15:55 / 27.12.2011Александр Маркаров (директор армянского филиала Института стран СНГ): "Армения не может позволить себе рассчитывать только на единственного союзника"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

26 октября 2011 года завершился государственный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Россию. Подобную официальную поездку в другую страну глава государства наносит лишь раз за время нахождения на своем посту, чтобы подчеркнуть высокий уровень отношений. Примечательно, что визит этот состоялся вскоре после того, как Армению с рабочим визитом посетил президент Франции Николя Саркози, а Владимир Путин призвал страны СНГ вступить в создаваемый Евразийский союз.

О перспективах развития армяно-российских отношений корреспонденту "Кавказского узла" рассказал директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров.

- 17 октября 2011 года в Санкт-Петербурге Армения присоединилась к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Вместе с тем, в последнее время в Армении наблюдается тенденция к евроинтеграции. В частности, премьер-министр Тигран Саркисян заявил в парламенте, что "наше сотрудничество с Евросоюзом, в рамках которого осуществляются широкомасштабные реформы, откроют для нас европейские рынки". Насколько эти два фактора совместимы, если учесть, что Россия не приветствует евроинтеграцию стран СНГ и резко критикует программу ЕС "Восточное партнерство"?

- Я думаю, не вполне корректно будет противопоставлять две тенденции сотрудничества, которые сейчас присутствует во внешнеэкономической политике Армении. Это, с одной стороны, интеграционные процессы, в векторе РА – ЕС, а, с другой, - процессы регионального сотрудничества в рамках пространства СНГ. Оно предполагает не только прямое сотрудничество страны в внутри содружества, но и территориальное и двустороннее сотрудничество, а также контакты в пределах ЕврАзЭС, зоны свободной торговли СНГ, и сотрудничество в этой сфере, которое осуществляется Арменией в плане в европеизации. (Не будем называть это "евроинтеграцией", так как в данном случае имеется в виду именно "европеизация".) Т.е., в данном случае речь идет о разноскоростном и разнонаправленном в плане сотрудничества Армении со структурами европейского союза, с другой стороны сотрудничество со странами, которые входят в пространство СНГ.

Поэтому данное противопоставление не является максимально корректным, и, соответственно, мы можем говорить о том, что Армения готова сотрудничать, и весь внешнеэкономический курс страны демонстрирует то, что сотрудничество достаточно продуктивно развивается в обоим направлениях.

Что касается сотрудничества с Евросоюзом, то тут делаются конкретные шаги, а со странами СНГ у Армении достаточно устоявшиеся и продуктивные взаимоотношения.

- 20 августа 2010 года, во время госвизита Медведева в Армению был подписан Протокол №5 между РФ и Республикой Армения о внесении изменений в "Договор о российской военной базе на территории Армении" от 16 марта 1995 г., по которому срок пребывания этой базы на территории Армении продлевается до 2044 года. До истечения срока основного Договора оставалось еще 10 лет – чем была вызвана подобная поспешность и что получила Армения в обмен?

- В данном случае речь идет еще об одном направлении внешнего сотрудничества Армении. Оно проявляется в политической, экономической, гуманитарной, культурной и военной сферах. В последнем случае имеется в виду сфера военной безопасности.

Продление срока нахождения российской военной базы в Армении, на условиях, согласно которым российская сторона находится здесь, не неся ни каких затрат по своему пребыванию, – это один из тех жестов, который сделала Армения в плане подтверждения своих союзнических и стратегических взаимоотношений с Россией. С другой стороны, Россия проявляет определенные внешнеполитические сигналы, ясно давая понять, что готова выступить союзником, а также стать своего рода элементом безопасности для Армении.

Понятно, что в первую очередь гарантом безопасности Армении является, прежде всего, собственная система безопасности, разрабатываемая внутри страны. Однако, вдобавок к этому присутствует щит, который создается внешнеполитическим вектором Российской Федерации в Закавказье. Это одновременно демонстрирует соседям на Кавказе те стратегические взаимоотношения, которые существуют между двумя нашими странами.

- Президент России заявил, что Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и контроля над вооружениями. Медведев подчеркнул также, что могут возникнуть основания для выхода России из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Заявление, напомнило некоторым о периоде "холодной войны". Как это может отразиться на комплементарности внешней политики Армении?

- В последние несколько лет говорится о том, что Договор по СНВ исчерпал себя, и многие страны не придерживаются тех норм, которые обязательны в рамках ограничения наступательных вооружений. Пока речь идет всего лишь о заявлениях. По всей вероятности, надо говорить не о выходе из Договора о СНВ, а о необходимости подписания нового масштабного договора по ограничению наступательных вооружений.

