01:54 / 20.04.2021Пенсионерки из поселка Туркан отказались прекратить голодовку

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Пожилые жительницы бакинского поселка Туркан Хумара Шабанова, Азизаханум Атаева и Тамара Сулейманова продолжили голодовку с требованием восстановить их права на земельные участки неподалеку от побережья Каспийского моря и освободить местного жителя, арестованного после оказания им консультативной помощи.

Как писал "Кавказский узел", жительницы бакинского поселка Туркан, которых объявили умершими, добиваются возврата земель, а также освобождения местного жителя, который попытался им помочь в решении проблемы

91-летняя Хумара Шабанова, 80-летняя Азизаханум Атаева и 76-летняя Тамара Сулейманова из бакинского поселка Туркан объявили голодовку в знак протеста против того, что их при жизни записали в умершие и продали принадлежащую им землю, говорится в публикации Meydan.TV ""Похороненные заживо" пожилые женщины в Азербайджане объявили голодовку". Следственное управление Генеральной прокуратуры ведет расследование по делу об оформлении Атаевой и Шабановой как умерших и присвоении их земельных участков. Сначала был арестован бывший представитель исполнительной власти Хазарского района в поселке Туркан Рахиль Бабаев и житель поселка Чингиз Сафаров. Также был объявлен в розыск Дашгын Насиров, его задержали в декабре 2020 года. Против Бабаева было выдвинуто обвинение в должностном подлоге и злоупотреблении должностными полномочиями, а против двух других – обвинение в мошенничестве и подделке документов. Дашгыну Насирову на основании проблем со здоровьем мера пресечения была заменена на домашний арест, что вызвало протест потерпевших. Атаева рассказала,  что по вопросу хищения земель 12 апреля состоялась встреча в Генпрокуратуре Азербайджана, однако она разочаровала женщин, так как им "не сказали ничего конкретного", говорится в публикации.

Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» 19 апреля на правах анонимности юрист, оказывающий консультативную помощь пострадавшим женщинам, предметом конфликта стали дачные участки в поселке Туркан, предоставленные их мужьям еще в советское время.

"Во времена СССР, поскольку не было частной собственности на землю, дачные участки предоставлялись в пользование по договорам. У семей Атаевых и Шабановых было по 25 соток. В поселке Туркан все друг друга знают. Нечистоплотные люди решили воспользоваться их земельными участками для приобретения прав собственности с последующей продажи. Поскольку их мужья умерли, права покойных перешли женам и детям. Чтобы упростить захват участков, злоумышленники в  2017 году пошли на фальсификации и подлог документов. Глава поселковой администрации Рахиль Бабаев выдал документ о составе семьи Шабановых, согласно которому право на пользование дачным участком унаследовала только внучка Хумары Шабановой – дочка ее умершего сына. Другой участник махинации Чингиз Сафаров, известный в поселке как маклер, торгующий недвижимостью, подготовил фальшивое свидетельство о смерти Хумары Шабановой", - рассказал юрист.

По его словам, в то время в этой семье "кроме Хумары Шабановой были еще по два взрослых ее сына и дочери". "От имени ее внучки дачный участок был переоформлен на имя Чингиза Сафарова, который на основе фальшивых документов приватизировал участок и перепродал Дашгыну Насирову, а тот - третьему лицу. Все это вскрылось в августе 2020 года, когда Хумара Шабанова решила обратиться в центр обслуживания граждан ASAN для приватизации дачи и распределения ее между членами семьи. Там ей было объявлено, что она, оказывается, «мертвая». Любопытно, что числящаяся еще с 2006 году мертвой женщина все эти годы получала пенсию», - рассказал юрист.

После того, как об этом случае стало известно соседям Шабановой Атаевым, они забеспокоились и также обратились для приватизации участка. "Выяснилось, что Азизаханум Атаева, оказывается, числится умершей еще с 2014 года. Из членов ее семьи в справке, выданной поселковой администрацией, был упомянут только один сын, у которого в 2017 году обманным путем была получена генеральная доверенность на все права. Оказалось, что их родственник Чингиз Сафаров обещал ему трудоустройство и попросил для этого выдать ему доверенность. Через некоторое время Сафаров сказал, что «дело не получилось» и порвал у сына Атаевой «доверенность». Оказалось, что он порвал другую бумагу, а подлинник использовал для захвата прав на земельный участок и последующей перепродажи Дашгыну Насирову и далее третьему лицу», - продолжил юрист.

