00:01 / 29.08.2010Имам

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Имам (от араб. "предводитель", "предстоятель") - мусульманский светский и духовный глава общины (уммы), Руководитель богослужения в мечети. Имам также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.

В Турции 19 века имамов выбирали прихожане, а власти утверждали. Избирались лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учености от имама не требовалось: она позволяла занять более выгодную должность кадия или муфтия). Отличие в одежде имама - белый тюрбан и белые рукава.

В Персии (Иране) в 19 столетии называли моджтехидами. В утверждении они не нуждались.

Арабский историк аль-Маверди (умер в 1058 году) дал следующее определение имама: «Имам  – это должность, в обязанности которой, как халифа Пророка вменено охрана религий и управление мирскими делами».

Великий имам наделен властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и государства. Существует другое определение, согласно которому имам  – это «халифа» (заместитель, наместник) Мухаммада, и как в религиозных, так и мирских аспектах социальной жизни является правителем государства.

Имамами назывались основатели четырех суннитских толков, и сам Пророк. Халифы также носили это наименование. По убеждению суннитов, имамат, т. е. духовная и светская власть, какую имел пророк, должна доставаться лучшему из членов мусульманской церкви, по всеобщему избранию (иджма).

Главные противники этого мнения - шииты, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании Абу-Бекр, Омар и Осман, в глазах шиитов, узурпаторы, и законные наследники Мохаммеда - Алия и его потомки. Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые века хиджры. Постепенно у суннитов он отошел на второй план, но у шиитов продолжал играть очень важную роль и не раз был причиной политических переворотов. Могилы 12 имамов-Алидов (имам-заде) почитаются святынями.

Лицо, за которым следует как в благих, так и неправедных делах, называют имамом. В Коране повелевается следующее: «Мы их поставили вождями, ведущими (людей) по Нашим повеленьям». (Сура аль-Анбия, 21/73). «И Мы их сделали имамами, зовущими к Огню, и в Судный День им помощи не будет». (Сура аль-Касас, 28/41).

Качества, которыми необходимо обладать имаму – руководителю намазами:

1. Быть мусульманином.

Все ученые единодушны, что кафир (неверный) никак не может имамом. Если же духовные взгляды лица, руководившего намазом, проясняться после выполнения намаза, всей общине следует этот намаз совершить заново.

2. Быть здравомыслящим. 

Недействителен намаз, совершенный за душевнобольным, так как намаз, выполненный лицом, лишенного рассудка, сам по себе является батылом. Если же потеря контроля над собой случается в виде приступа, то те намазы, которые совершены в здоровом состоянии, являются действительными. При всем этом, выполнение намаза за таким человеком является макрухом. Человек в состоянии алкогольного опьянения похож на сумасшедшего, поэтому недействителен не только его намаз, но и намаз тех, кто выполнял за его спиной. 

3. Достичь совершеннолетия.

По-мнению большинства ханафитов, запрещается быть имамом взрослых (руководить фард или нафиль намазом взрослых людей) ребенку, еще не достигшему совершеннолетия. В свою очередь, маликиты и ханбалиты утверждают, что запрещается быть имамом только при фард намазах. Несовершеннолетнему мальчику можно быть имамом только при намазах кусуф (кусуф – намаз, совершаемый при солнечном затмении) и таравих. Шафииты считают, что взрослые люди вполне могут совершать намазы за мальчиком, нижний возрастной порог которого отсчитывается с семи лет и, кончается достижением совершеннолетия

4. Быть представителем мужского пола.

Совершение намаза группой женщин без мужчин, пусть это будет даже намаз таравих, нежелательно, то есть, является макрухом. Если же женщины пожелают совершить намаз джамаатом, та, которая руководит намазом (является имамом), должна стоять в строю и ни в коем случае не выходить вперед. Но в любом случае выполнение намаза джамаатом для женщин является макрухом. Но так как намаз джаназа не повторяется, то его женщины могут совершить группой.

