Когда-то Большой Сочи был знаменит ароматами пышных цветочных клумб и соленого морского бриза. Однако рост числа жителей, хаотичная застройка затянувшееся строительство очистных сооружений привели к тому, что курорт стал тонуть в канализационных стоках, а палитра сочинских ароматов пополнилась всеми оттенками миазмов. «Кавказский узел» разбирался, чем грозит туристам и сочинцам загрязнение Черного моря сточными водами, и как власть относится к признакам надвигающейся экологической катастрофы.
Эшелоны цистерн с нечистотами
«Для понимания объемов ежедневных сбросов сточных вод в Черное море, представьте железнодорожную цистерну объемом 50 кубометров. Ежедневно более 6 тысяч таких цистерн — более 300 тысяч кубометров — сливаются в море из Сочи через тысячи ливневых стоков, рек, ручьев и аварийных глубоководных выпусков», — утверждает доктор технических наук, профессор Сочинского государственного университета, специалист в области водоснабжения и водоотведения.
С 1999 по 2005 год Куликов работал научным сотрудником в аналитическом отделе «Сочиводоканала», в последующие годы рецензировал при разработке проектов Бзугинских и Краснополянских очистных сооружений города. По расчетам, которые профессор сделал во время подготовки справочного материала для администрации Сочи, в 2013-2014 годах не очищалась примерно половина объема сточных вод, которые потом сливались в море.
По данным профессора, около 160 тысяч кубометров сточных вод перерабатывается на шести очистных сооружениях. Еще около 35 тысяч кубометров проходят очистку на локальных ОКС, принадлежащих санаториям и другим предприятиям.
«Больше чем 150 тысяч кубометров на очистные сооружения города не поступают: больше они не в состоянии принять и обработать», — пояснил свою точку зрения Николай Куликов со ссылкой на справку, подготовленную в 2010 году администрацией Сочи по запросу Счетной палаты России.
Николай Куликов продолжает обращаться к власти с предложениями об улучшении экологии курорта, говорилось в видео «Кавказского узла», опубликованном в 2014 году. 1 сентября 2017 года сменилось юридическое лицо, оказывающее услуги водоснабжения и канализации, ООО «Сочиводоканал» превратился в МУП «Сочиводоканал». Однако, по мнению, Куликова со сменой юрлица никаких изменений не произошло.
Отметим, что цифры из официальных ответов администрации Сочи и «Сочиводоканала» «Кавказскому узлу» придают вес расчетам профессора Куликова, хотя и несколько расходятся с его данными. По данным администрации, производительность очистных сооружений (ОКС) Большого Сочи — более 353 тысяч кубометров в сутки: 337,1 тысячи кубометров проходит через шесть основных ОКС, еще более 16 тысяч — через 27 очистных сооружений на балансе различных ведомств.
Однако по данным сочинского водоканала за 2016 год, четыре из шести основных очистных станций пропускали лишь чуть более 108 тысяч кубометров стоков. Статистику по двум крупным ОКС — «Адлерским» и «Краснополянским» — ведомство не приводило. Таким образом, ясности, что происходит с остальными 245 тысячами кубометров стоков, нет.
Более того, «Водоканал» сообщил о нерешенных проблемах на Адлерских очистных сооружениях. «В конце 2016 года от глубоководного выпуска оторвался участок трубы длиною порядка 150 метров. В июне 2017 года в разгар курортного сезона оторвался еще один участок глубоководного выпуска около 400 метров, который всплыл на пляже... Сточные воды сбрасываются в Черное море в непосредственной близости от зоны купания, что не соответствует нормативным требованиям», — говорится в письме ведомства.
Несмотря на эти проблемы «Сочиводоканал» рапортует: «Все сбрасываемые в Черное море сточные воды соответствуют нормативным требованиям».
«Невозможно узнать правду о состоянии окружающей среды. Закрылись независимые экологические лаборатории перед Олимпиадой 2014 года. Анализам в лабораториях при „Водоканале“ или Роспотребнадзоре мы не обязаны верить. У них всегда „норма“. Какая может быть „норма“, если стоки текут в море?» — отметил председатель Общественного экологического совета города Сочи Владимир Остапук.
Олимпийский долгострой
К Олимпиады-2014 было обещано обновление очистных коммуникаций Сочи. В частности, была анонсирована модернизация ОКС «Бзугу» мощностью 140 кубических метров в сутки. В декабре 2013 года первая очередь мощностью 70 тысяч кубов была введена в эксплуатацию. Власти оперативно закрыли Навагинские очистные сооружения, переключив стоки на «Бзугу», ведь вторую очередь ОКС должны были ввести в строй в феврале 2014 года. Однако сроки сдачи переносятся по сей день, несмотря на регулярные протесты местных жителей и заявления экологов о сливе в море неочищенных стоков.
«В 2016 году на достройку объекта должны были выделить из краевого бюджета 419 млн рублей, однако финансирование было остановлено», — говорится в датированном августом 2017 года ответе «Сочиводоканала» на запрос «Кавказского узла»
20 октября 2017 директор ведомства Сергей Винарский сообщил депутатам городского собрания Сочи, что решение достроить вторую очередь «Бзугу» «принято администрацией Краснодарского края», но пресс-служба водоканала не уточнила даже примерные сроки сдачи объекта.
«Навагинские ОКС принимали 140 000 кубов стоков в сутки. Очищенная вода выводилась в море на расстоянии 2-3 километров от берега. Твердый остаток из сливов высушивали, измельчали и приготавливали удобрения. Первая очередь Бзугинских сооружений очень слабо работает без сооружений второй очереди. Поэтому я говорю, что 70 000 кубов очищаются плохо из-за неполного рабочего состояния ОКС, а еще такой же объем вообще не очищается», — поделился своим видением ситуации профессор Николай Куликов. Он также поставил под вопрос обработку осадков нечистот, так как пока не работают площадки для сушки.
Ответ администрации Сочи на запрос «Кавказского узла» не противоречит опасениям эксперта. Обе очереди очистных сооружений «Бзугу» названы «единым технологическим комплексом». В документе также говорится, что пока невозможны «работы на технологических линиях механической и биологической очистки сточных вод, на технологической линии обработки и сушки осадка».
«Серьёзные строительные недоделки и незавершённое строительство второй очереди не позволяют обеспечить качество очистки сточных вод, предусмотренное проектом, и гарантировать выполнение требований природоохранного законодательства», — отмечается в датированном 27 ноября ответе за подписью замглавы города Юрия Паламарчука.
От последствий задержки строительства страдают жители всего Большого Сочи. «Дважды в неделю из „Бзугу“ привозят необработанные осадки и вываливают на нашей территории. Мы работаем в аварийном режиме. Жители жалуются на зловоние в мэрию, но все бесполезно», — рассказала «Кавказскому узлу» на условиях анонимности одна из сотрудниц Дагомысских очистных сооружений.
Жизнь без канализации
Еще одним источником неочищенных стоков в Сочи остается хаотичная застройка курорта. «В городе сложилась кризисная ситуация из-за застройки без прокладки канализации. Строительство ведется даже в курортных и особо охраняемых зонах», — рассказала лидер Общественного градостроительного совета Сочи, архитектор Ольга Козинская.
«Дома строятся без планирования территории и расчетов нагрузок на старые сети, которые не выдерживают несанкционированных подключений. В городе появилась масса неканализованных многоэтажек и частых домов. Во многих местах, даже в центре Сочи, знаменитого прежде ароматом цветов, ощущается зловоние сточных вод», — живописала картину Козинская.
«Нечистоты растекаются из дырявых канализационных труб, уходят на рельеф, а оттуда в реки и море», — так член совета «Эковахты по Северному Кавказу» Владимир Кимаев прокомментировал данные «Сочиводоканала» о 2082 прорывах и утечках на водоводах и канализации в 2016 году.
«Городская канализация была рассчитана на 350 000 человек постоянного населения и работала с учетом максимально возможной нагрузки на канализационные сети в курортный период в санаториях и пансионатах. Проложенные в начале 1970-х годов глубоководные выпуски очистных сооружений, а также очистные станции санаториев на сегодняшний день подлежат полной замене виду износа на 80-90% и даже 100%. О таком износе говорилось еще в 2010 году в ответах администрации города и филиала ООО „Югводоканал“ на запросы счетных палат России и Сочи», — отметил Николай Куликов.
По данным Госкомстата на 1 января 2017 года, население муниципального образования город-курорт Сочи превысило 492 тысячи человек. Власти оценивают население Большого Сочи в более чем 467 тысяч человек, из которых более 345 тысяч пользуются центральной канализацией, говорится ответе муниципальной администрации «Кавказскому узлу».
По мнению профессора Куликова, существенный рост населения Сочи значительно увеличил нагрузку на канализационные сети. «Город стал расти в сторону гор и национального парка. Заповедные места по берегам рек, где находились небольшие поселки, стали превращаться в отдельные города. В Сочи полсотни поселков и ни один из них не канализован, хотя в этих поселках строятся многоквартирные дома», — рассказал Куликов.