По его словам, незаконные действия лиц, жертвами которых стали Атаевы и Шабановы, этим не заканчиваются. «Земельные участки Атаевых и Шабановых располагаются в километре от моря. Однако махинаторы умудрились оформить права собственности на большую площадь 1,25 га в другом месте – в 100 метрах от моря. Эта земля была в государственной собственности. Но во время приватизации координаты дачных участков были сфальсифицированы. В этом деле, конечно же, участвовали сотрудники службы госреестра недвижимости по городу Баку. И по нашей информации, два высокопоставленных чиновника ведомства, замешанные в этом деле, на днях были арестованы», - пояснил юрист.

Кроме работников службы госреестра, по его словам, в земельных махинациях участвовал нотариус, оформлявший переход прав на участки от Шабановых и Атаевых. «Нотариус обязан был пробить в системе свидетельство о смерти двух женщин, и в таком случае выявилась бы фальсификация этих данных», - сказал юрист.

На вопрос, почему же злоумышленники шли на фальсификации с участками Шабановых и Атаевых, если в реальности объектом купли-продажи стали государственные земли, юрист ответил, что «чтобы завладеть государственными землями, им нужны были лишь формальные поводы для приватизации, иначе оформить это было бы невозможным". "Они были уверены в своей безнаказанности, потому что имели покровителей на уровне районного руководства и выше", - сказал он.

Юрист также сообщил, что реальные участки Шабановых и Атаевых, расположенные в километре от моря, "сегодня де-факто в их пользовании". "Но эти люди не имеют уже никаких юридических прав на них. Они малоимущие люди и хотели бы приватизировать, продать участки и поделить деньги между детьми. Реальная рыночная стоимость этих участков - порядка 100-125 тысяч манатов (59-73 тысяч долларов) каждого. По нашим данным, Насиров хотя и оформил продажу каждого участка за 22 тысячи манатов (13 тысяч долларов), на самом деле участок у моря был продан за 750 тысяч манатов (440 тысяч долларов). Это очень престижное место в южной части Апшеронского полуострова. Это место называется Турканский бульвар, и тут в последние годы построены целый ряд вилл», - рассказал юрист.

Он также сообщил, что подобным же образом были приватизированы и участки других жителей поселка. «Но люди боятся об этом говорить. На семьи Атаевых и Шабановых тут оказывается давление. А после того, как был арестован решивший им помочь Натиг Магомедсой, люди вовсе запуганы. Ясное дело, что у этой преступной группы были мощные покровителей на районном и городском уровнях», - сказал юрист.

Он обратил внимание, что один из главных фигурантов, занимающийся крупной торговлей земельным участками, Насиров был освобожден под домашний арест по состоянию здоровья. «Якобы у него был обнаружен ковид. Однако решение суда до сих пор не опубликовано на электронном портале правительства. Интересно, что в тот же день был задержан Магомедсой. Его сначала посадили под домашний арест. А потом лично прокурор Хазарского района ходатайствовал об аресте Магомедсоя", - рассказал источник, добавив, что теперь Шабановым и Атаевым приходят "месседжи", что их семьи тоже ждут посадки.

По его словам, Магомедсой с начала августа 2020 года стал помогать пожилым женщинам. «Эти пожилые женщины слабо разбираются в законах. Их дети - тоже простые труженики. Натиг Мамедсой с самого начала этой истории стал помогать этим людям. Познакомил их с нами. Ему сначала намеками давали понять, чтобы он отошел. Но за месяц да ареста его вызывали [местные силовики] и открыто пригрозили арестом. Обвинения против него сфабрикованы. При этом ходатайства защиты не удовлетворяются, что является подтверждением предвзятости следствия и заказного характера ареста Мамедсоя», - резюмировал юрист.

Адвокат Магомедсоя заявил о необъективности следствия

Мать Магомедсоя Тамара Сулейманова, которая проводит голодовку в знак протеста против ареста сына, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ее сына задержали 5 марта.

«Полиция утверждает, что моего сына задержали  5 марта в 11.10 (по местному времени) перед нашим домом. В 11.20 (по местному времени) уже провели обыск в доме, а в 12.40 (по местному времени) - в его машине, припаркованной у дома. На самом деле в тот день в 10.40 (по местному времени) Натиг поехал в соседний поселок Гала для ремонта автомобиля. Там же его  задержали, надев наручники. Мастер потом дал показания нашему адвокату, что после задержания Натига посадили в «Ниву», а за руль его машины сел представитель полиции. Так они приехали к нам домой, и это было зафиксировано камерами безопасности на всем протяжении пути. По дороге в машину Натигу могли подбросить что угодно. У нас дома якобы нашли наркотики, а в машине - пистолет. Адвокат наш ходатайствовал об экспертизе отпечатков пальцев на оружии. Но ее не проводят. Потому что знают, что там нет отпечатков пальцев Натига. Если оружие принадлежит ему, то и отпечатки пальцев также должны были быть обнаружены. Все это  - оружие, наркотики - они сами подбросили», - рассказала женщина.

