится 4820 человек. 

Согласно данным правозащитников, более 3000 человек остаются пропавшими без вести в Чечне. Они исчезли в ходе "контртеррористической операции", начиная с 1999 года - времени прихода к власти в России Владимира Путина, сообщила координатор программы по Европе и постсоветским странам "WITNESS" ("Свидетель") Виолетта Красник, комментируя выпуск созданного "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документального фильма "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").

Напомним, что Европейский суд в Страсбурге вынес несколько решений, касающихся похищенных в Чечне.

3 июля Европейский суд по правам человека вынес решения сразу по трем делам четырех жителей Чечни, в которых Россия признана виновной в нарушении права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и бесчеловечного обращения и права на правовую защиту. Общая сумма компенсации морального и материального вреда по трем делам составила 175 тысяч евро.

13 июня Европейский суд по правам человека удовлетворил два иска выходцев из Чечни, обвинявших российские власти в причастности к исчезновению их родственников в 2001-2003 годах, и обязал Россию выплатить им более 120 тысяч евро.

29 мая Европейский суд по правам человека единогласно осудил Россию за незаконные исчезновения сразу по пяти делам из Чечни. По всем пяти делам Суд постановил выплатить заявителям 429 тысяч евро в качестве компенсации материального и морального ущерба.

29 апреля Европейский суд по правам человека вынес решение по делу жительницы Чечни Хадижат Каплановой, в котором обязал Российскую Федерацию выплатить в качестве материальной компенсации за потерю ею родственников, пропавших в Грозном, 72 тысячи евро.

20 марта Евросуд обязал Россию выплатить более 80 тыс. евро родственникам незаконно арестованных и погибших в 2000 году в Чечне двух братьев Азиевых. Решение по делу "Азиев против Российской Федерации" стало десятым по счету решением Европейского суда по делам о насильственных исчезновениях в Чечне.

В отчете Европейского суда по правам человека, опубликованном 23 января, отмечено, что в 2007 году он выявил 175 фактов нарушения прав человека в России. Большая часть жалоб, поданных в Страсбургский суд российскими гражданами, была связана с событиями в Чечне.

Автор:Кавказский Узел