05:20 / 13.10.2021Реставрация мавзолея шейха Мухаммеда Дулдугского выявила проблему сохранения памятников в Дагестане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Мавзолей шейха Мухаммеда Дулдугского в Агульском районе восстановлен силами местных жителей. В процессе реставрации в Дагестане объекты зачастую утрачивают исторический облик, указал журналист Владимир Севриновский. Реставрация не должна превращать памятники в новодел, считает политолог Альберт Эседов.

"В маленьком высокогорном селе Дулдуг с населением чуть более 400 человек находится мавзолей шейха Мухаммеда Дулдугского. Он почитается у местного населения как “пир”- святое место. Памятник имел важное архитектурно-историческое значение для Дагестана. Это точно датированный образец мемориальной архитектуры агулов ХVII века", - говорится в публикации от 12 октября в сообществе mandat_mahaevoy в Instagram.

В сообщении говорится, что мавзолей требовал реставрационных работ, так как его купол практически разрушен. "Его отреставрировали, а точнее - отстроили заново. Теперь мавзолей выглядит как обычная постройка 21-го века из камня. От исторического объекта остался лишь камень с арабской надписью, в которой сообщается имя архитектора и дата строительства мавзолея - 1094 г.х., что соответствует 1682-83 гг.", указал автор сообщения.

Мавзолей шейха Мухаммеда Дулдугского в Агульском районе входит в перечень объектов культурного населения федерального значения, подлежащих госохране. В соответствии с постановлением Совмина РСФСР №624 от 04.12.1974 года полномочия по его государственной охране осуществляются Министерством культуры Дагестана, говорится в документе на сайте ведомства. Дулдуг считается родиной шейха Муххамеда Дулдугского, в этом же селении он был похоронен, а над его могилой сын шейха Ибрагим-Халил построил мавзолей. Памятник имеет большое архитектурно-историческое значение как точно датированный образец мемориальной архитектуры агулов ХVII века, говорится в справке на сайте Минкультуры республики.

Подобная ситуация на Северном Кавказе - скорее правило, чем исключение, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" журналист, фотограф и путешественник Владимир Севриновский.

"На словах демонстрируя свою любовь к наследию предков, многие жители Кавказа на деле стыдятся "развалюх" и не понимают концепции бережной реставрации. Они всюду пытаются сделать "богато" и устроить в старинных сооружениях "евроремонт", уничтожая ценнейшие памятники древности. Это проблема не только Дагестана. Многие вайнахские башни "реставрированы" схожим образом", - рассказал он.

Реставрация не должна превращаться в новодел, считает политолог Альберт Эседов. "Это наша история. Получается, что то, что не разрушило время, рушат под разными и даже вполне благородными намерениями наши современники. Стирают все, что могло свидетельствовать о какой-либо исторической ценности этих объектов", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Эседов рассказал, что в селе Верхний Яраг Магарамкентского района произошел подобный случай. "Во время запланированной реконструкции мечети Магомеда Ярагского - духовного лидера своей эпохи, учителя имама Шамиля - рабочие попросту снесли все... В случае с Агульским районом и фактом разрушений при реставрации, учитывая, что это объект культурного наследия федерального значения, должна быть адекватная реакция. Надо вспомнить, что произошло вместо реставрации на объекте культурного наследия мирового значения – Дербентской крепости Нарын-кала", - сказал он.

17 ноября 2021 года госсекретарь Дагестана Хизри Абакаров сообщил, что часть Южной крепостной стены крепости Нарын-Кала обрушилась из-за проливных дождей. Он отметил, что для города это чрезвычайное происшествие, а его причиной является "бездушная бюрократия". Искусствоведы упрекнули чиновников в халатности после повреждения крепости. Они указали, что при ее реставрации не были учтены особенности предыдущих восстановительных работ, что повлияло на состояние обрушившейся стены. Работы по восстановлению части участка стены крепости Нарын-Кала и реставрацию ворот планируется завершить до конца 2022 года, пообещали чиновники. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка о крепости Нарын-кала.

Ранее на месте мавзолея шейха Мухаммеда Дулдугского были практически одни развалины, люди восстановили его, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" имам Агульского района Юсуп Магомедов

Священнослужитель отметил, что этот объект не пользуется вниманием и популярностью у паломников. "Паломники сюда не приезжают, в основном собираются сельчане, чтобы раздать милостыню", - сказал имам. 

Житель Агульского района Исрапил сказал корреспонденту "Кавказского узла", что не видит ничего плохого в реставрации мавзолея. "Если государство не помогает, здание развалилось, что плохого, если люди за свой счет построили новое на том же месте? Тем более сохранили плиту, где говорится, кто и когда построил мавзолей", - считает он.

Работы по реставрации мавзолея шейха Мухаммеда Дулдугского с не были согласованы с Агентством по охране культурного наследия Дагестана, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" заместитель начальника отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия федерального значения агентства Загидат Исаева. "У нас есть плановые проверки раз в пять лет, мы мониторим ситуацию. В Дагестане тысячи объектов регионального и федерального значения, по мере своих сил, небольшим коллективом выезжаем на места, проверяем и контролируем исполнение ранее выданных предписаний. При Дагнаследии есть общественный совет и инспекторы на местах, но не во всех муниципалитетах. В Агульском районе нет общественного инспектора", - пояснила она.

Исаева уточнила, что за сохранение объекта несет ответственность его собственник. Если такового нет, то Дагнаследие пытается своими силами в рамках госпрограмм осуществлять работы по сохранению объектов, сказала она.

Автор:Олег Ионов