17:32 / 21.08.2009Ингушетия: спецоперация в ст. Слепцовская

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Справка Правозащитного центра "Мемориал".

26 марта около 17.40 в ст.Слепцовская (официальное название Орджоникидзевская) Сунженского района Республики Ингушетия сотрудники УФСБ РФ по РИ и Временной оперативной группировки МВД России начали спецоперацию по задержанию предполагаемых участников вооруженного подполья.

По официальной информации, в ходе специальных мероприятий по установлению и задержанию членов незаконных вооруженных формирований1 неизвестные лица, находившиеся в многоквартирном доме № 1 по ул.Демченко оказали вооруженное сопротивление сотрудникам силовых структур.

В ходе перестрелки, длившейся до 13.00 27 марта, были убиты два местный жителя: Микаил Алиханович Хашиев, 1986 г.р., и Муса Юрьевич Богатырев, 1984 г.р. Были задержаны две женщины, находившиеся в квартире вместе с мужчинами: жительница г. Малгобек Петимат Увайсовна Муталиева и Фатима Угурчиева, названная в пресс-релизе УФСБ по РИ от 27.03.09 г. "пособницей Муталиевой".

Однако позднее, 31 марта, директор ФСБ РФ Александр Бортников на заседании национального антитеррористического комитета заявил, что "двадцать седьмого марта в Ингушетии в ходе спецоперации при оказании вооруженного сопротивления нейтрализованы двое боевиков. Там же были задержаны жительницы республики Оздоева и Муталиева, которых бандиты планировали использовать в качестве возможных террористок-смертниц"2.

На месте происшествия обнаружены и изъяты автомат Калашникова калибра 7,62 мм и два магазина к нему, пистолет Макарова калибра 9 мм с двумя магазинами, фрагменты от выстрелов к гранатометам, 444 гильзы калибра 7,62 и 5,45 мм.

По данному факту следственным отделом по Сунженскому району СУ Следственного комитета РФ по РИ возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст.317 и ч.2 ст.222 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконные приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов) УК РФ.

По разным оценкам, со стороны сотрудников силовых структур получили ранения до четырех человек. Официально, по состоянию на 30 марта, о потерях среди сотрудников правоохранительных органов ничего не сообщается.

*   *   *

30 марта сотрудники ПЦ "Мемориал" встретились с жильцами 8-квартирного жилого дома №1 по ул.Демченко и узнали от них некоторые подробности спецоперации 26 марта.

Примерно в 17.20 жилицы увидели, как к их дому группами по три человека подходят вооруженные сотрудники силовых структур, прикрываясь пуленепробиваемые щитами. Проникнув в дом через единственный подъезд, "силовики" стали стучаться в двери и проверять документы у жильцов. Вооруженные люди вели себя агрессивно, они сразу же направляли на людей оружие, а некоторых ставили лицом к стене с поднятыми руками и только после этого задавали вопросы.

Как рассказывает жительница этого дома Райшат Дахкильгова, проживающая на втором этаже в кв.6, во время проверки документов в ее квартире на первом этаже началась стрельба. "Силовики" забежали в ее квартиру, оставив Райшат и ее дочь на лестничной площадке. Начался бой. Боевики укрывались в кв.2 на первом этаже. В начале спецоперации сотрудники силовых структур заставили Руслана Чаниева, 15 лет, проживающего в кв.1, стучаться в кв.2. После того, как дверь не открыли, его затолкали обратно в его квартиру, и открыли огонь. Никто из жильцов дома — пять женщин, пять детей (старшему 15 лет) и двое мужчин — эвакуирован не был. Тех, кто пытался самостоятельно покинуть квартиру, под угрозой применения оружия загоняли обратно.

Примерно до 20.30 жильцы дома укрывались от шальных пуль в своих квартирах. Они отчетливо слышали все переговоры, которые вели военные по рации. "Силовики", находившиеся на улице, корректировали огонь тех, кто находился внутри, и отдавали команды о применении того или иного оружия. Так, одна женщина слышала, как военные запросили по рации разрешения применить "Шмель" (реактивный пехотный огнемет РПО-А). Им категорически запретили применять "Шмель" и приказали использовать РПГ (ручной противотанковый гранатомет). Примерно через час после начала боя в доме отключили электричество. Был момент, когда из-за неразберихи "силовики" стали стрелять друг в друга. Сотрудники силовых структур по громкой связи несколько раз обратились к засевшим в квартире боевикам с предложением добровольной сдачи: "Сдавайтесь, орлы! Выпустите мирных!". Около 19.00 во двор вышла раненная Петимат Муталиева, примерно через час – вторая женщина. Военные посадили их в бронированный "Урал" и увезли.