Адвокат Джавад Джавадов подтвердил, что защита запросила записи с камер видеонаблюдения системы «Безопасный город» на дороге между поселками Гала и Туркан. Кроме того, защита ходатайствовала приобщить к делу показания двух свидетелей из авторемонтной мастерской поселка Гала, которые подтвердили, что 5 марта их постоянный клиент Магомедсой приезжал, чтобы показать свой автомобиль для обслуживания, там его задержали и, посадив в «Ниву», увезли, а за руль машины Магомедсоя сел один из тех, кто задержал его.

Защита ходатайствовала также о проведении экспертизы на предмет наличия или отсутствия отпечатков пальцев Магомедсоя на обнаруженном, как утверждают силовики, у него в автомобиле пистолете «Макаров», его боекомплекте и трех спичечных коробках с марихуаной общей массой 22 грамма, а также обнаруженных в доме в черном полиэтиленовым пакете пяти спичечных коробках с 38 граммами конопли.

Защита также ходатайствовала о запросе биллинга мобильного телефона Магомедсоя. «К сожалению, ни одно из наших ходатайств не было удовлетворено», - сказал защитник корреспонденту "Кавказского узла", отметив, что это дает повод усомниться в объективности следствия.

Магомедсой, согласно решению суда, должен оставаться под стражей до 6 июня. Ему предъявлены обвинения по статье 234.2 (незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, производство, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет) и 228.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему), взрывчатых веществ или взрывных устройств - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет) Уголовного кодекса Азербайджана.

Жительницы Туркана продолжили голодовку

Между тем 91-летняя Хумара Шабанова, 81-летняя Азизаханум Атаева и мать Магомедсоя Тамара Сулейманова 19 апреля продолжили голодовку.

«Представляете, что означает для 91-летней женщины голодовка? Каждый день приезжает скорая, делают уколы, чтобы нормализовать у них кровяное давление. Вчера (18 апреля) я пригласил врача, ей систему поставили (капельницу). Никто из госорганов, муниципалитета не пришли, не поинтересовались состоянием здоровья старушек. У них не осталось другого выхода, как ставить под угрозу свои жизни. Мы хотим уважения наших прав. Мы изначально не хотели жаловаться в прокуратуру из-за присвоения наших участков. Но эти люди отказались даже выплатить минимальные компенсации. Нас в людей не ставят. Все сфальсифицировали. Они объявили мою мать умершей, использовали мою племянницу, хотя права на участок имеют все члены семьи и, прежде всего, моя живая мать», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» сын Шабановой Даянат Шабанов.

По его словам, еще больше голодающих огорчает, что решившего им помочь Магомедсоя оклеветали и арестовали. «Теперь моя мать и Азизаханум Атаева в первую очередь требуют освобождения Магомедсоя. Они сильно переживают, что этот человек пострадал», - сказал Шабанов.

Мать Магомедсоя Тамара Сулейманова также отметила, что голодовка - это последнее, что она может сделать для освобождения сына. «Мой сын хотел помочь этим попавшим в беду людям. Но его арестовали. Мой сын даже сигарет не курит, а его обвиняют в наркоторговле. Это бесстыдство - сажать невинных людей», - сказала Сулейманова.

В пресс-службе генеральной прокуратуры в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» отметили, что следствие по факту продолжается, в ближайшее время общественности будет предоставлена обстоятельная информация.

Правозащитник назвал ситуацию в поселке абсолютным произволом

Хорошо знакомый с проблемами жителей бакинских поселков глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов сказал, что «все лакомые кусочки земли в курортных местах на Апшероне захватили состоятельные люди – чиновники-олигархи или близкие к ним бизнесмены».

«Везде местное коренное население вытеснялось, дачные участки, зоны на побережье прибирали к рукам богачи. Но обычно местным жителям давали хоть какие-то компенсации. Произошедшее в Туркане является абсолютным произволом. Если виновные не понесут заслуженного наказания, то авторитету и имиджу власти и правоохранительных органов будет нанесен серьезный урон», - сказал Гасанов корреспонденту «Кавказского узла».

Автор:Фаик Меджид