Это актуально в том числе и для нашего региона, но уже в плане переформатирования Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Соответственно, в случае разработки нового договора необходимо будет учитывать те реалии, которые сложились после подписания договора в версии 1999 г. которая, впрочем, так и не была ратифицирована всеми государствами.

Что касается комплементарности внешней политики Армении, то в данном аспекте мы должны отмечать, что она является малым государством, которое не может позволить себе рассчитывать только на единственного союзника. То есть это говорит о необходимости наличия многовекторной политики, согласно которой Армения могла бы сохранять и свое место в регионе, и, в том числе, обеспечивать свою безопасность.

- Недавно стало известно, что ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" отказалась от дальнейшего управления Армянской АЭС, а Антикризисный фонд ЕврАзЭС на своем заседании 28 ноября 2011 года не рассмотрел заявку Армении о предоставлении кредита на реализацию программы развития и модернизации армянского химического гиганта - завода "Наирит" - на 2011-2019 гг., хотя в июне, на предыдущем заседании фонда, Армении было обещано выделить транш в $400 млн. Почему это произошло? Это случайное стечение обстоятельств или проявление определенного недовольства со стороны России политикой Армении?

- Существуют различные экспертные оценки того, во сколько обойдется стране строительство новой атомной электростанции. При этом политика Армении дает возможность участвовать в этом достаточно масштабном проекте различным игрокам. Выход ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" из процесса управления Армянской АЭС не является в данном случае кризисным элементом во взаимоотношениях между двумя странами, поскольку энергетический сектор в Армении, в плане менеджмента, говорит о наличии крупной доли российского капитала.

Что касается завода "Наирит", то это скорее отдельная проблема самого предприятия, относящаяся к его конкурентоспособности на рынке. И не всегда стоит рассматривать экономические проблемы той или иной отрасли только в рамках политики. Экономика - это та сфера, которая требует от предприятия наличия доходности. Отказ в предоставлении кредита может быть обусловлен тем, что "Наирит" не сможет выполнить те функции, которые он осуществлял, скажем, в 1970-1980-е годы, когда он был самым крупным предприятием в химической промышленности Армении и осуществлял поставки на всем пространстве СССР, т.е. сугубо экономическими факторами

Хотелось бы надеяться, что ситуация на предприятии изменится и будет создан более благоприятный фон для инвестирования в Наирит.

Что касается энергетической политики Армении, то она тесно взаимосвязана с российским капиталом. Это касается Армянской АЭС, а также целого ряда гидроэлектростанций. При этом не стоит забывать, что "Газпром" также является крупным игроком на энергетическом поле Армении.

Поэтому, если мы имеем в виду о энергетику, то здесь интересы двух стран тесно взаимосвязаны, и следует говорить не о каких-то санкциях в экономической сфере (и к стране в частности), а о возможности проведения политики, которая будет наиболее способствовать углублению экономического сотрудничества, и, соответственно, увеличению доходной базы.

- Что из себя представляет Евразийский союз и чем он привлекателен для Армении?

- Пока вопрос о членстве в Евразийском союзе не стоит перед Арменией, как приоритетный. Но сама идея интеграции всегда выступает в более позитивной роли, нежели центробежные тенденции. В данном случае мы говорим о неком союзе, являющем собой зону, в которую могут свободно перетекать человеческие ресурсы, капиталы, доходы. И естественно, что эта идея выступает в качестве привлекательного направления. Но все же сегодня существует ряд факторов, которые не позволяют высказать политическому руководству страны окончательное решение по вопросу вступления в данную организацию.

- Чем можно объяснить вхождение Армении в зону свободной торговли СНГ, и, одновременно, отказ от Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, о чем заявил премьер-министр Тигран Саркисян 26 октября 2011 года в ходе "правительственного часа" в Национальном собрании Армении?

- Отказ от вступления в Таможенный союз был объяснен не столько политическими, сколько чисто географическими факторами отсутствия общих границ со странами входящими в Таможенный союз. У Армении нет границ, ни с Россией, ни с Белоруссией, ни с Казахстаном, поэтому участие в данной организации кажется нецелесообразным в плане экономических соображений.

Что касается вступления в зону свободной торговли, то в данном случае дивиденды, которые можно получить от участия в этой организации, могут быть очевидными и привлекательными. В этом может быть заинтересована не только Армения, но и страны, имеющие с ней торговые отношения .

- В экономику Армении вложено российских инвестиций почти на 3 миллиарда долларов - в энергетической, банковской, телекоммуникационной, горно-металлургической и строительной сферах. Цифра – сопоставимая с бюджетом республики. Сейчас же стороны активно обсуждают строительство новой атомной электростанции ($2,5 миллиарда), подписывают новые соглашения о сотрудничестве в транспорте, энергетике и образовании. Какие выгоды и риски содержит для Армении подобное экономическое присутствие России?

- Если говорить об инвестициях, то речь идет не о разовых вливаниях, а о трех миллиардах долларов, которые суммарно были вложены в экономику Армении за последние десять с лишним лет. Поэтому данное сравнение, может быть, не вполне корректно.

Строительство новой атомной станции может потребовать по различным оценкам от 2,5 до 4-5 миллиардов долларов – цифры тут совершенно разные. Сотрудничество предполагает приток капитала в Армению, что является положительным фактором для развития экономики страны.

Если говорить о рисках, то понятно, что преобладание в некоторых стратегических проектах иностранного капитала может вызвать определенный дисбаланс в обществе по отношению к политике государства. Однако, с учетом того, что в отношениях между нашими странами политика с экономикой тесно переплетены, и экономическое сотрудничество становится возможным благодаря тесному политическому контакту, то можно утверждать, что риски присутствия российского капитала в Армении минимизированы.

- Весной этого года в Армении возникло мощное общественное движение протеста против законодательной инициативы правительства, предполагающей восстановление в республике школ с обучением на иностранных языках. Не секрет, что основной мишенью протеста стала возможность восстановления русскоязычных школ. Чем Вы объясните подобный протест в традиционно дружественно настроенном к России армянском обществе?

- В данном случае речь шла не о русском языке, а о преподавании в средней школе иностранных языков в целом. Подчеркну, что в стране не было широкомасштабного общественного движения именно против преподавания на русском языке.

Однако, с учетом того охвата, которое имело это движение, а также с учетом всей идеи национальной школы, которая присутствовала в Армении не только в период независимости, но и в советское время, речь в первую очередь шла о сохранении концепции национальной школы и преподавании на государственном языке. Несомненно, это выступает в качестве элемента, который способствует дальнейшему развитию образовательной системы и науки внутри Армении, одновременно адаптируя к потребностям национальной системы образования преподавание иностранных языков и ресурсов на иностранных языках.

Таким образом, в Армении никто не мешает изучению иностранных языков, в том числе русского. Однако в стране, где большая часть населения – почти 98% - говорит по-армянски, желание развивать систему образования на родном языке вполне обосновано.

- Как Вы расцениваете дальнейшее развитие армяно-российских отношений в свете предстоящих общегосударственных выборов в двух странах? Что, по-Вашему, изменится в России при Путине, и какое влияние эти изменения окажут на Армению?

- Взаимоотношения между нашими странами определяются не только персоналиями, стоящими во главе государств, но и характером связей и внешнеполитических интересов Армении и России. С этой точки зрения Россия, имеет в лице нашего государства надежного партнера в регионе.

При этом речь идет не только о том, что Армения заинтересована в России, но и о заинтересованности России в таком региональном партнере как Армения. Исходя из этих приоритетов можно судить о том, что характер межгосударственных взаимоотношений России и Армении после 2012 года не должен принципиально измениться. В определенные периоды могут лишь меняться некоторые приоритеты: политические, экономические, гуманитарные и т.д.

Также важным моментом в наших взаимоотношениях выступает и то, что Россия является весомым фактором в дальнейшем урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта.

- Расскажите, пожалуйста, чем занимается Институт стран СНГ в Армении?

- Для начала отмечу, что филиал Института стран СНГ создавался в Армении в целях комплексного изучения внутренней и внешней политики страны.

Важным аспектом деятельности филиалов, не только в Армении, но и в других странах СНГ, является, содействие по сохранению и развитию исторических связей с Россией во всех отраслях.

В своей деятельности мы рассматриваем варианты межгосударственного и межрегионального сотрудничества в политической, военной, экономической и культурной сферах, организации и поддержки русского языка и культуры, определению возможных направлений взаимных инвестиций, популяризации идей интеграции стран СНГ в российском и международном общественном мнении.

Если говорить о реализации всего вышеперечисленного, то предметом деятельности филиала является проведение семинаров, конференций и иных мероприятий, - как в масштабах Армении, так и носящих международный характер. Все это направлено на осуществление комплексного многоуровневого анализа внутренней и внешней политики Армении и содействие сохранению, и развитию сотрудничества с Россией. Немаловажным аспектом деятельности, является и работа со средствами массовой информации по вопросам отношений стран СНГ.

Нам есть о чем рассказать, так как филиал занимается постоянным проведением мониторинга общественно-политической жизни страны, осуществляет научно-исследовательскую и экспертно-аналитическую функции.

22 декабря 2011 года

С Александром Маркаровым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Карина Гаджиева.

Автор:Кавказский Узел