Родственники оставшихся в доме людей обратились в республиканские силовые структуры за помощью в их эвакуации. Эвакуация началась после 20.00. Последним, около 23.00, был эвакуирован Руслан Чаниев.

Жильцы дома утверждают, что к 21.00 боевики были убиты – после этого вооруженного сопротивления никто не оказывал. Однако перестрелка в районе спецоперации продолжалась всю ночь. Жильцы дома № 1 были предоставлены сами себе и разошлись на ночевку по своим родственникам. Утром 27 марта они попытались попасть в свои квартиры, но оказалась, дом по-прежнему блокирован "силовиками". Около 10.00 военные опять начали стрелять по дому. Очевидцы утверждают, что "силовики" имитировали бой: одни находилась в доме и вели стрельбу оттуда, периодически выкрикивая "Аллаху Акбар!", другие стреляли с улицы.

Стрельба прекратилась после 13.00, а оцепление с дома было снять около 18.00. Оказавшись в своих квартирах, хозяева обнаружили пропажу ценных вещей, денег и золотых украшений. В кв.6, где проживает семья Дахкильговых, пропали золотые украшения на общую сумму 50 тысяч рублей, а также деньги (1700 евро, 970 тысяч рублей). У Ибрагима Дахкильгова, оператора ингушского телевидения, украдена дорогая профессиональная камера и расстреляно из автоматического оружия профессиональное телевизионное оборудование. Из кв.3, принадлежащей Мусе Даурбекову, украдены золотые украшения на сумму 30 тысяч рублей, документы и 180 тысяч рублей. Ценные вещи были изъяты из сейфа. Кроме того, данная квартира была сожжена предположительно выстрелом из гранатомета.

Дети, оказавшиеся в эпицентре боя, получили тяжелое психологическое потрясение. По истечении трех дней после спецоперации никто из них не смог восстановиться. Родители обратились за специальной медицинской помощью. 16-летняя Тамила Муцольгова из кв.8 не могла отвечать на вопросы сотрудника ПЦ "Мемориал", так как все время срывалась на плачь. Соседи Муцольговых рассказали, что во время осмотра их квартиры военные нашли патрон. Связавшись по рации, один из "силовиков" передал, что обнаружил патрон и что в квартире находится подозрительная девушка и подросток (младший брат Тамилы), в ответ последовала команда: "Убрать обоих". Тем не менее, военные спросили у соседей, что за семья проживает в кв.8. Получив ответ, что там живет многодетная семья, и Тамила болеет детским церебральным параличом, они оставили подростков в квартире и ушли. Еще одна девушка, 28-летняя Хади Бекмарзоевна Хашиева, проживающая рядом (в доме № 3) от испуга потеряла дар речи.

28 марта с жильцами дома №1 встретился глава администрации станицы. Он пообещал оказать помощь в благоустройстве и выделении компенсаций жильцам семи квартир. Хозяину кв.2 Магомеду Чаниеву в такой помощи было отказано. В настоящее время Магомед проживает в Москве. Квартиранты (супружеская пара) поселились к нему несколько месяцев назад, примерно в ноябре 2008 года.

В этот день с жильцами пострадавшего дома встречался руководитель комиссии по правам человека при президенте РИ Азамат Нальгиев. Он выслушал все жалобы жильцов и предложил им написать на его имя коллективное заявление.

30 марта в вечернем выпуске новостей ингушского телевидения выступили родственники убитых боевиков – старший брат Мусы Богатырева и дядя Микаила Хашиева. Они попросили извинения у жителей республики, жителей дома №1 на ул. Демченко за то, что их родные стали причиной неприятностей. Они так же сказали, что ничего не знали о причастности своих близких к вооруженному подполью и были шокированы, узнав об этом.

По состоянию на 31 марта, местонахождение задержанных женщин установить не удалось. Известно, что 24 марта 2009 года родственники Петимат Муталиевой дали объявление на местном телевидении о том, что она ушла из дома и не вернулась. Петимат Муталиева родная сестра братьев Муталиевых, один из которых, Хусейн Муталиев, был убит сотрудниками федеральных силовых структур возле своего дома 15 марта 2007 года, а второй, Хасан Муталиев, погиб 17 февраля 2009 года в микрорайоне Центр Камаз г. Назрань. Он оказал вооруженное сопротивление сотрудникам силовых структур.

2 апреля 2009 года

Примечания

  1. "Боевики, убитые в ингушской станице Орджоникидзевская, планировали теракт с участием смертницы, сообщил 27 марта официальный представитель УФСБ по Ингушетии Дмитрий Седлецкий. ФСБ получила информацию о том, что подозреваемые в подготовке теракта находятся в одном из домовладений по улице Демченко в станице Орджоникидзевской" (Интерфакс. 2009. 27 марта).
  2. См. здесь и здесь.
Автор: