01:15 / 01.02.2019Дело Рауля Арашукова напомнило о скандале с долгами Чечни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Арест топ-менеджера "Газпрома" Рауля Арашукова может быть показательной борьбой с хищениями газа на фоне проблемы со списанием долгов Чечни, считает профессор МГУ Наталья Зубаревич. Следователи заинтересовались деятельностью Арашукова раньше, чем Рамзан Кадыров потребовал списать долги Чечни за газ, полагают аналитики Александр Фролов и Александр Пасечник.

Как писал "Кавказский узел", советник гендиректора ООО "Газпром межрегионгаз", отец сенатора Рауфа Арашукова Рауль Арашуков арестован на два месяца по подозрению в хищении природного газа на 30 миллиардов рублей и создании преступного сообщества. Вместе с ним суд арестовал четверых руководителей структур "Газпрома" в Астрахани и на Ставрополье - Руслана Арашукова, Гузера Хашукаева, Игоря Травинова и Николая Романова. Согласно версии следствия, соучастники обеспечивали заключение договоров на поставку предприятиям газовой отрасли больших объемов газа сверх необходимости, после чего газ похищался и реализовывался компаниям и физлицам за наличный расчет. 

В середине января суд в Грозном по требованию прокуратуры Чечни обязал компанию "Газпром межрегионгаз Грозный" списать "безнадежную к взысканию задолженность населения" на сумму более девяти миллиардов рублей. Компания обжаловала решение суда. Известие о возможном списании долгов Чечни за газ вызвало реакцию в других регионах России - депутаты и активисты потребовали аналогичного списания задолженности жителей за услуги ЖКХ. При этом пресс-секретарь президента России назвал ситуацию "чрезвычайно сложной", "рассматривать эти вопросы без (учета) интересов компании и в то же время без учета интересов простых граждан – невозможно", отмечается в справке "Газовый бунт: списание долгов Чечне возмутило регионы", размещенной на "Кавказском узле".

Преследование Арашукова-старшего и попытка списания долгов Чечни за газ - взаимосвязанные события, считает эксперт в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич.

Раулю Арашукову вменяются хищения газа путем манипуляций с договорами, напомнила она. "Скорее всего, это дело и процесс по списанию долга Чечне связаны. Федералам нечего ответить на требование Чечни простить долг, им трудно отвечать. Это [дело] - косвенная акция с целью показать, мол "мы боремся с теми, кто ворует в газовой отрасли". То, что эти события как-то соотносятся друг с другом, для меня является фактом", - сказала Зубаревич корреспонденту "Кавказского узла".

По словам профессора, крупнейшим потребителем газа на Северном Кавказе является Дагестан. "В Дагестане больше населения, эта республика – крупнейший потребитель газа в регионе. И по долгам за ЖКУ Дагестан впереди Чечни. Ингушетия и Дагестан - самые крупные должники по оплате ЖКУ, но в этих республиках никто не инициирует процесс по списанию долгов. А Чечня – самый крупный должник по газу", - сообщила Зубаревич.

В России существует коррупционная практика списывания объемов похищенного газа на население - людям приписывается задолженность, и это позволяет скрыть факт хищений, заявили ранее "Кавказскому узлу" Наталья Зубаревич и эксперт в области энергетики Николай Хренков. В октябре 2018 года глава Минкавказа обвинил регионы СКФО в воровстве газа и света, которые маскируются под изношенность сетей и долги населения.

Вопрос списания долгов Чечни за газ не является непосредственной причиной преследования Рауля Арашукова, даже если тот был против списания долгов, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

"Я этого не допускаю. То, что за него (Арашукова) взялись, было делом времени. Против списания долгов в Чечне выступали многие, даже в федеральном центре, и [такая позиция] не могла быть причиной преследования. За Арашуковым следили долго, и ситуация такова, что у следствия [есть очень веские] доказательства против него", - сказал аналитик корреспонденту "Кавказского узла".

Кадыров открыто поставил вопрос о списании долгов за газ, и для такого списания действительно существуют законные способы - суд может учесть доводы должника и постановить, что долг не может быть взыскан, добавил Фролов. При этом в Дагестане ситуация с долгом за газ значительно сложнее, чем в Чечне, и незаконные врезки в газопроводы там встречаются повсеместно, подтвердил аналитик.

"Незаконные подключения на ненормированных условиях – это реалии в Дагестане, против этого нужна системная работа. Но это не является проблемой только Северного Кавказа, в других регионах тоже есть эти проблемы", - рассказал Фролов.

Задержанию Рауля Арашукова по подозрению в причастности к многомиллиардным хищениям газа предшествовал арест в декабре 2018 года гендиректора предприятия "Газпром межрегионгаз Махачкала" Владимира Анастасова. В 2018 году на предприятиях газовой отрасли в Дагестане были проведены 960 обысков, заявила 31 января прокуратура республики.

Следствие заинтересовалось деятельностью Рауля Арашукова значительно раньше, чем возник вопрос о списании долгов Чечни за газ, обратил внимание руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник.

"Я бы не связывал дело Арашукова-старшего с процессом по списанию долгов за газ в Чечне. Эти два события друг с другом не связаны, это разные вещи. В целом тотальное списание всех долгов чревато [негативными последствиями] для экономики и несправедливо по отношению к добропорядочным гражданам, которые всегда платили за газ и свет. Расследование против Арашукова велось еще до того, как Кадыров инициировал процесс по списанию долгов за газ", - сказал Пасечник корреспонденту "Кавказского узла".    

По информации Пасечника, Дагестан - крупнейший потребитель газа на Северном Кавказе, но Чечня имеет самую большую задолженность за газ.

"По данным "Газпром межрегионгаза", крупнейший должник - это Чечня, где долг за газ составляет 13,2 млрд рублей. В Дагестане долг составляет 9 млрд рублей. В Дагестане, как и в других субъектах, были локальные списания, но крупных не было. Мне кажется, скоро федеральный центр предложит оптимальный механизм для всех регионов по вопросу газовых долгов", - заключил аналитик.

Новости о расследовании дел Рауфа и Рауля Арашуковых "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Опала Арашуковых".

Автор:Гор Алексанян
01.02.2019 в 11:17Игорь Сажин
Есть какая-то в этом деле вынужденность. Такое ощущение, что власти от нехватки ресурсов начали эту войну уже с коррупцией попутавшей берега полностью. Если бы денег было больше, если бы например цена на нефть была выше и не было бы такого давления санкциями, то власти бы, похоже, не затеяли эту войну. Коррупция - это плата за преданность.  
01.02.2019 в 11:24Лука Мудищев
В любом случае-кто попался, тот сам дурак! Дурак потому, что согласился участвовать в афёрах, где не проигрывает только тот, кто первый сдаёт колоду и  банкует!!! Имеются счётчики учёта газа и на жилой дом, и на завод, и на квартал..., И на регион почему бы им не быть?Поступающий в регион газ фиксируется приборами учёта, далее все те, кто заплатили за соотвествующий объём газ, минусются из выделяемого объёма газа...Остающий НЕОПЛАЧЕННЫЙ объём газа,  стало быть, кто кто-то где-то ворует!!!   Мы, чеченцы, прекрасно знаем кто и где!!! Чьи заправки, кафе, кондитерские, подпольные и не очнеь заводы и агрофермы везде, а также блатота из чинуш их любовников и любовниц, годами не платящая за ворумемый ими газ!!!  А прикрываться дешёвыми россказнями о том, что,дескать, население может восстать из-за каких-то приписываемых ему мифических долгов и поэтому их, долги, надо списать-это верх цинизма и глумление в квадрате!!! Гнилая, распозающаяся на глазах система, смердит и отравляет всё вокруг...Уже и френд-гёрл кавказских денежных муЩЩЩин - Тина Канделаки оправдывается за получение дорогих презентов от Арашукова... Интересно, как далёко то время, когда подобные ей, да и она сама, будут открещиваться от подарков дагестанских и чеченских подпольных миллиардеров?