11:35 / 15.05.2002Анапа - территория ксенофобии

В Анапском районе Краснодарского края местная власть, под прикрытием сотрудников органов внутренних дел, запрещает работать на арендованных полях представителям турок-месхетинцев. "Трудоголики" имеют все шансы попасть в КПЗ.

В минувшие выходные анапская милиция не отдыхала. С 10 по13 мая совместные бригады представителей органов внутренних дел совместно с налоговыми органами, казачеством, представителями администрации города-курорта Анапа провели ряд рейдов по полям района с целью выяснения, кто же работает на анапских землях. Удача "улыбнулась" им на полях агрофирмы "Чекон", арендованных представителями турецко-месхитинской диаспоры. В заявлениях в адрес краевого отделения общества "Ватан" арендаторы пишут, что "объединенная бригада" анапских властей сначала потребовала предоставить личные документы, а затем договоры аренды земли.

Из-за антитурецких настроений в Краснодарском крае большинство договоров турки заключали не на свои фамилии, а по документам знакомых славян. Но даже и те, кто работал на основании договора легально, под своей фамилией ? также оказались преступниками, так как "Чекон", в нарушение Гражданского кодекса, заключала договоры в одном экземпляре и хранила их в своей конторе. По причине этого на момент проверок ни у кого из работающих на поле документов на аренду не оказалось.

Главный аргумент проверяющих: "Земля ? это не проходной двор, следовательно, работать на ней кому ни попадя ? не позволим!" Во время "полевых допросов", в которых активно участвовали казаки, туркам прямо указывали на то, что Кубанская земля ? не для всех, и работать на ней могут только избранные ? казаки. Всем же остальным это "удовольствие" ? вручную, при помощи "пещерных" орудий труда обрабатывать землю ? недоступно! Туркам-месхетинцам в очередной раз посоветовали убираться из края, заявляя, что работать здесь им все равно не позволят, да и урожай им вряд ли достанется.

Работать не давали ни 11, ни 12, ни 13 мая. Особые "трудоголики" - 11?го ? трое, а 12-го ? двенадцать человек - оказались в анапском КПЗ, откуда были выпущены лишь в 2 часа ночи, да и то не "за просто так". Сумма "выкупа" держится в секрете как, разумеется, самими милиционерами, так и представителями "Ватана".

НАША СПРАВКА:

Поля агрофирмы "Чекон" расположены на самой границе Анапского и Крымского районов Краснодарского края. Основной вид продукции, выращиваемый здесь турками-месхетинцами ? томаты, большая часть которых идет на переработку, в частности, на Крымский консервный завод.

Стоимость аренды одного гектара земли на 2002 год здесь составила 10 000 рублей. По утверждению "потерпевших", сверх этого еще 5 тысяч рублей на каждый гектар уже было вложено при подготовке земли к полевым работам (осенняя вспашка, рыхление, боронование), а также в приобретение семян и прочие работы, для которых необходимо привлекать технику.

Большая же часть работ приходится на ручной труд ? от прополки до сбора урожая.

Остается добавить, что руководство "Чекона" утверждает, что денег, уплаченных турками еще осенью прошлого года за аренду земель, на сегодняшний день на счетах агрофирмы нет, следовательно, и вернуть их в ближайшее время арендаторам нет никакой возможности.  Более того, руководители агрофирмы не запрещают туркам в соответствии с договорами работать на полях, однако, за действия милиции они, к сожалению, не отвечают.

Одним словом, ? мошенничество налицо.

Держать ответ за свои действия Анапская администрация, кажется, не привыкла ни перед "потерпевшими", ни перед представителями СМИ. Корреспонденту столичного журнала "ЛЮДИ" отказали в возможности сбора информации, аргументируя отказ тем, что здание администрации тоже "не проходной двор".

После событий 10-13 мая, руководители краевого и территориальных отделений общества "Ватан" 14 мая приехали в администрацию города Анапы, чтобы на месте решить с главой агропромышленного комплекса вопрос о возможности работать на арендованной земле. Вместе с ними приехал корреспондент журнала "ЛЮДИ", ожидались журналисты из информационного агентства "Франс Пресс".

Секретарь руководителя АПК направила их в кабинет заместителя по крестьянско-фермерским хозяйствам Игоря Генеральского, который, выслушав "ходоков", заявил, что вопрос - вне его компетенции. Вопрос корреспондента, почему на документах, составленных во время рейдов на поля "Чекона", стоит его фамилия, остался без ответа. Игорь Генеральский посоветовал обратиться с вопросами к руководителю АПК Михаилу Суруновичу.

У дверей его кабинета гостей ожидал сотрудник отдела администрации по работе с правоохранительными органами, общественными, религиозными и этническими организациями Сергей Старостин (в прошлом ? начальник контрразведки одной из анапских воинских частей). Он стал настойчиво предлагать представителям "Ватана" аудиенцию с руководителем отдела по работе с правоохранительными органами, общественными, религиозными и этническими организациями Валерием Игнатенко. Руководитель краевого отделения "Ватана" отказался от этой встречи. Однако Сергей Старостин предлагал встречу с ним все более навязчиво, более того, начал давать комментарии к ситуации прямо в коридоре.

Общий смысл этих комментариев (не для прессы) сводился к тому, что "Земля ? это не проходной двор", и что "Если раньше законы нарушались, то теперь за ними наблюдают строже. И работать на Кубанской земле без гражданства не будет позволено никому!"

Корреспонденту он заявил, что "для сбора информации в администрации города необходимо иметь аккредитацию", и что его пламенная речь, записанная на диктофон в коридоре ? это компромат и оскорбление его достоинства, как представителя администрации.

Пока шел этот разговор, руководитель АПК Анапского района Михаил Сурунович благополучно закончил прием и уехал. Рассудив, что "поговорить надо бы хоть с кем-нибудь", представители "Ватана" согласились на встречу с Валерием Игнатенко.

Прямо с порога последний заявил, что пресса ему не нужна, что они с "Ватаном" сами разберутся в вопросе, и отказался говорить, пока журналист не покинул его кабинет.

Руководитель краевого отделения международной организации турок-месхетинцев "Ватан" Сарвар Тедоров рассказал, что разговор с ними велся в резком тоне, однако документы, запрещающие туркам работать на землях анапского района, на которые ссылался Игнатенко, предоставлены не были. Разговор за закрытыми дверями кабинета оказался таким же беспредметным, как и в коридоре.

Мы привыкли к тому, что россияне не любят и не уважают собственные законы. Однако странно, когда их не знают представители администрации по работе с правоохранительными органами. В связи с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста и нарушением закона о СМИ в администрацию Анапы будет направлен официальный запрос.

Автор:Вадим Карастелев