Утверждение, что совершение женщинами намаза джамаатом является макрухом, исходит из следующего хадиса: «Лучше всего, если женщина совершает намазы у себя дома, чем вне дома. Совершение намаза во внутренних покоях гораздо лучше, чем в каких-либо других комнатах». Также нежелательно чтение женщинами азана, так как азан предназначен для призыва людей к намазу. Если совершение намаза женщинами джамаатом не было бы макрухом, то и чтение азана было бы позволительным. Исходя из всего этого, можно сказать, что если обстановка спокойная и женщины будут чувствовать себя в полной безопасности, можно им позволить постоянное посещение мечети.Также для мужчины является макрухом руководство намазом в том доме, где нет других мужчин, где нет его сестры или супруги. Но если же в доме будут находиться кто-либо из вышеперечисленных лиц, то руководство намазом женщин для имама не будет являться макрухом. Нежелательность руководства намазом объясняется тем, что Пророк запретил мужчинам оставаться наедине с чужими женщинами. Кроме того, из-за наущения шайтана в подобных собраниях вполне могут возникнуть различные неприглядные случаи.

5. Быть в состоянии ритуальной чистоты.

Недействительно руководство намазом имамом, который не совершил вуду или же на теле или одежде которого есть наджасат. По-мнению большинства факихов, независимо оттого, знает об этом имам или нет, проблема остается и намаз становиться батылом. Если имам поймет, что руководил намазом без вуду, то есть, после того, как все люди разошлись, ему необходимо по-возможности сообщить это общине. Однако некоторые ученые заявляют, что не стоит сообщать об этом. 

6. Имам не должен следовать за другим имамом.

После того, как имам, подобно «масбуку» (лицо, которое присоединилось к общине позже), встанет на ноги для восполнения пропущенных ракятов, никто не может следовать за ним, так как по сути этот имам выполняет намаз за другим, то есть, свой такбиру ифтитах прочитал после другого имама.

7. Быть физически здоровым.

Согласно мнению ханафитов и ханбалитов, у имама не должно быть физических недомоганий, типа: постоянные кровотечения из носа, частые газы, недержание мочи и т.п. Лицо, страдающее такими заболеваниями, может быть имамом только для таких людей, которые подвержены аналогичным заболеваниям. Но необходимо учесть, что как у имама, так и у следующих за ним людей, заболевания должны быть одинаковыми. Однажды Пророк в дождливый день руководил намазом мусульман и при этом выполнял намаз путем иима.

Если заболевания имама и людей различны, то в этом случае намазы их будут недействительны. Например, имам, страдающий недержанием мочи, может руководить намазом только того лица, которое тоже страдает от такой же напасти. Но если имам еще страдает газами, то человек, который подвержен только одному виду заболевания, никак не может возложить на него свой намаз, так как у имама два недостатка, а у лица, следующего за ним, всего один.По-мнению шафиитов, если имам страдает таким заболеванием, что после него намазы можно заново не перечитывать, он имеет полное право быть имамом здоровых людей, то есть, руководить их намазами.

8. Иметь правильное произношение.

Имам должен иметь правильно поставленную речь и четко выговаривать все буквы арабского языка. Например, лицо, страдающее косноязычием, вместо буквы «ра» прочитает «гайн», вместо «син» – «зал» или «зе», он не имеет право быть имамом, так как в этих случаях между имамом и общиной нет целостности и единства.  Самый достойный человек на должность имама В принципе, самым достойным человеком на должность имама является тот, кто хорошо знает все условия и предписания, касающиеся намаза. Но если кандидаты на эту должность обладают одинаковыми достоинствами, то при выборе нужно учитывать следующие критерии

1. Имам обязан избегать совершения запретных деяний и грубых ошибок (быть праведным). Знать наизусть столько аятов Корана, сколько необходимо для соответствия требованиям для действительности намаза. Наиболее достойным является тот, кто лучше знает все положения фикха, касающиеся намаза. 

2. У кандидата должен хороший кираат (чтение), ибо Пророк повелел: «Кто лучше остальных знает книгу Аллаха, тот будет имамом джамаата. Если же (кандидаты) одинаково хорошо читают, то имамом становится тот, кто хорошо знает сунну».

3. При выборе имама предпочтение отдается самому благочестивому, то есть, тому, кто больше других остерегается сомнительного. Признаки благочестия – это избегание харамом, макрухов и всего того, что вызывает сомнения. Благочестивый человек – этот тот, кто тщательно соблюдает фарды, ваджибы, сунну и мустахабы. В связи с нашей темой Мухаммад говорил: «Если вы желаете, чтобы ваши намазы были угодны Аллаху, пусть вашими имамами будут ваши ученые, ибо они являются вестниками между Аллахом и вами».

4. Наиболее достоин на должность имама тот, кто старше по возрасту, так как пожилые люди больше боятся Аллаха и поэтому послужат увеличению количества людей джамаата, так как Мухаммад приказал ибн Абу Мулайку следующее: «Пусть самый  старший из вас будет вашим имамом!»

5. Предпочтение отдается тому, кто обладает прекрасным характером и легко находит общий язык с людьми. Но если и в этом кандидаты равны между собой, то предпочтение отдается тому, кто обладает более приятной внешностью. Данный критерий объясняется тем, что у того, кто постоянно встает ночью и совершает намаз тахаджуд, светлый лик и благородная внешность. 

6. Также предпочтение отдается тому, у кого хорошая родословная, прекрасный голос и тому, кто опрятно и чисто одевается. Но если и здесь кандидаты равны, то после этого между ними бросают жребий. Если при коллективном намазе присутствует глава исламского государства, руководство намазом передают ему. Если его нет, то руководителю края, затем главному кадию. И так по нисходящей линии доходит до главы дома. Данное правило остается в силе даже в том случае, если хозяин дома арендует его.Кроме того, если в обществе присутствует хозяин дома или специально назначенный имама мечети, предпочтение отдается им. Причем, даже если они не подходят под вышеизложенные критерии. Лицо, которое пожелало стать имамом в чужом доме, может это сделать только после разрешения хозяина дома. Кто желает один совершить намаз в чужом доме, обязательно должен спросить на это позволения у хозяина дома. Так поступает культурный и воспитанный человек.Все это свидетельствует о том, насколько огромное значение придается должности имама. И именно поэтому эту почетную обязанность исполняли Хулафаи рашидин (четыре праведных халифа) и праведные правители, правившие исламским государством в последующие времена.   Лица, которым нежелательно выполнять обязанности имамаНижеследующим лицам макрух (нежелательно) быть имамом:

1. Фасыку, который знает все положения, касающиеся намаза. Человека, который пренебрегает фардами или же совершает харамы, называют фасыком или «асы» (грешник). По-мнению ханафитов, фасык может быть имамом для таких же лиц, каким является он сам. Нежелательность выбирать имамом фасыка исходит из следующего хадиса: «Пусть женщина не руководит намазом мужчины, бедуин – мухаджира, фасык – намазом мумина (верующего). Исключением являются те случаи, когда правитель страны заставит при помощи меча или плети (силой)».

Историки передают, что Абдуллах б. Умар постоянно выполнял намаз за спиной Хаджаджа (Его настоящее имя Абу Юсуф ас-Сакафи. Наместник провинции Хиджаз. Правил при Умаидах. Прославился своей жестокостью и свирепостью. Историки пишут, он казнил более миллион человек), ибо Мухаммад говорил: «Совершайте намаз за любым человеком. Не имеет значения: это благочестивый человек или грешный».

2. Человеку, который совершает «бидаты». Это такое лицо, которого нельзя называть кафиром, но в тоже время известного своими неприглядными действиями. Это человек, который своими взглядами и поступками противоречит положениям сунны и воззрениям «Ахлю сунна ва джамаа». В качестве примера можно называть тех шиитов, которые не моют ноги, а просто протирают их влажными руками, которые также не признают масх поверх обуви. Каждого человека, который молится, повернувшись в стороны Киблы, из-за некоторых ошибок нельзя называть кафиром, но если такое лицо отрицает наиболее важные религиозные положения, его можно называть кафиром. Как, например, считать, что Аллах имеет физическую форму; отрицать дружбу Абу Бакра с Мухаммадом. Ибо тем самым такое лицо отрицает аят Корана: «И спутнику (Абу Бакру) сказал он (Мухаммад) своему: "Ты не грусти: Аллах ведь с нами».

Имамат фасыка или человека, совершающего бидаты, является тахриман макрух, так как такие люди обычно несерьезно относятся к религиозным предписаниям. По-мнению Имама Мухаммада и Имама Малика, следовать за такими лицами в корне неправильно. 

3. Незрячему человеку. По-мнению ханафитов, маликитов и ханбалитов, руководство намазом слепым является танзихан макрух, ибо такие люди не могут избежать попадания наджасата на тело или платье. Однако ханафиты делают оговорку, что можно быть имамом в том случае, если незрячий человек является самым знающим в обществе и поэтому лучше всего имамом выбрать его.Шафииты не видят ничего плохого в имамате незрячего человека и в качестве доказательства приводят историю с Умму Мактум, который был слепым, но, несмотря на это, порой руководил намазом правоверных во времена Пророка. 

4. Руководство намазом лицу, которого в общине не желают. Выполнение должности имама в той местности, где его недолюбливают, является тахриман макрух, ибо в хадисе сказано: «Аллах не примет намаз того, кто, став имамом, встал впереди людей, несмотря на то, что общество не желает его». (Тирмизи со слов Абу Умамы передал следующий хадис: «На свете есть три человека, намазы которых не поднимутся выше их ушей. И один из них тот, кто – хотя его не желают видеть – стал имамом». Но если нет другой, более подходящей кандидатуры, недовольство общества не берется во внимание, так как в таких случаях настроение джамаата считается незаконным. 

5. Затягивать намаз. Слишком долгое чтение Корана (кираат) по сравнению с тасбихами, зикрами и дуга, то есть, чрезмерное затягивание намаза является макрухом. При этом желание джамаата (касательно быстрого или долгого выполнения намаза) ничего не меняет.Как сообщил Абу Хурайра, Пророк однажды сказал: «О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела). Но когда выполняете один, совершайте столько, сколько желает ваша душа!»

Но при всем этом, имам никогда не должен спешить и обязан дать возможность людям выполнять рукуги и сажды, тасбихи и ташаххуды соответственно требованиям сунны. Чрезмерное затягивание рукуга со стороны имама, чтобы дать возможность опоздавшим успеть на намаз, также является макрухом. 

6. Имамат лица, читающего Коран с ошибками. Если имам читает с такими ошибками, которые не нарушают намаз, но при этом в обществе есть люди, которые лучше читают Коран, чем он, то выполнение им обязанности имама является макрухом. Например, если имам букву «д» в слове «аль-Хамду» читает с «и»; букву «х» в слове «Лилляхи» читает как «ху»; букву «б» в слове «Раббиль алямин» читать как «бу»; или же имам не может четко произносить буквы «дал», «каф» и другие, то имамат такого лица является макрухом. 

7. Макрухом также является имамат лица, который родился в результате противозаконной связи и невольника, так как такие люди в большинстве своем обычно бывают неграмотными. Если же такие лица обладают знаниями, то они имеют полное право исполнять обязанности имама. 

8. Хотя это нежелательно, руководство женщиной намазом других женщин действительно. В том случае, если женщины пожелали совершить намаз джамаатом, женщина-имам должна находиться среди общества, не выходя вперед. 

9. Макрухом также является, если имам находится выше или ниже одного аршина, чем стоящий за ним джамаат. Исключением является тот случай, если рядом с ним находятся несколько лиц из джамаата.

10. По-мнению Абу Ханифы и Имама Абу Юсуфа, чтение кираата вслух джамаатом при выполнении тех намазов, когда нужно вслух является макрухом. (Читать должен только имам, а следующие за ним люди должны слушать). Также обстоит дело, если джамаат делает кираат в тех случаях, когда намаз необходимо совершать про себя, ибо кираат имама означает кираат джамаата. Однако Имам Мухаммад считал позволительным чтение кираата джамаатом (про себя) при совершении намазов зухр и аср.Имам Малик и Ахмад ибн Ханбал считали, что при совершении тех намазов, где кираат делают про себя, и люди, следующие за имамом, также могут делать кираат вслед за ним. Кроме того, если даже чтение имама не услышит часть джамаата, то в любом случае будет считаться, что они (люди) сами сделали кираат, так как кираат считается ваджибом. Но если чтение имама слышно, то кираат делать непозволительно. Имам Шафии утверждал, что в тех случаях, при которых кираат делают про себя, люди, следующие за имамом, кроме «аль Фатихи», могут читать и другие аяты, но что касается намазов, где кираат делают открыто, то тут уже «аль Фатиху» нужно читать про себя. Но если существует вероятность пропустить ракят, то можно и не читать.

Источник: Словарь Брокгауза и Ефрона.

Автор:Кавказский Узел