06:05 / 14.10.2014Гибель в 1989 году Мераба Коставы нанесла удар по национально-освободительному движению Грузии, считают правозащитники

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Спустя 25 лет после гибели одного из основателей Грузинской Хельсинкской группы Мераба Коставы нет достаточной информации, чтобы опровергнуть или подтвердить официальную версию о случайном характере автокатастрофы, считает правозащитник Эмиль Адельханов. К смерти Коставы могли быть причастны спецслужбы, и после его смерти в рядах национально-освободительного движения произошел раскол, отмечает адвокат Гела Николеишвили.

13 октября исполнилось 25 лет со дня гибели в автокатастрофе одного из основателей Грузинской Хельсинкской группы, сооснователя Общества Ильи Чавчавадзе, входившего в число лидеров национально-освободительного движения Грузии Мераба Коставы. Подробная биография Мераба Коставы составлена "Кавказским узлом".  

13 октября 1989 года автомобиль "Нива", в котором находились Мераб Костава с сооснователями Общества Ильи Чавчавадзе супругами Зурабом Чавчавадзе и Тамар Чхеидзе попал в аварию. По официальной версии, озвученной в 1989 году МВД Грузинской ССР, причиной аварии стал теленок, стоявший на дороге. 

На сегодняшний день нет достаточной информации для того, чтобы опровергнуть или подтвердить официальную версию того, что причиной гибели Мераба Коставы стало случайное стечение обстоятельств, считает грузинский правозащитник Эмиль Адельханов.

Несмотря на то, что Мераб Костава являлся одним из политических лидеров национально-освободительного движения, он не был в нем главной фигурой, отметил правозащитник. "Конечно, он всегда рассматривался как кандидат номер два на пост руководителя Грузии, но номером один был Звиад Гамсахурдия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эмиль Адельханов.

При этом, напоминает Адельханов, в то время в национально-освободительное движение Грузии входили объединения, отличавшиеся своими взглядами на те или иные проблемы. "Было еще Общество Ильи Чавчавадзе... Они придерживались более широких взглядов, из-за чего вошли в противостояние с Гамсахурдией", - заявил правозащитник.

Отметим, что в 2006 году в интервью газете "Асавал-Дасавали" бывший министр обороны Грузии Тенгиз Китовани заявил, что к гибели Мераба Коставы причастен Эдуард Шеварднадзе. Машина, в которой ехал Мераб Костава, была умышленно повреждена в Тбилиси, заявил Китовани, пояснив, что "был перерезан тормозной шланг". При этом, по информации Китовани, Мераб Костава умер от инъекции, которую ввели появившиеся на трассе "врачи в белых халатах".

Сегодня очень трудно судить о том, как погиб Костава, считает адвокат, представитель НПО "Бывшие политзаключенные за права человека" и бывший диссидент Гела Николеишвили, который сам отсидел в тюрьме с 1983 по 1985 год за антисоветскую деятельность. 

При этом Гела Николеишвили отметил, что версия о причастности к смерти Мераба Коставы сотрудников спецслужб СССР логична с политической точки зрения.

"Если это действительно было так, то такое решение принял очень изощренный и дальновидный ум, поскольку после смерти Коставы история Грузии пошла по очень драматичному пути", - заявил Гела Николеишвили. По его оценке, Костава обладал большим авторитетом, нежели Гамсахурдия. Но самым главным Николеишвили считает то, что после смерти Коставы произошел раскол в рядах национально-освободительного движения.

"Костава постоянно пытался удержать от раскола национально-освободительное движение... А Гамсахурдия постоянно шел на обострение конфликта, на каждого, кто с ним не был согласен, он наклеивал ярлык "агента Кремля". В этом на него был очень похож Саакашвили", - сказал Гела Николеишвили.

При этом, отметил Николеишвили, на межэтнические отношения Гамсахурдия и Костава придерживались разных взглядов.

"Если Гамсахурдия, по крайней мере, на публике выступал с популистских позиций, то Костава в июле 1989 года был в числе тех, кто пытался предотвратить столкновения между грузинами и абхазами. И именно ему принадлежит фраза: "Рано или поздно мы найдем путь к сердцам наших абхазских братьев", - заявил Гела Николеишвили.

Автор:Беслан Кмузов