19:37 / 03.06.2005Ситуация с правами человека в Республике Азербайджан. Январь - декабрь 2004 года

Судебные процессы по делам активистов оппозиции
Амнистия политических заключенных
Жестокое обращение со стороны полиции и условия содержания под стражей
Ситуация в Нагорном Карабахе

Более ста активистов политической оппозиции привлечены к судебной ответственности за предполагаемое участие в актах насилия, последовавших за выборами в октябре 2003 года. Сообщается, что не менее сорока из них приговорены к лишению свободы по итогам судебных разбирательств, не отвечавших нормам справедливого судопроизводства. По имеющейся информации, суд принимал к рассмотрению показания, предположительно полученные под пыткой. Среди сотен амнистированных заключенных были и политические.

Судебные процессы по делам активистов оппозиции

К концу апреля на отдельных заседаниях заслушаны дела более чем ста активистов оппозиции, привлеченных к суду по обвинению в причастности к столкновениям между сторонниками оппозиции и сотрудниками правоохранительных органов. Стычки произошли после президентских выборов в октябре 2003 года. В ходе судебных разбирательств, по поступившим сведениям, суд допустил использование доказательств, основанных на полученных под пыткой признательных показаниях. Тридцати трех человек приговорили к лишению свободы сроком от трех до шести лет. Остальные получили отсрочку исполнения приговора. В число последних попал правозащитник, имам независимой мечети "Джума" Ильгар Ибрагим-оглы. Его освободили 2 апреля.

7 мая Суд по особо тяжким преступлениям города Баку начал слушания по делу семерых лидеров политической оппозиции, обвиняемых в участии в беспорядках. Международные и азербайджанские правозащитные организации обратились к властям с призывом гарантировать подсудимым справедливый суд, отвечающий международным стандартам. Среди семерых подсудимых были: Рауф Ариф-оглы, заместитель председателя партии "Мусават" ("Равенство") и главный редактор оппозиционной газеты "Йени Мусават"; Ибрагим Ибрагимли и Ариф Гаджилы, члены партии "Мусават"; Панах Гусейнов из партии "Кхалк" ("Народная партия"); Этимад Асадов из "Общества инвалидов карабахской войны"; Сардар Джалол-оглы из Азербайджанской демократической партии и Игбар Ага-заде из партии "Умид" ("Надежда").

По имеющимся сведениям, их посчитали разработчиками плана столкновений и им предъявили обвинения в организации массовых беспорядков. С момента, когда их произвольно задержали в октябре 2003 года, все семеро неизменно отрицали все обвинения. Предположительно, некоторые из подсудимых подверглись пыткам со стороны сотрудников Отдела МВД по борьбе с организованной преступностью. Остальные, как сообщается, содержались в жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях.

В конце мая семеро подсудимых отказались от дальнейшего присутствия на предварительных судебных слушаниях в знак протеста против нежелания судей, по их мнению, обеспечить справедливое и открытое судопроизводство в соответствии с международными нормами. После этого заявления адвокаты подсудимых сложили с себя обязанности по их защите и судом были назначены новые защитники, призванные посещать судебные заседания в отсутствие подсудимых. Вняв призывам своих сторонников и советам правозащитных организаций, 22 июня все семь подсудимых вновь стали посещать судебные слушания.

Несколько свидетелей, согласно имеющимся сведениям, отказались в суде от ранее данных показаний, утверждая, что сотрудники правоохранительных органов вынудили их, в том числе силой, дать показания против семерых подсудимых. Однако указанные сотрудники отвергли в суде все предполагаемые обвинения в применении пыток к подследственным. Как стало известно, суд не стал расследовать заявления о применении пыток и жестоком обращении.

22-го октября суд приговорил семерых подсудимых к лишению свободы сроком от двух с половиной до пяти лет. Представители ОБСЕ, наблюдавшие за ходом судебного разбирательства, выразили тревогу в связи с чрезмерной строгостью вынесенных приговоров. Парламентская ассамблея Совета Европы ранее назвала семерых подсудимых "возможными политическими заключенными" и потребовала их освобождения либо амнистии в рамках обязательств, принятых на себя Азербайджаном в качестве члена Совета Европы. 19 ноября апелляционный суд оставил первоначальный вердикт в силе. По состоянию на конец года, ожидалось рассмотрение кассационной жалобы в Верховном суде.

Амнистия политических заключенных

В марте, мае, сентябре и декабре президент Алиев удовлетворил ходатайства о помиловании почти тысячи заключенных. Среди вышедших на свободу были и лица, признанные Советом Европы (СЕ) политзаключенными, освобождения или повторного суда над которыми СЕ добивался, ссылаясь на обязательства Азербайджана, которые тот взял на себя при вступлении в СЕ. Среди освобожденных оказались бывший премьер-министр Сурет Гусейнов и лидер самопровозглашенной Талыш-Муганской Республики Аликрам Гумматов.

Жестокое обращение со стороны полиции и условия содержания под стражей

В декабре Комитет Совета Европы по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания (КПП) опубликовал свой первый доклад по ситуации в Азербайджане. В докладе, подводя итоги посещения Азербайджана в 2002 году, КПП пришел к выводу, что задержанные подвергаются серьезной опасности жестокого обращения со стороны сотрудников внутренних органов. В рекомендациях КПП приоритет отдавался организации профессионального обучения полицейских, а также обеспечению юридических гарантий, призванных исключить жестокое обращение со стороны полиции с первых минут задержания. В докладе также рассматривались серьезные недостатки и факты нарушения условий содержания под стражей в некоторых полицейских спецприемниках. И хотя КПП отметил усилия властей по улучшению условий содержания в учреждениях исправительной системы, в докладе говорилось о переполненности некоторых тюрем.

Ситуация в Нагорном Карабахе

Смертная казнь - дополнительные сведения

По-прежнему не вынесено решение в отношении статуса самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), непризнанной международным сообществом. В августе 2003 года НКР приняла Уголовный кодекс соседней Армении, тем самым, отменив смертную казнь. Трем заключенным, ожидавшим казни, смертный приговор был заменен 15-летним тюремным заключением.

Смертные приговоры в Нагорном Карабахе не приводятся в исполнение с 1997 года.

Пытки и несправедливое судопроизводство - дополнительные сведения

21 сентября вышел на свободу бывший министр обороны Самвел Бабаян, отбывший треть своего срока заключения. Он попал в число 35 заключенных, помилованных президентом Аркадием Гукасяном 17 сентября. Бабаяна приговорили к 14 годам лишения свободы в 2001 году по итогам несправедливого судебного разбирательства. Высказывались утверждения о том, что Бабаяна пытали сотрудники полиции.

25 мая 2005 г.

Автор: