03:00 / 27.05.2010Доклад Amnesty International - 2010: Российская Федерация

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Российская Федерация

Глава государства: Дмитрий Медведев
Глава правительства: Владимир Путин
Смертная казнь: на практике не применяется
Численность населения: 140,9 млн. чел.
Средняя продолжительность жизни: 68,2 года
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 18/14 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,5%

Правозащитники, адвокаты и журналисты получали угрозы в свой адрес и подвергались физическим нападениям; некоторые были убиты. Эти преступления чаще всего оставались безнаказанными, поскольку проводимые милицией расследования не отличались эффективностью. Всё чаще поступали сообщения о нарушениях прав человека на Северном Кавказе. В ряде случаев к лицам, подозреваемым в совершении уголовных преступлений, предположительно, применялись пытки и другие виды жестокого обращения с целью выбивания признательных показаний. Российские власти не провели всестороннего расследования нарушений прав человека, совершённых вооружёнными силами в августе 2008 года во время конфликта с Грузией. Как и прежде, вызывало обеспокоенность несоблюдение норм справедливого отправления правосудия. Должностные лица на словах осуждали расизм, однако нападения расистского характера продолжали регулярно совершаться. В ноябре Конституционный суд вынес решение в пользу полной отмены смертной казни.

Краткая справка

Правительство выразило намерение бороться с коррупцией. В декабре, в ответ на возмущение общественности в связи с милицейским произволом, президент Дмитрий Медведев приказал реформировать Министерство внутренних дел. Положение с правами человека в Российской Федерации было рассмотрено в рамках процедуры Универсального периодического обзора в феврале. Обеспокоенность вызывали недавние убийства журналистов, степень независимости судебной системы, экстремизм и преступления на почве ненависти, а также ситуация на Северном Кавказе.

Нестабильность на Северном Кавказе

Продолжали поступать сообщения о незаконных убийствах, внесудебных казнях, превышении силы, насильственных исчезновениях, произвольных задержаниях, пытках и других видах жестокого обращения во время содержания под стражей в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Вооружённые группировки убивали должностных лиц.

В результате самоподрыва смертников погибали сотрудники правоохранительных органов и обычные граждане. Пострадавшие от нарушения прав человека опасались мести за попытку добиться возмещения ущерба.

Чечня

В апреле российское правительство объявило об окончании контртеррористической операции, однако сообщения о грубых нарушениях прав человека, в том числе насильственных исчезновениях, продолжали поступать. Так и не был составлен полный список лиц, пропавших без вести с 1999 года. Проводимое властями расследование массовых захоронений было неэффективным из-за несистематичности работ и недостаточного материально-технического обеспечения служб судебной экспертизы. Семьям вынужденных переселенцев грозило выселение из мест временного размещения без предоставления достаточного альтернативного жилья или компенсации. Стало известно о случаях разрушения домов, принадлежащих родственникам лиц, которых подозревали в принадлежности к вооружённым группировкам. Российские власти не проводили эффективных расследований по фактам нарушений, выявленных Европейским судом по правам человека. Лица, обращавшиеся в Суд с исками, сталкивались с запугиванием и притеснением.

В июле сотрудницу правозащитного центра "Мемориал" в городе Грозном Наталью Эстемирову похитили недалеко от её дома и убили. Её тело со следами огнестрельных ранений вскоре обнаружили в соседней Ингушетии.

В августе в Грозном в багажнике автомобиля были обнаружены тела правозащитников Заремы Садулаевой и её мужа Алика (Умара) Джабраилова. Их обоих застрелили. Зарема Садулаева возглавляла местную благотворительную организацию "Спасём поколение", помогавшую детям, раненным во время вооружённого конфликта в Чечне. В октябре власти заявили, что целью похитителей являлся Алик Джабраилов, а его жена настояла на том, чтобы пойти с ним.

В октябре сотрудницу гуманитарной организации Зарему Гайсанову забрали из её дома в Грозном. Работники прокуратуры сказали её матери, что та жива, но что они не могут с ней встретиться. Чеченское телевидение сообщило, что президент Рамзан Кадыров возглавлял операцию против боевиков, проводившуюся в соседнем доме.

Ингушетия

Предпринятая в июне попытка покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, в котором видят примиряющую силу в одной из наименее стабильных республик российского Кавказа, вызвала опасения о возможной эскалации насилия.

