21:45 / 30.12.2019Защита сочла жестоким приговор Руслану Кашешову

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Предприниматель из Нальчика Руслан Кашешов получил 11 лет строгого режима по обвинению в хранении гранаты, наркотиков и пособничестве ИГ*. Вина Кашешова не была доказана, приговор неоправданно суров, заявили отец и адвокат обвиняемого.

Как сообщал "Кавказский узел", на прениях 27 декабря по делу нальчанина Руслана Кашешова прокурор заявила, что вина подсудимого в пособничестве ИГ* и хранении наркотиков и гранаты полностью доказана. Доказательства противоречат друг другу и сами по себе говорят о фабрикации дела, возразила защита, потребовавшая полностью оправдать Кашешова.

Предпринимателя Руслана Кашешова задержали в Нальчике в июне 2018 года. По его словам, граната и пакет с наркотиками в его автомобиль были подброшены, а признание в незаконном обороте наркотиков, взрывчатки и пособничестве ИГ* он дал под пытками. Кроме того, его заставили признаться в том, что найденные у него граната и наркотики были получены от боевика Юрия Бицуева, которому задержанный также помогал деньгами, сообщила пресс-служба ПЦ "Мемориал". На заседании 11 ноября свидетель рассказал, что во время задержания под правым глазом обвиняемого был синяк, по его лицу текла кровь.

30 декабря Южный военный суд вынес обвинительный приговор нальчанину Руслану Кашешову. На оглашении в зале суда присутствовали отец и мать Кашешова – Умет и Фатима Кашешовы, а также четверо его друзей и родственников, сообщил корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем прессы. Близкие Кашешова вели себя спокойно, без выкриков и открытого возмущения, мать молилась и плакала.

Суд провозгласил только вводную и резолютивную часть приговора. Подсудимого признали виновным по всем статьям обвинения: финансирование незаконного вооруженного формирования, пособничество боевикам, незаконный оборот наркотиков в крупном размере и незаконное хранение взрывчатого устройства (ч.1 ст. 208, ч.5 ст.33 ч.2 ст. 205.5, ч.2 ст. 228 УК России и ч.1 ст.222.1 УК России). Кашешов был приговорен к 11 годам исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на один год, а также штрафу в 10 тысяч рублей, зачитал из приговора председательствующий судья. Были ли приняты судом во внимание смягчающие обстоятельства, озвученные прокурором во время прений, из приговора неясно, поскольку суд не оглашал описательную часть приговора.

Во время прений прокурор попросила суд учесть смягчающие обстоятельства по делу Кашешова, как то: положительные характеристики, отсутствие судимости, наличие жены и трех малолетних детей на иждивении. "Прошу признать Кашешова виновным и <...> назначить наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 50 тысяч рублей, с ограничением свободы на срок год и шесть месяцев", – резюмировала прокурор.

Срок отбывания наказания суд постановил считать, начиная с даты его ареста – 22 июня 2018 года, из расчета один день под стражей за один день колонии. Суд также указал, что после получения копии приговора осужденный имеет право в течение 10 дней его обжаловать в апелляционный военный суд. Руслан Кашешов стоял в клетке-аквариуме и смотрел на судей во время оглашения приговора и внешне не проявлял никаких эмоций, передал корреспондент "Кавказского узла".

Родственники разочарованы, что суд признал вину Кашешова по "террористическим статьям"

О недоказанности вины Руслана Кашешова в суде сообщил после оглашения приговора его отец, Умет Кашешов. "Мой сын не виновен, ни один эпизод не доказан, наоборот, в суде мы доказали, что обвинение сфабриковано. Но зная, как у нас работает судебная система, я ждал если не освобождения Руслана в зале суда, то хотя бы, чтобы убрали самые тяжелые "террористические" статьи, однако они все оставили", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" отец осужденного.

По его словам, его сын – законопослушный гражданин. "Мой сын живет, работает, женится, (у него появляются) дети, (сын) не грабит, наоборот, у него работают люди (речь идет о суши-баре "Токио" в Нальчике, совладельцем которого являлся Руслан Кашешов. – Примечание "Кавказского узла"), кормит свою семью, он платит налоги государству, и такой человек оказывается государству не нужен", – сказал Умет Кашешов, добавив, что решение суда будет обжаловано.

Ранее Умет Кашешов сообщил, что бизнесом его сына –  суши-баром "Токио" - теперь занимается партнер Руслана Кашешова в одиночку. Кашешовы не исключают, что процесс против их сына связан с попыткой отнять бизнес, но отметили, что с партнером у их сына доверительные отношения.