Жильцы многоэтажки на улице Шаумяна в Хостинском районе Сочи стали заложниками доверчивости к частным застройщикам, которые продали им квартиры без канализации. Узаконенная по суду многоэтажка, где живут около ста человек, оказалась непригодна для проживания.
«Люди купили жилье, так как были уверены, что тут есть канализация. Об этом написано в решении суда, узаконившего самострой. Правда выяснилась, когда мы уже заплатили деньги», — описывает злоключения жильцов домком Андрей Цербе.
«18 августа к нам пришли чиновники природоохранных структур, водоканала, мэрии и отрезали нам воду. Но что от этого изменилось? Люди продолжают пользоваться санузлами, зловоние стало еще сильнее. Вопрос до сих пор не решен», — рассказал Цербе.
Не менее тяжелая ситуация у обитателей улицы Комсомольской, где мало что изменилось со времени репортажа «Кавказского узла» более чем трехлетней давности. Местные жители жалуются, что впадающий в Черное море Верещагинский ручей превращен в открытую канализацию. «Некоторые люди даже дома ходят в медицинских масках, так как выносить вонь просто невозможно», — рассказала живущая на улице Комсомольской Любовь Фриз.
«Приехала на отдых в Сочи. Остановилась на улице Комсомольской. Стоки от неимеющих канализации многоэтажек текут с горных районов в ручей. Стоит вонь как от выгребной ямы. Роятся комары, мухи — разносчики инфекционных заболеваний. Ручей течет на элитный пляж гостиницы «Жемчужина», — описала свои впечатления Людмила Дзагаева.
Проблема ручья Верещагинский усугубилась после олимпийского строительства. Ручей собирает стоки с Пятигорского кладбища улицы Пятигорская, где проблема канализации не решена, говорилось в видео «Кавказского узла», опубликованном в 2014 году.
Рот в море не открывать
Отдыхающие на пляжах Сочи имеют большие шансы стать жертвами инфекционных заболеваний, уверена врач-инфекционист Дагомысской поликлиники в Лазаревском районе Сочи Лариса Азанова.
По ее словам, купание в морской воде, нагретой от 27 градусов и выше может оказаться опасным. «Бактерии в теплой воде становятся активными и поражают человека не только через слизистую оболочку, но и через кожу. Поэтому купания летом в загрязненной воде не рекомендованы. Больница инфекционная в Сочи действительно всегда переполнена. Лучший совет — не купаться в море», — рекомендует Азанова.
«Мой двухлетний внук после того, как искупался в море в районе Мацесты, был на месяц госпитализирован в инфекционную больницу Сочи, где была масса таких же детей, как он. Их десятками привозили в больницу, откачивали под капельницами. Я разговаривал с родителями и все они говорили одно и то же, что после купания в море детям становилось плохо», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Владимир Кимаев.
Работники станции скорой помощи в Сочи на условиях анонимности заявили, как летом забирали людей прямо с пляжа. «Особенно много было детей с симптомами отравления: рвота, тошнота, головокружение, повышенная температура тела. Несомненная причина — грязная вода, не очищенная от канализационных стоков. Ее глотают и дети, и взрослые, купаясь в море», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» один из сотрудников скорой помощи, представившийся Сергеем.
Однако чиновники не склонны видеть связь загрязнения моря стоками и заболеваний тех, кто в море купается.
«Летом нагрузки на врачей скорой помощи и инфекционных больниц действительно увеличиваются, поскольку люди плохо моют фрукты. Виноваты и родители, которые не следят за своими детьми», — уверена начальник управления здравоохранения Сочи Марина Вартазарян.
С ней солидарен Сосо Мебония, бывший главврач станции скорой помощи, ныне руководящий городской больницы № 3 в Хосте. «Надо после туалета тщательно мыть руки, и все будет в порядке», — посоветовал Мебония.
Глава города Сочи Анатолий Пахомов, в июле 2017 года подтвердил корреспонденту «Кавказского узла», что инфекционная больница в Лазаревском районе заполнена местными жителями и отдыхающими. «Люди должны понимать, что не надо открывать рот в море и глотать соленую воду! Тогда они не будут вызывать скорую помощь, и их не будут госпитализировать в инфекционную больницу», — дал совет Анатолий Пахомов.
Нехитрые советы чиновников контрастируют с масштабом проблемы, с которой столкнулся Сочи. Официальные ответы ведомств свидетельствуют о том, что кризис с очисткой канализационных стоков — не плод воображения экологов, активистов и недовольных горожан. Только эффективные действия могут прекратить сливы неочищенных вод в море и вернуть Сочи славу курорта с ароматом цветов.