В мае в суде города Назрани начался процесс по делу об убийстве в августе 2008 года Магомеда Евлоева — владельца независимого сайта и одной из крупнейших фигур оппозиции прежнему правительству. В декабре сотрудника милиции признали виновным в его убийстве по неосторожности и приговорили к двум годам лишения свободы.

В октябре Макшарипа Аушева — друга Магомеда Евлоева, который тоже находился в оппозиции к предыдущему правительству и руководил работой сайта Магомеда Евлоева после его смерти, — застрелили во время поездки в соседнюю Кабардино-Балкарию. В декабре погибли его тёща и шурин — машину, в которой те ехали вместе с его вдовой и другими родственниками, взорвали.

Журналистов, пытавшихся освещать предполагаемые случаи пыток и незаконные убийства, запугивали и вынуждали покинуть Ингушетию. Вооружённые группировки совершали неизбирательные убийства гражданских лиц, в том числе руками смертников. Поступали сообщения о случаях, когда члены вооружённых группировок убивали торговцев, продающих спиртные напитки.

Дагестан

В республике царило беззаконие и насилие. Правозащитников и журналистов запугивали и убивали. Продолжали поступать сообщения об исчезновениях и пытках.

В августе сгорел офис НПО "Матери Дагестана за права человека". Причиной, предположительно, стал поджог. В том же месяце в Махачкале — столице Дагестана — были распространены листовки с призывами к кровной мести против сотрудниц НПО Светланы Исаевой и Гульнары Рустамовой, а также других дагестанских правозащитников и журналистов. Их обвиняли в принадлежности к незаконным вооруженным формированиям. Следствие по факту угроз, начатое в октябре, не дало результатов. Власти не приняли никаких мер для защиты членов НПО.

В августе в автомобиле в столице Дагестана городе Махачкале было найдено тело Малика Ахмедилова, занимавшегося журналистскими расследованиями и писавшего о нераскрытых убийствах дагестанских должностных лиц. Его убили из огнестрельного оружия.

В августе похитили Артура Бутаева, Ислама Аскерова и Арсена Бутаева. Во время допроса в неустановленном здании их, предположительно, избили и подвергли жестокому обращению. Исламу Аскерову и Арсену Бутаеву удалось совершить побег и скрыться. Три дня спустя останки Артура Бутаева и ещё двух мужчин — Гаджи Гудалиева и Амираслана Исламова — были обнаружены в сгоревшей машине недалеко от Махачкалы.

Кабардино-Балкария

В феврале Верховный суд на основании нового законодательства постановил, что судебный процесс по делу 58 лиц, обвиняемых в нападении на государственные учреждения в городе Нальчике в октябре 2005 года, должен проходить без участия присяжных. Слушания начались в марте в Верховном суде Кабардино-Балкарии. По имеющимся данным, состояние здоровья нескольких задержанных ухудшилось из-за суровых условий содержания в следственном изоляторе, в том числе из-за отсутствия медицинской помощи. Задержанному Расулу Кудаеву, по словам его адвоката, отказывали в лечении гепатита C. Ходатайства адвоката об исключении из материалов дела признательных показаний, полученных под пытками или давлением, остались без внимания. Ранее Расул Кудаев находился под стражей на военно-морской базе США в Гуантанамо-Бэй, Куба.

Вооружённый конфликт

Независимая международная миссия по расследованию конфликта в Грузии в докладе, подготовленном по поручению ЕС и опубликованном в сентябре, подтвердила, что в 2008 году грузинские, российские и югоосетинские силы нарушали нормы международного права в области прав человека и гуманитарного права. Комиссия призвала все стороны конфликта принять меры по ликвидации последствий войны. К концу года ни одна из сторон не провела тщательных расследований по фактам нарушений международного права в области прав человека и международного гуманитарного права, совершённых во время войны в 2008 году и сразу после неё. Как и прежде, преобладала атмосфера безнаказанности, а власти не принимали всесторонних мер к тому, чтобы виновные предстали перед судом.

Свобода слова и правозащитники

Поправки к закону об НПО, вступившие в силу в августе, упростили порядок регистрации, ведения проверки и отчётности. В то же время законодательство, регулирующее работу общественных организаций, оставляло возможности для злоупотреблений.