Адвокат Кашешова Николай Качанов также посчитал наказание суда слишком строгим и заявил, что его подзащитный будет обжаловать приговор.

"Даже если посчитать, что Руслан Кашешов виновен, то суд должен был учесть у него отсутствие судимости, наличие троих малолетних детей, 2014, 2015 и 2018 годов рождения, а также то, что благодаря его показаниям это все было раскрыто, если уж они взяли их за основу. 11 лет – слишком строгое наказание", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Качанов.

Адвокат заявил, что хотя судебная практика по делам о терроризме, по его мнению, показывает, что обвиненные по этим статьям всегда получают срок, и оправдательных приговоров по терроризму практически нет, переквалификации на другие статьи в апелляционных судах бывают, поэтому смысл обжаловать приговор есть. "Уверен, если брать не чьи-либо указания и политические моменты, а исключительно материалы дела Кашешова, его должны были бы оправдать или хотя бы исключить статьи, связанные с терроризмом. Поэтому будем обжаловать - шансы есть", – сообщил адвокат.

По его словам,  жестокость наказания состоит еще и в том, что осужденным по террористическим статьям невозможно выйти по условно-досрочному освобождению.

Адвокат заявил о фальсификации доказательств вины Кашешова

Главные доказательства в деле Кашешова, по словам его адвоката Качанова, сфальсифицированы и "не должны были приниматься судом во внимание".

"Вечером 22 июня 2018 года Кашешов был остановлен, силовики ему подкинули гранату в автомобиль и сунули наркотики, ночью он был у оперативников, которые пытками и угрозами заставили его признаться в связи с Бицуевым. Утром Кашешов был у следователя, который его задержал и допросил, и тут же Кашешова вывезли на место, где он якобы встречался с Бицуевым, и так за 2-3 часа оформили всю доказательную базу", – рассказал адвокат.

По его словам спустя уже четыре дня Кашешов отказался от признательных показаний. "Тогда, 9 июля, в деле появился секретный свидетель "Иванов", утверждающий, что  Кашешов – его близкий друг, и рассказывал ему о поддержке Бицуева. А после появления "Иванова" уже второй раз допросили понятых, у которых в протоколах появилось, что они якобы слышали в ходе досмотра 22 июня Кашешова, как тот говорил, что встречался с Бицуевым", – сообщил Качанов.

В ходе двух спецопераций в Нальчике 22 ноября 2015 года были убиты 14 предполагаемых боевиков. Силовики заявили, что все они были членами местной ячейки запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". Среди убитых был Юрий Бицуев, которого силовики назвали лидером вооруженного подполья Кабардино-Балкарии.

Адвокат назвал все доказательства по делу ненадлежащими: "признательные показания Кашешова должны быть исключены из дела, поскольку добыты насильственным путем, а справка-меморандум из спецслужб – поскольку не предусмотрена законом об оперативно-разыскной деятельности.

"(Справка-меморандум) – вторичное  доказательство, и составлена она на основе первичных наблюдений. Там просто написано на бумаге, что в результате наблюдений 2015 года кто-то видел, как Кашешов поздоровался с Бицуевым. При этом не передавал ему деньги, а только поздоровался. Мы ходатайствовали об исследовании этого первичного источника, но суд нам отказал. Мы сомневаемся в существовании этого первичного источника", – рассказал адвокат.

Показания секретного свидетеля, считает Качанов, не нужно принимать во внимание на основании того, что он стал секретным не из-за угрозы его жизни и здоровью, а для того, "чтобы говорить неправду".

"В суде имя и фамилия "Иванова" стали известны из допроса других свидетелей. Как выяснилось, он не является другом Кашешова, ничего не знает о Кашешове, говорит, что они встречались в 2014-2015 году в суши-баре "Токио", хотя тогда на том месте был пустырь", – пояснил адвокат.

Напомним, что ранее защита заявила, что полностью отвергает знакомство Кашешова с Бицуевым, как и то, что Кашешов передавал боевику деньги. Ключевого свидетеля обвинения, "Иванова", адвокат обвинил во лжи, и заявил, что согласно заключению почерковедческой экспертизы из Пятигорска, подписи под протоколом допроса "Иванова" принадлежат разным людям, а объяснениям свидетеля, что у него "болела рука", доверять нельзя. 

Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

* – ИГ ("Исламское государство", ранее ИГИЛ) – организация признана террористической и запрещена в России по решению суда.

Автор:Валерий  Люгаев