Независимое гражданское общество по-прежнему находилось под угрозой, особенно — но не только — на Северном Кавказе. Правозащитники, журналисты и активисты оппозиции на всей территории Российской Федерации подвергались нападениям и получали угрозы в своей адрес. Некоторых из них убили. Расследования подобных нападений и угроз не проводились надлежащим образом. Должностные лица обвиняли правозащитников и НПО в поддержке "экстремизма" и работе на иностранные спецслужбы. Под прикрытием закона о борьбе с экстремизмом силовые структуры в равной степени преследовали как оппозиционеров, прибегающих к насилию, так и мирных инакомыслящих. Комитет ООН по правам человека, анализируя соблюдение Россией Международного пакта о гражданских и политических правах, выразил обеспокоенность в связи с недостаточной защитой правозащитников и журналистов.

В январе в центре Москвы застрелили адвоката и правозащитника Станислава Маркелова и журналистку "Новой газеты" Анастасию Бабурову. В ноябре были арестованы двое подозреваемых.

В феврале присяжные оправдали лиц, обвинявшихся в причастности к убийству журналистки Анны Политковской в 2006 году. В сентябре, после того как её родственники обжаловали приговор, Верховный суд постановил провести новое расследование. В нём объединили следствие по делам трёх человек, подозреваемых в соучастии в преступлении, и следствие по делам исполнителей и заказчиков убийства.

В марте трое мужчин избили правозащитника Льва Пономарёва возле его дома в Москве.

В октябре Тверской районный суд города Москвы, рассматривая гражданский иск о клевете, назначил наказание в виде штрафа главе правозащитного центра "Мемориал" Олегу Орлову за клевету в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова, на которого тот возложил ответственность за убийство правозащитницы Натальи Эстемировой, совершённое в июле. По состоянию на конец года кассационные жалобы обеих сторон — как против вынесенного решения, так и против размера назначенной компенсации — ещё не рассматривались. Позже в октябре Олегу Орлову на основании тех же улик в рамках уголовного производства предъявили обвинение в диффамации, наказуемой лишением свободы на срок до трёх лет.

В мае задержали Алексея Соколова — руководителя НПО, боровшейся с пытками и жестоким обращением в тюрьмах и следственных изоляторах. Утверждалось, что причиной задержания послужило подозрение в его причастности к ограблению, совершённому в 2004 году. В июле Свердловский областной суд снял с него обвинения и предписал его освободить. Тем не менее милиция сразу же задержала его снова — якобы по подозрению в другом преступлении. На закрытом слушании в августе районный суд Екатеринбурга постановил оставить его под стражей на том основании, что, являясь членом областного общественного комитета по надзору за местами лишения свободы, он имел возможность встретиться с лицами, осуждёнными за совершённое в 2004 году ограбление, и оказать на них давление. Невзирая на многочисленные процессуальные нарушения, окончание срока его содержания под стражей перенесли на 2010 год.

Власти ограничивали право политических оппозиционеров и правозащитников на свободу собраний. Нескольких человек приговорили к административному аресту только за то, что те пытались воспользоваться своим правом на свободу собраний. Власти Москвы неоднократно отказывали в разрешении на устроение демонстраций в поддержку права на свободу собраний, а также арестовывали и штрафовали десятки людей, пытавшихся проводить демонстрации в общественных местах.

В январе милиция в Нижнем Новгороде задержала четырёх членов коалиции оппозиционных сил "Другая Россия". Их приговорили к пяти суткам административного ареста — по-видимому, с единственной целью, чтобы те не смогли принять участие в демонстрации, которая должна была состояться спустя три дня. Ни в милицейских рапортах, ни на судебном заседании суть предъявленных им обвинений не раскрывалась.

В мае власти Москвы запретили гей-парад, не предложив альтернативной даты или места его проведения, как того требует закон. Впоследствии милиция ненадолго задержала нескольких человек, попытавшихся провести шествие, а также их противников.

Оппозиционного активиста Эдуарда Лимонова приговорили к 10 суткам ареста за то, что он, как утверждалось, не подчинился приказам милиции во время несанкционированной демонстрации в октябре.

В обстановке нетерпимости к независимым взглядам ущемлялась и свобода выражения мнений в искусствах и науке.

В июле начался судебный процесс по делу бывшего директора музея имени Сахарова в Москве Юрия Самодурова и куратора-искусствоведа Андрея Ерофеева по обвинению в разжигании ненависти, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Им предъявили обвинения в связи с прошедшей в 2007 году в Москве выставкой работ, которые другие галереи принимать у себя отказались. Целью выставки была популяризация дискуссии о свободе и искусстве.

Пытки и другие виды жестокого обращения

С января начали работать региональные комиссии по общественному надзору за местами лишения свободы. Их учредили в нескольких регионах России после принятия соответствующего закона в сентябре 2008 года. Поступали многочисленные сообщения о пытках и других видах жестокого обращения в местах содержания под стражей, в том числе утверждения об отказе в медицинской помощи. В нескольких случаях подобные сообщения привели к вынесению обвинительных приговоров сотрудникам правоохранительных органов за превышение служебных полномочий. Тем не менее, как и прежде, часто поступали сообщения о том, что власти не расследовали подобные заявления должным образом.

В феврале и апреле чеченец Зубайр Зубайраев, по сообщениям, пострадал от побоев и других видов жестокого обращения со стороны сотрудников исправительной колонии в Волгоградской области. Встретившийся с ним в апреле адвокат увидел рубцы у него на плечах и по всей груди. Врачебную помощь ему не оказывали, и причинённые ему травмы не были зафиксированы. Зубайра Зубайраева перевели в другую колонию, возможно, в связи с жалобами на плохое обращение.

Адвокат Сергей Магнитский скончался в следственном изоляторе в Москве в ноябре. По факту его смерти возбудили уголовное дело, после того как стало известно, что ему отказывали в медицинской помощи.

Несправедливые судебные процессы

Судебные процессы часто не соответствовали международным нормам справедливого отправления правосудия. В ряде случаев высказывались опасения, что на обращение с подозреваемыми могли повлиять политические соображения.

В сентябре Парламентская ассамблея Совета Европы призвала Российскую Федерацию, среди прочего, провести реформы, направленные на укрепление независимости судебных органов и прекращение притеснений адвокатов.

В феврале бывшего руководителя нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и его бывшего коллегу Платона Лебедева, отбывающих восьмилетние сроки лишения свободы согласно вынесенным в 2005 году приговорам за уклонение от уплаты налогов и мошенничество, перевели из следственного изолятора в Чите, чтобы они предстали перед судом в связи с новыми обвинениями — в отмывании и хищении денег. Новый судебный процесс начался в марте в Москве на фоне опасений, что он также не будет соответствовать международным стандартам справедливого судопроизводства и что продолжение уголовного преследования могло иметь политические мотивы. Во втором судебном процессе, повидимому, оказались нарушенными права обоих обвиняемых на предоставление им достаточного времени и условий для подготовки защиты.

Расизм

Власти признали, что насилие, совершаемое по расовым или национальным мотивам, несёт "угрозу национальной безопасности". Тем не менее в стране пока отсутствовала эффективная программа мероприятий по борьбе с насилием на расовой почве и расовой дискриминацией со стороны сотрудников правоохранительных органов.

По данным НПО "Центр СОВА", к концу года не менее 71 человека погибли и более 330 были ранены в 36 регионах России в результате нападений, совершённых по расовым мотивам. Группировки правого толка совершали нападения и на тех, кто выступал за борьбу с расизмом.

В ноябре 26-летнего Ивана Хуторского застрелили около его дома. Он участвовал в нескольких публичных антифашистских мероприятиях. В его адрес ранее поступали анонимные угрозы, кроме того, на него нападали.

По статистике Министерства внутренних дел, за первые четыре месяца 2009 года 105 человек обвинялись или находились под следствием по делам об "экстремистских" преступлениях, в том числе об убийствах по расовым мотивам.

Смертная казнь

В ноябре Конституционный суд принял решение продлить 10-летний мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров и рекомендовал полностью отменить смертную казнь. Мораторий должен был истечь с появлением во всех регионах судов присяжных, что ожидалось в январе 2010 года. Суд отметил, что движение к полной отмене смертной казни необратимо.

Насилие над женщинами и девушками

Как показало исследование, проведённое неправительственными организациями, насилие над женщинами в семье оставалось широко распространённым явлением. Правительство не публиковало никаких статистических данных, а правительственная поддержка кризисных центров и телефонов доверия по-прежнему была недостаточной. Во всей стране насчитывалось лишь около 20 приютов для женщин, пострадавших от бытового насилия. Во многих из них были открыты только для тех, у кого имеется регистрация по месту жительства в данном регионе. Это относится и к единственному в Москве приюту, рассчитанному всего на 10 женщин. В законодательстве отсутствовали меры, непосредственно направленные на решение проблемы домашнего насилия над женщинами.

27 мая 2010 года

Автор: